Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования Таттинского улуса

МБОУ Чымнайская СОШ им. Г.Д.Бястинова – Бэс Дьараьына

Тема: Обозначение гласных звуков буквами после

букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ, ШИ.

(План – конспект урока по системе Эльконина – Давыдова, 1 класс)

Учитель: Кондакова Марина Ивановна

Чымнайи, 2012

Цели:

Обучающая: — Учить обозначать гласные звуки буквами после букв Ж и Ш

Развивающая: — Формировать умение выявлять проблему, контролировать свои действия;

Воспитательная: — воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Что узнали на прошлом уроке? (Узнали какими буквами обозначаются на письме звуки Ж и Ш. Познакомились с работой букв гласных звуков).

— Что вы знаете о звуках Ж, Ш?

(Ш – согласный, твёрдый, глухой, Ж – согласный, твёрдый, звонкий. Эти звуки парные Ж — Ш).

— Кто из вас желает узнать больше об этих звуках и буквах?

2. Актуализация знаний.

Что это? (Пружина)

— Составьте звуковую модель к слову «Пружина»

Что это? (Машина)

— Составьте звуковую модель к слову «Машина»

Что это? (Шест)

— Составьте звуковую модель к слову «Шест»

— Составьте буквенную модель в этих словах.

П Р У ? И Н А

М А ? И Н А

? Е С Т

  1. Этап разрыва между знанием и незнанием.

-Давайте прочитаем, что получилось.

  1. Этап выявления проблемы.

Для того, чтобы найти проблему, надо узнать какой гласный звук обозначается после букв Ж и Ш.

  1. Этап целеполагания.

Цель: Найти способ обозначения буквой звук после букв Ж, Ш.

  1. Этап поиска способа обозначения.

— Наблюдение за произношением звука

П Р У ? И Н А

М А ? И Н А

? Е С Т

— В слове «Пружина» какой звук слышится после буквы Ж. (Ы или И);

— В слове «Машина» какой звук слышится после буквы Ш. (Ы или И);

— В слове «Шест» какой звук слышится после буквы Ш. (Э или Е).

— Обсудите в парах, какая буква подходит и почему?

Вывод: В словах «пружина» и «машина» из всех гласных букв подходит буква И.

Есть такое правило: ЖИ, ШИ пиши букву И.

В слове «шест» из всех гласных букв больше подходит буква Е.

  1. Этап первичного закрепления.

Чтение слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ШЕ

Жизнь живой жевал

Жил вышла вышел

Шерсть широкий шерстяной

Физкультминутка

На болоте жабы жили.

И друг с другом так дружили.

Прыгали они по кочкам,

Спали вместе тёмной кочкой.

А проснувшись поутру,

Начинаем вновь игру.

Сесть и встать

И два прыжка

Вместе весело всегда.

-Кто самый внимательный?

Какие слова встретились с сочетанием ЖИ, ШИ?

— Работа в группах

1 группа

Запиши данные слова во множественном числе, подчеркни сочетания:

ГРУША, КРЫША, МАЛЫШ, НОЖ

2 группа

Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут ____________ .

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ______________ .

3 группа

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания

КОЛЮЧИЙ Ж . РАВЛЬ

ДУШ . СТЫЕ ГУСЬ

Ж . РНЫЙ ЁЖИК

ДЛИННОНОГИЙ ЛАНДЫШ .

  1. Этап подведения итога урока.

-Что нового узнали на уроке?

(Узнали о сочетаниях ЖИ, ШИ, ШЕ)

— Чему учились?

(Учились писать правильно слова с сочетаниями ЖИ, ШИ)

— Какие слова с сочетаниями вы запомнили?

— Вы достигли поставленной цели?

— Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here