Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 имени Медведева С.Р
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Не с именами прилагательными»
Подготовила учитель русского языка
и литературы Киселёва Олеся
Викторовна
г. Волжский
2014
Тема урока. Правописание НЕ с именами прилагательными
Тип урока. Знакомство с новым материалом
Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо
Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, проблемно-диалогический метод
Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная
Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.
Задачи:
• дидактические:
1) обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
3) обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;
4) формировать способность осознанного выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;
5) повторить правописания НЕ с другими частями речи;
• воспитательные:
1) показать силу и выразительность родного языка;
2) воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
3) воспитывать культуру поведения в обществе;
• развивающие:
1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;
2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;
3) развивать аналитические и творческие способности.
Оборудование. учебник «Русский язык. 6 класс», раздаточный дидактический материал (карточки).
Оборудование: доска,, индивидуальные карточки для учащихся, учебник русского языка 6 класса, автор М.Т.Баранов, ИКТ
Ход урока:
Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация Психологический настрой. — Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу отличного настроения и активной работы на уроке. Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня мы будем работать, и оценивать себя вместе. У вас на партах лежит лист оценивания, в который вы будете вносить оценки на каждом этапе своей деятельности (Приложение 1) (слайд1)
-Что объединяет все записанные вами существительные-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа) -Почему все эти слова пишутся с не слитно? -Какие правила правописания мы повторили? А теперь образуйте от существительных невежа и непоседа имена прилагательные Что вы увидели общего? (Слайд 3) Посмотрите на предложения(слайд 2) . Можете ли вы сразу раскрыть скобки? Почему нет? А может, да? (Не)глубокая река Медведица. (Не) глубокая, а мелкая река Медведица. Возникли ли у вас проблемы. Если да, то как вы думаете ,почему?. Мы оставим эти предложения. А когда выясним правило написания не с прилагательным вернёмся к ним и запишем верно. Постановка проблемного вопроса У вас всё сразу получилось? Или возникли сомнения? А хотите узнать, так ли это? 2. Целеполагание Над какой темой мы будем работать? Почему так решили?. Запишите тему урока в тетради. -Попытайтесь сформулировать цели нашего урока (слайд 4 презентации)
Раздаются листы оценивания. Напишите на листах, чему бы вы хотели научиться на уроке? Какие знания нам потребуются на уроке?
— Какие знания относятся к теоретическим?
— Какие знания относятся к практическим ?
На слайде опорная таблица. Поработаем с ней.(слайд 5 презентации)
Что общего между написанием не с существительными и прилагательными? А в чём различие? 3.Исследовательская работа
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на мобильные группы Распределите роли: 1)руководитель группы; 2)оформитель; 3)спикер; 4)эксперт. В задачу руководителя входит организация работы группы, оформитель записывает ответ в «Лист контроля», спикер отвечает на вопрос, данный группе, эксперт оценивает работу группы по предложенным критериям.
Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Внимание! На мониторе — порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы-7-10 минут Обсуждение итогов исследовательской работы
Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. Слово предоставляется спикерам.
1группа. Когда же не с прилагательными пишется слитно? 2 группа. Приведите примеры. 3 группа. Когда не с прилагательными пишется раздельно? (Когда в предложении есть противопоставление с союзом а, если к прилагательному относятся слова далеко не,вовсе не,ничуть не,нисколько не) 4группа. Приведите примеры. Кто смог придумать свои примеры? Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с. 128 п.54 ). Прочитаем правило вслух (п.2 и 3). К правильным выводам мы пришли? Эксперты, оцените работу своей группы и сдайте «Листки эксперта». Оформители, сдайте «Листы контроля». Работа в группах окончена.
Запись в словари.
Во теперь мы можем вернуться к предложениям, в написание которых вызвало у нас затруднение и записать их в тетрадь верно с объяснением. (слайд 7) 5. Первичная проверка понимания материала.
1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте) Побывал я однажды в стране, Выпишите все слова с не в два столбика.
— 6. Закрепление изученного материала. 1)Разноуровневые задания (Выполняют на карточках) 1уровень Задание: раскрыть скобки (Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; 2уровень Задание ? : отметьте случаи слитного написания ? (не)опытный юноша ? (не)исправный прибор ? далеко(не)единственный ? очень (не)обычный ? (не)жаль ? (не)приятель ? (не)лепый поступок ? (не)широкая.,а глубокая ? Нисколько (не)умен ? (не)большой, но уютный ? (не)учтивый человек ? Вовсе(не)опасное предложение 3уровень Задание:исправьте ошибки Не брежный почерк Несладкий чай Вовсе не привлекательный человек Очень не красивый Не мелкая, а глубокая река Ребенок не здоров Не замысловатые постройки Не дорогой,но удобный портфель Не учтивый человек Ничуть неинтересный фильм Некаменный дом Невысокий, но худой Река неглубока
7 .Рефлексия А теперь, вы проверите полученные знания, выполнив итоговый тест по теме .
Задание:выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме. Тест. Цель : проверить знания учащихся по теме. Отметьте номера правильных ответов. 1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
5.Слово с не- пишется раздельно:
6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:
Ключ (слайд 9)
( слайд 10)
Наш урок подошел к концу я понял… я узнал… я задумался… я удивился… я оцениваю свою работу на уроке … проанализируйте свою работу на уроке., подобрав по одному прилагательному,
-Удалось ли вам достичь поставленных на урок целей? — Встаньте те, кто доволен своей работой.
— Кому нужна моя помощь? -Кому из вас нужна помощь товарища? (запись фамилий тех детей, которым требуется помощь) Мне было приятно с вами работать, спасибо за урок. — Анализирую работу детей и выставляю оценки за урок.
|
Учащиеся поворачиваются к соседу по парте, улыбаются и говорят слова — пожелания друг другу.
Дети делают записи в тетрадях.
Слова на слайде для проверки.
Они характеризуют человека ,все они общего рода
Они не употребляются без не.
Не с именами существительными. . Ребята записывают слова.(невежливый,непоседливый)(слайд 2)
Прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не
Предложения на слайде
Варианты ответов
Мы ещё не знаем, как пишется не с прилагательными. Но можем предполоджить, что прилагательные пишутся с « не» слитно или раздельно по тем же правилам, что и существительные.
Не с именами прилагательными Потому что образовывали имена прилагательные с не. Запись темы в тетрадь.
Познакомиться с правилом написания не с прилагательными; сравнить его с правилом написания не с существительными.
.
.
Не с прилагательными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а. Также, как с существительными.
Различие в написании последних двух предложений. Мы ещё не изучали это правило. Значит нам надо узнать, какие ещё условия влияют на слитное или раздельное написание не с именами прилагательными
Работа с учебником стр 128, правило читают и проговаривают в паре друг другу. Составляют алгоритм .на доске вместе с учителем
Дети записывают предложения, открывают скобки ,проговаривая правило.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Ответы на слайде. (слайд 8)
Каждый ребёнок получает карточку с своего уровня и выполняет самостоятельно. Дальнейшая проверка. Выставление оценок
Работа с тестом. Проверка. Выставление оценок |
Приложение 1
Лист оценивания
| |
Этап урока | Оценка |
1. Устный ответ |
|
2 Работа в группе |
|
3.Обсуждение ответов |
|
4. Составление алгоритма |
|
5 Взаимопроверка |
|
6. Разноуровневое задание |
|
7 Тест |
|
Исследовательское задание (уровень А)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком – раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с прилагательными пишется слитно, а во второй — раздельно?
У него был не большой, а маленький дом Нисколько не интересная была эта книга Вовсе не интересная была эта книга. Никому не интересная была эта книга. |
3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.
Исследовательское задание (уровень Б)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком — раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с прилагатеьними пишется слитно, а во второй – раздельно?
У него был не большой, а маленький дом Нисколько не интересная была эта книга Вовсе не интересная была эта книга. Никому не интересная была эта книга. |
3. В помощь тебе опора-напоминание:
Небольшой-маленький (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);
Большой-маленький( противопоставление)
Исследовательское задание (уровень В)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с прилагательными пишется слитно, а при каком — раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с прилагательными пишется слитно, а во второй – раздельно?»
У него был не большой, а маленький дом Нисколько не интересная была эта книга Вовсе не интересная была эта книга. Никому не интересная была эта книга. |
3.Попробуй привести свои примеры.
Лист контроля (заполняет оформитель)
Не с прилагательными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или …………………………………………………………….
Например:………………………………………………………………
Не с прилагательными пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….или слова,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Например: ………………………………………………………………
Листок эксперта
1.Правильно ответили на вопрос … чел.
2.Неправильно ответили … чел.
3.Участвовали в обсуждении … чел.
4.Не участвовали в обсуждении … чел.
5.Пользовались подсказками (опоры, учебник) … чел.
6.Не пользовались подсказками … чел.
Список литературы
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
3. Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». – М.: типография Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009, вып. 5.
4. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6).
5. Курбатов Р.И. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка: Управленческие методы, педагогические приемы, конкретные модели работы учителя. — М.: Чистые пруды, 2009 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 20).
6. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2002.