КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс ( ШКОЛА 2100)
Автор: Лысенкова Елена Михайловна – учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ СОШ №52 г.Архангельск.
ТЕМА: Образование имён прилагательных.
Цели урока:
Образовательные:
— изучить способы образования имён прилагательных, формировать умение разбора имён прилагательных на основе словообразовательного анализа.
Развивающие:
— развитие мышления, памяти, внимания
— монологической речи, словарного запаса, орфографической зоркости учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать умение работать в коллективе, в парах, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
Положительный настрой детей на работу.
II Словарная работа
* Что обозначает слово КРАСНЫЙ ? (цвет, красоту)
Давайте проверим ваши ответы.
Учебник стр.84 Работа с текстом.
В старину слово красный означало красивый.
Именно в таком значении оно употреблялось в сочетаниях красна девица,
красно солнышко, Красная площадь. А потом это слово стали использовать для
названия краски. У красного цвета много оттенков: есть алый цвет, багровый
цвет, пурпурный и другие. Потом слово красный стало обозначать просто цвет.
от него образовались слова красить, краска.
* Ваши предположения оказались верными.
красный пунцовый * Как называется данная группа слов?
багровый пурпурный (синонимы)
багряный огненный * Какие оттенки красного цвета называют
алый эти имена прилагательные?
* Попробуйте объяснить значение данных словосочетаний:
КРАСНАЯ БУКВА — первая, заглавная. Раньше в книгах её рисовали
очень красивой (показ иллюстраций).
КРАСНАЯ СТРОКА — для чего она? Выделяется новость, абзац.
Первая строка абзаца рукописной книги
выделялась красным цветом. Далее перестала
выделяться, но название строки сохранилось.
КРАСНЫЙ ДЕНЬ — важный день, какой-нибудь праздник.
КРАСНОЕ СЛОВЦО — меткое, остроумное.
Вывод: в зависимости от сочетания с другим словом слово может менять
значение. Это происходит и в предложении. Давайте разберём пословицы.
* Не красна изба углами, а красна пирогами.(Важно не какой дом, а какие
люди в нём живут.)
* Красна птица пером, а человек умом .(Для птицы внешний вид очень важен,
а для человека, кроме внешнего облика важен его внутренний мир, умственные
способности.)
? Какие ещё пословицы имеют подобный смысл. Назовите.
— Не всяк умён, кто в красное наряжён.
— По одёжке встречают, по уму провожают.
Д/з Найдите ещё такие пословицы к следующему уроку.
III Минутка чистописания
Вокруг столько всего красивого. А сейчас у нас минутка чистописания. Пусть она тоже будет красивой.
* К к
* красный прекрасный красивый
* Спишите одну из пословиц.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
IV Подготовка к изучению нового
Пень – пенёк малина – малинник бег — пробежка
Ёж – ежонок берёза – берёзонька ход — выход
*Как образовано 2 слово в каждой паре? При помощи чего? Выделите.
Вывод: им. сущ. образованы от основ им. сущ. при помощи суф. и приставок.
Мы повторили способы образования имён существительных.
ПРОБЛЕМА: А какой частью речи является слово КРАСИВЫЙ, как же оно
образовано? Давайте узнаем это на уроке.
*Сформулируйте тему и задачу нашего урока.
ТЕМА: ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
ЗАДАЧА: ИЗУЧИТЬ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
V Изучение нового материала
-
Повторить порядок разбора слова по составу ( карточки ).
Что объединяет эти слова?
-
февраль – — основа состоит только из корня
апрель — — сущ.
май — — название месяцев
июнь — — ед. ч.
июль — — м.р.
сентябрь — — в н.ф. нулевое окончание
-
Образуйте от данных сущ. имена прилагательные и запишите парами.
-
Выделите основы во всех словах.
-
Понаблюдайте как выглядят основы сущ. и прилагат. Чем отличаются?
(у прилаг. к основе им. сущ. добавляется суффикс -ск- )
*Сделайте вывод, как образованы эти прилагательные?
(от основы им сущ. при помощи суффикса -ск — )
Карточки с и по ходу урока вывешиваются на доску.
-
УЧЕБНИК стр.85 № 338 (приложение №1)
*Как образованы им.прил. в 1 столбике?
* Во 2 столбике?
*Запишите слова вместо ?, разберите их по составу.
Настольный Почему в слове
Длинный ? длинный — нн
Лунный длина — н
Сонный
Как образованы им. прилагательные в данном упр.? ( от основы им сущ. при
помощи суффикса -н- и приставок на-, под-.)
ФИЗМИНУТКА Игра «Путаница»
4. Работа в парах с комментированием (по вариантам)
1 в. 2 в.
З_лёнен_кий т_лстоватый
Сла_кая см_шная
П_олевые бли_кое
Цв_тную б_рёзовый
Мес_ный грус_ный
*Спишите, вставьте пропущенную букву.
*Объясните орфограмму.
* Разберите слова по составу.
? Что нового узнали об образовании прилаг.?
Вывод: им.прил. могут быть образованы от основ им.сущ. при помощи
суффиксов -еньк-, -ев-, -оват-, -н-.
*** САМООЦЕНКА
(дети оценивают свою работу, изображая линеечку успеха)
VI Закрепление пройденного
Соревнование по колонкам.
* Образуйте и запишите им.прилагательные.
1 к. 2 к. 3 к.
Карман честь ячмень
Машина ужас мина
Кость конь вкус
Грусть картон место
Скука звук молоко
Удача небеса век
Год берег дуб
Море зверь кошка
Рис дом мышь
-
Проверка .
*Ещё при помощи каких суффиксов вы образовали им.прилагательные?
VII Итог урока
Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока.
Так как же образовалось слово КРАСИВЫЙ ?
(от основы сущ. краса при помощи суффикса — ив -)
Вот мы и ответили на вопрос урока.
Что нового ещё узнали?
Д/З Все ли месяцы записаны на доске? Образуйте от них прилагательные и может
вы сделаете свои маленькие открытия.
И в заключении составьте слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы «е» (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание — первая буква алфавита (-а).
ПЕРЕМЕНКА
Вот и подошёл к концу наш урок и теперь можно отдохнуть на переменке!
Приложение №1
Упражнение №338
Грязь + н = грязный на + стена + н =настенный
Ум + н =умный под + вода + н = подводный
Конь +н =конный на +стол + н = ?
Длина + н = ?
Луна + н = ?
Сон + н = ?