Урок русского языка в 4 классе по теме: Основные типы и признаки
склонения имен существительных.
Целеполагание: формирование умения определять склонение по роду и
окончанию в процессе выполнения практических заданий и
развитие мышления, внимания, памяти, умения анализировать и
классифицировать, навыков грамотного письма и орфографической зоркости.
Оборудование: презентация, предметные картинки, карточки для групповой
работы, карточки с номерами 1, 2, 3, учебник для 4 класса «Русский язык»
первая часть Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой, рабочие тетради.
Ход урока
I Организационный момент
У: — Хорошего настроения и успехов. Все ли готовы к уроку?
— Тогда вперѐд, к открытию новых знаний!
II Чистописание
РР рр
У: — Откройте тетради, проанализируйте результативность выполнения
домашней работы: что получилось, что не получилось и почему.
Возникли ли у вас вопросы?
У:-Запишите число 20 ноября (орфографическое чтение)
У: -Вспомните каллиграфическое написание элементов букв.
-Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена красиво.
III Актуализация знаний
У: — Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Закончите
предложение.
1. Имя существительное –это…
2. Имя существительное обозначает…
3. Имя существительное отвечает на вопросы:
4. Признак, для определения которого, мы подбираем вспомогательные
слова ―он мой‖, ―она моя‖, ―оно моѐ‖…
5. Категория имени существительного, которая определяет количество
предметов – это…
6. Признак, который мы определяем по вопросу ―кто?‖ — …(одушевленность)
7. Признак противоположный по значению одушевленности –
это…(неодушевленность)
8. Если существительное в форме единственного числа и Именительного
падежа, то такая форма называется…(начальной)
У:-Поставьте записанные вами существительные в начальную форму.
9. Изменение имѐн существительных по падежным вопросам
называется…(склонение)
У:-Как много вы уже знаете о существительном. Как считаете, есть ли темы
не знакомые нами и то чему еще нужно учиться? (Да)
У:-Убедиться в этом или опровергнуть мы сможем выполнив следующее
задание
Переход к проблеме.
У: — Проговорим орфографически. Запишем в тетрадь.
Ребята читают рассказы о зиме и осени.
— Найдите имена существительные в единственном числе. (зиме, осени)
Что общего в тих словах?
— Определим и сравним род этих имен существительных, поставив в
начальную форму.
Ребята читают рассказы о зиме и осени.
ж.р.
ж.р.
— Вывод: Оба этих существительных женского рода.
-Чем слова различаются?
— Может они стоят в разных падежах? Определите падеж.
Ребята читают рассказы о зиме П.п.
и осени П.п.
-Вывод: Падеж у них тоже одинаков.
— Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания? (разные)
— КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОс?
-Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?
— Предположите, только ли от числа, рода, падежа зависит написание
окончаний имен существительных?
— Итак, значит, есть что-то важное, и пока неизвестное?
— Предположить можете, что же это? (склонение)
У: У слова СКЛОНЕНИЕ есть ещё тайна. Сегодня мы еѐ раскроем.
— Значит, какая цель нашего урока? (узнать новое о склонении имени
существительного)
IV Открытие новых знаний.
— И так продолжим нашу работу в парах.
Распределите им. Сущ. В группы1,2,3
У: — Как вы сейчас раскрыли его тайну. КАК вы распределили на группы им.сущ. ?
— Тема урока «Три типа склонения имен существительных»
(запись на доске и в тетради)
Постановка учебной задачи
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться определять тип
склонения имен существительных) а для чего это нужно уметь делать
ЧТОБЫ ПРВИЛЬНО ПИСАТЬ ОКОНЧАНИЯ У ИМ. СУЩ..
Составление алгоритма действий
У: – Как нужно действовать, чтобы определить тип склонения
существительных?
— Создадим алгоритм действий.
— Пронумеруйте очередность действий.
1. Найти и поставить существительное в начальную форму
2. Определить род
3 Выделить окончание
4 Определить тип склонения
(индивидуальные высказывания)
У: — Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос ―Почему у
существительных зиме осени разные окончания?‖
— Теперь можете объяснить почему? (У них разное склонение)
— Так от чего ещѐ зависят окончания имен существительных? (от типа склонения)
У: — Вот как важно уметь определять склонение.
Работа по учебникус.109
Рассмотрите таблицу
Как она называется?
Найдите и прочитайте вывод в учебнике
V Первичная проверка понимания
Работа по учебнику с.103 №69
У: — Используя алгоритм, распределите имена существительные в три
группы по признаку – склонение.
Крапива, черепаха, собаки, вишней, батарею, месяц, эхо, осень, огнем, гуси, о
медведе, метро, мыло, дверь, печь, осень, полотенце, лето.
(комментирование по алгоритму)
1. Поставить существительное в начальную форму
2. Определить род
3. Выделить окончание
4. Определить склонение
У:-Ребята что нового узнали в ходе выполнения этого задания? (есть сущ.
несклоняемые)
У:-Кому легко удается определить тип склонения?
У:-Почему?
VI Первичное закрепление.
С.104 №70
VII Информация о домашнем задании.
Выполни любые два задания (на выбор).
. Выпиши из словаря 15 слов и определи склонение.
VIII Рефлексия
–Закончите предложение:
Чтобы определить тип склонения и падеж существительного необходимо знать…
(начальную форму, род, окончание, падеж)
-Я оцениваю свою работу на уроке…
— Сегодня на уроке мне удалось…
-Мне на уроке показалось трудным…
-Мне урок ….
Заявка
на участие в соревнованиях по баскетболу среди девочек 2000 г.р. и младше
на первенство ДЮСШ № 3 от команды СОШ № 27
Состав команды | Год рождения | Виза врача | |
1 | Бекетова Асемгуль | 2000 |
|
2 | Стукалова Лиза | 2001 |
|
3 | Жукова Аня | 2001 |
|
4 | Хусаинова Карина | 2001 |
|
5 | Трофимова Саша | 2001 |
|
6 | Булатова Даша | 2003 |
|
7 | Бекбусинова Алина | 2002 |
|
8 | Головенченко Агата | 2003 |
|
9 | Ковтун Кристина | 2003 |
|
10 | Нарайкина Юля | 2003 |
|
11 | Помогаева Оля | 2002 |
|
12 | Расулова Эльмира | 2003 |
|
13 | Зайдулина Люда | 2002 |
|
14 | Серекпаева Аделя | 2002 |
|
15 | Шапочкина Люба | 2000 |
|
Врач: Абдинова Н. А.
Директор: Муратова Е. В.
Тренер: Черемшанцев А. В.