Урок русского языка в 4 классе по теме: Основные типы и признаки

склонения имен существительных.

Целеполагание: формирование умения определять склонение по роду и

окончанию в процессе выполнения практических заданий и

развитие мышления, внимания, памяти, умения анализировать и

классифицировать, навыков грамотного письма и орфографической зоркости.

Оборудование: презентация, предметные картинки, карточки для групповой

работы, карточки с номерами 1, 2, 3, учебник для 4 класса «Русский язык»

первая часть Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой, рабочие тетради.

Ход урока

I Организационный момент

У: — Хорошего настроения и успехов. Все ли готовы к уроку?

— Тогда вперѐд, к открытию новых знаний!

II Чистописание

РР рр

У: — Откройте тетради, проанализируйте результативность выполнения

домашней работы: что получилось, что не получилось и почему.

Возникли ли у вас вопросы?

У:-Запишите число 20 ноября (орфографическое чтение)

У: -Вспомните каллиграфическое написание элементов букв.

-Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена красиво.

III Актуализация знаний

У: — Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Закончите

предложение.

1. Имя существительное –это…

2. Имя существительное обозначает…

3. Имя существительное отвечает на вопросы:

4. Признак, для определения которого, мы подбираем вспомогательные

слова ―он мой‖, ―она моя‖, ―оно моѐ‖…

5. Категория имени существительного, которая определяет количество

предметов – это…

6. Признак, который мы определяем по вопросу ―кто?‖ — …(одушевленность)

7. Признак противоположный по значению одушевленности –

это…(неодушевленность)

8. Если существительное в форме единственного числа и Именительного

падежа, то такая форма называется…(начальной)

У:-Поставьте записанные вами существительные в начальную форму.

9. Изменение имѐн существительных по падежным вопросам

называется…(склонение)

У:-Как много вы уже знаете о существительном. Как считаете, есть ли темы

не знакомые нами и то чему еще нужно учиться? (Да)

У:-Убедиться в этом или опровергнуть мы сможем выполнив следующее

задание

Переход к проблеме.

У: — Проговорим орфографически. Запишем в тетрадь.

Ребята читают рассказы о зиме и осени.

— Найдите имена существительные в единственном числе. (зиме, осени)

Что общего в тих словах?

— Определим и сравним род этих имен существительных, поставив в

начальную форму.

Ребята читают рассказы о зиме и осени.

ж.р.

ж.р.

— Вывод: Оба этих существительных женского рода.

-Чем слова различаются?

— Может они стоят в разных падежах? Определите падеж.

Ребята читают рассказы о зиме П.п.

и осени П.п.

-Вывод: Падеж у них тоже одинаков.

— Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания? (разные)

— КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОс?

-Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?

— Предположите, только ли от числа, рода, падежа зависит написание

окончаний имен существительных?

— Итак, значит, есть что-то важное, и пока неизвестное?

— Предположить можете, что же это? (склонение)

У: У слова СКЛОНЕНИЕ есть ещё тайна. Сегодня мы еѐ раскроем.

— Значит, какая цель нашего урока? (узнать новое о склонении имени

существительного)

IV Открытие новых знаний.

— И так продолжим нашу работу в парах.

Распределите им. Сущ. В группы1,2,3

У: — Как вы сейчас раскрыли его тайну. КАК вы распределили на группы им.сущ. ?

— Тема урока «Три типа склонения имен существительных»

(запись на доске и в тетради)

Постановка учебной задачи

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться определять тип

склонения имен существительных) а для чего это нужно уметь делать

ЧТОБЫ ПРВИЛЬНО ПИСАТЬ ОКОНЧАНИЯ У ИМ. СУЩ..

Составление алгоритма действий

У: – Как нужно действовать, чтобы определить тип склонения

существительных?

— Создадим алгоритм действий.

— Пронумеруйте очередность действий.

1. Найти и поставить существительное в начальную форму

2. Определить род

3 Выделить окончание

4 Определить тип склонения

(индивидуальные высказывания)

У: — Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос ―Почему у

существительных зиме осени разные окончания?‖

— Теперь можете объяснить почему? (У них разное склонение)

— Так от чего ещѐ зависят окончания имен существительных? (от типа склонения)

У: — Вот как важно уметь определять склонение.

Работа по учебникус.109

Рассмотрите таблицу

Как она называется?

Найдите и прочитайте вывод в учебнике

V Первичная проверка понимания

Работа по учебнику с.103 №69

У: — Используя алгоритм, распределите имена существительные в три

группы по признаку – склонение.

Крапива, черепаха, собаки, вишней, батарею, месяц, эхо, осень, огнем, гуси, о

медведе, метро, мыло, дверь, печь, осень, полотенце, лето.

(комментирование по алгоритму)

1. Поставить существительное в начальную форму

2. Определить род

3. Выделить окончание

4. Определить склонение

У:-Ребята что нового узнали в ходе выполнения этого задания? (есть сущ.

несклоняемые)

У:-Кому легко удается определить тип склонения?

У:-Почему?

VI Первичное закрепление.

С.104 №70

VII Информация о домашнем задании.

Выполни любые два задания (на выбор).

. Выпиши из словаря 15 слов и определи склонение.

VIII Рефлексия

–Закончите предложение:

Чтобы определить тип склонения и падеж существительного необходимо знать…

(начальную форму, род, окончание, падеж)

-Я оцениваю свою работу на уроке…

— Сегодня на уроке мне удалось…

-Мне на уроке показалось трудным…

-Мне урок ….

Заявка

на участие в соревнованиях по баскетболу среди девочек 2000 г.р. и младше

на первенство ДЮСШ № 3 от команды СОШ № 27

Состав команды

Год рождения

Виза врача

1

Бекетова Асемгуль

2000

2

Стукалова Лиза

2001

3

Жукова Аня

2001

4

Хусаинова Карина

2001

5

Трофимова Саша

2001

6

Булатова Даша

2003

7

Бекбусинова Алина

2002

8

Головенченко Агата

2003

9

Ковтун Кристина

2003

10

Нарайкина Юля

2003

11

Помогаева Оля

2002

12

Расулова Эльмира

2003

13

Зайдулина Люда

2002

14

Серекпаева Аделя

2002

15

Шапочкина Люба

2000

Врач: Абдинова Н. А.

Директор: Муратова Е. В.

Тренер: Черемшанцев А. В.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here