Урок русского языка

с использованием ИКТ

Тема: « Правописание безударных окончаний глаголов»

4 класс

УМК « Начальная школа XXI века»

Подготовила

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 4»

Новосёлова Валентина Николаевна

г. Губкинский

2013 г

Урок русского языка

« Правописание безударных окончаний глаголов»

Цели урока: Закрепление и систематизация знаний учащихся о правописании безударных окончаний глаголов.

Задачи:

  1. Формировать умение выбирать способ определения спряжения глаголов. Отрабатывать навык правильного написания безударных личных окончаний глаголов с опорой на указанное спряжение , продолжить заучивание системы личных окончаний глаголов 1 –го и 2-го спряжение.

  2. Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать ,развивать орфографическую зоркость.

3.Воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива

Учащиеся должны

знать

  1. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

  2. Глаголы-исключения

уметь

  1. определять ударное или безударное личное окончание глагола;

  2. образовывать начальную форму глагола и личную форму глагола;

  3. правильно писать безударное окончание глагола в личной форме;

Оборудование урока:

  1. Учебник С.В. Иванов «Русский язык» 4 класс, часть 1;

  2. Рабочая тетрадь М.И. Кузнецова «Пишем грамотно», 4 класс, часть 1;

  3. карточки для работы в группах;

  4. карточки для индивидуальной работы;

  5. слайд-презентация к уроку

Ход урока.

I. Орг. момент. Слайд

Учитель:

Прозвенел для нас звонок,

Начинаем наш урок.

Станьте ровно, распрямитесь

И друг другу улыбнитесь.

Учитель:

— Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули.

2.Чистописание

На доске записано слово: Бок

— Замените в лове бок одну букву так , чтобы получилось новое слово, запишите цепочку слов.

Бок- бак- бал- был — бык

Слайд

3. Вхождение в тему.

На слайде № 3 слова: ночует, кричит, трещал, пчела, бегут, строит.

Найди “лишнее”:

  • пчела – имя существительное

  • бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе

  • кричит – имеет ударное окончание

  • трещал – глагол прошедшего времени

  • О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? ( о глаголе)

Слайд

От знаний уйд…шь – в хвосте буд…шь.

  • Прочитайте пословицу. Как вы её поняли ?

  • Какая орфограмма в глаголе. ( безударная гласная в окончании глагола)

  • Кто сможет назвать тему нашего урока?

Слайд

4. Правописание безударных окончаний глаголов

— От чего зависит окончание глагола?

(от спряжения).

Слайд

  1. Что называется спряжением глаголов?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

  1. Сколько спряжений глаголов в русском языке?

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения — I и II,

-которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях.

5. Задание Слайд.

Прочитайте отрывок. Из какого произведения и кто автор? « Сказка о царе Салтане» « Сказка о золотом петушке» А.С Пушкин.

Море весело шум…т,

Судно весело беж…т.

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана…

Петушок с высокой спицы

Стереж…т свои границы…

Выпишите глаголы, вставьте окончания, определите спряжение.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями.

Слайд

Ставьте плюс если всё правильно.

Какая ещё орфограмма встретилась в правописании глаголов?

( Правописание буквы о-ё в окончаниях глаголов после шипящих)

Итог: 3. Как можно определить спряжение глагола?

Чтобы определить какого спряжения глагол, нужно посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова.

4. Как определить спряжение, если ударение в глаголе падает на окончание?

Если ударение падает на окончание, то спряжение определяется на слух по окончанию.

V. Работа по учебнику стр. 117

— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 117.

Рубрика « Давай подумаем» читает ученик

— А как вы думаете, можно правильно написать окончание глагола, если известно его спряжение? (Можно)

— А что мы должны знать ещё для этого? (Правильно: какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения)

— Итак, продолжите фразу (учащиеся отвечают) (на слайдах названные детьми ответы)

(Слайд № 5) 1) Глаголы 1 спряжения в личной форме имеют окончания….

(Слайд № 6) 2) Глаголы 2 спряжения в личной форме имеют окончания….

— Молодцы!

Стр 117 упр 1

— Упражнение выполним по цепочке (по 1 уч-ся у доски)

— Молодцы!

Физминутка Слайд

6 Работа в группах.

— Вспомним правила работы в группах.

1. Выбрать ответственных.

2. Каждый имеет право высказать своё собственное мнение

3.Формулируйте свои выражения просто и ясно

4. Умейте слушать и быть услышанным

5. Умейте дискутировать. Сделать общее заключение

6. Умейте обсудить заданную проблему за отведённое время

Распределитесь по группам.

— Ребята у вас даны глаголы .Поставьте ударение , определите спряжение доказывая письменно .

1группа

Ход….м — ходить (на ить — 2спр)

Доверя…м – доверять ( на ять 1 спр)

2группа

Пол…м – полоть (на оть 1 спр)

Отпи…м — отпилить ( на ить 2 спр)

3 группа

Объявля…т – объявлять ( на ять 1 спр)

Езд..м — ездить ( на ить 2 спр)

4группа

Закручива…т – закручивать ( на ать 1спр)

Закрут…т – закрутить ( на ить 2 спр)

5 группа

Бор…мся- бороться ( на оть 1 спр)

Разруб…шь – разрубить ( на ить 2 спр)

Выходят к доске объясняют.

Что вы заметили? На ить – 2 спряжение. Остальные 1 спряжения

Давайте попробуем составить алгоритм определения спряжения глагола

— Первое что мы будем выполнять

Слайд Алгоритм.

Ударение падает на

/ / — е — — и — инфинитив (что делать? что сделать?)

I II

I IIЫТЬИТЬ

— ЕТЬ — смотреть — слышать

— АТЬ — видеть — дышать

— ОТЬ — зависеть — держать

— УТЬ — ненавидеть — гнать

— ЯТЬ — терпеть

— Брить — вертеть

— Стелить — обидеть

Е , -ут, -ют И , -ат, -ят

Самостоятельная работа ( на оценку)

Выбор : н а карточках

Тренажер на компьютере

Стр 118 уч упр 3

Карточки:

Запишите в тетрадь по образцу

Образец : Чита..шь книгу — читать, — ать- Iспр , читаешь;

Стро..шь дом , паш..т землю, лов..т рыбу , ему тяжело дыш..тся ,

ненавид..ть ложь, слуша..т музыку , скач..т вперед , пиш..т письмо ,

смотр..т телевизор .

Если осталось время по вариантам ( Слайд паровозик)

VII.Домашнее задание

Тетрадь « Пишем грамотно» страница 45-46, №1, 2 по выбору

VIII. Итог урока

— Проанализируйте свою работу на уроке, закончив фразу.

« Сегодня на уроке я узнал…»

Слайд

Спасибо за работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here