Урок русского языка
по теме: Приставка как часть слова.
2 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классов
МБОУ Щелканской СОШ
Руднянского района
Волгоградской области
Рубцова С.В.
2012-2013 уч.год
Урок русского языка по теме: Приставка как часть слова.
(Программа «Начальная школа XXI века»)
Цель урока:
Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.
Задачи:
— образовательные:
1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;
2. Вывести алгоритм нахождения приставки;
-развивающие:
Создать условия для развития умения рассуждать, анализировать, формулировать учебную задачу
-воспитательные:
Создать условия для воспитания бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
Тип урока: формирование новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос, дифференцированная самостоятельная работа, моделирование опорной схемы
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio Studio, учебник Русский язык 2 класс С. Иванов, издательство Вентана – Граф.
Дидактические средства: слайды презентации, ЦК ЭОР.
Структура и ход урока
I.Организация начала урока.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
II.Актуализация опорных знаний. Формулирование целей и задач урока.
Слайд №1:
Слайд №1(открыть шторку): Составить цепочки из букв:
1 вариант – н д з
2 вариант – н т с
Слайд №2:
Проверка: 1 вар.- нзд, ндз, дзн, днз, здн, знд
2 вар.- нтс, нст, тнс, тсн, стн, снт
— Какую орфограмму вы вспомнили, глядя на выделенные сочетания? (непроизносимые согласные)
— Как проверить непроизносимые согласные в корне?
— Что объединяет эти слова? (словарные слова с непроизносимыми согласными)
— Вставьте пропущенные буквы.
—Посмотрите на следующий слайд.
-Подумайте, какое здесь слово лишнее? Почему?
— Какая часть самая главная?
— Как найти корень слова?
— Послушайте стихотворение и назовите однокоренные (родственные) слова слову «сад»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово было корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов
Вот из садика — рассада
И ещё посадки рядом.
(сад, садик, рассада, посадки )
Слайд №5:
— Запишем эти слова: сад, садик, рассада, посадки
— Выделите в словах все части слова. (один ученик на интерактивной доске выделяет части слова)
2. Самоопределение к деятельности
— Почему осталась невыделенная часть в словах « рассада, «посадки»? (не знаем что это)
— Какой у вас возникает вопрос? (как называется эта часть и как выделяется)
— А есть ли желание у вас узнать? (да)
— Тогда поставьте задачу на урок.
Узнать, как называется часть, которая стоит перед корнем и как обозначается.
III. Изучение нового материала.
1. Открытие новых знаний.
— Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
— Откройте учебник на стр.128 и раскройте тайну русского языка. (дети читают)
-Что же это за часть слова?
2. Первичная проверка усвоения знаний.
Слайд №6: Ответьте на вопросы:
— Что такое приставка?
— Где находится приставка в слове?
— Для чего служит приставка?
—Какова тема урока?
Слайд №6 (открыть шторку): Приставка как часть слова.
—Послушайте сказку о приставке.
— Почему приставка стоит вначале слова?
(Потому что, корень и суффикс по отношению к приставке поступили как галантные кавалеры.)
—Что подарили приставке? Для чего?
Слайд №8: -Кто сможет расставить части слова в схеме правильно?
3. Первичное закрепление знаний.
1) Работа в парах.
— А сейчас вы поработаете в парах. Найдите упр.1 в учебнике стр. 128
Прочитайте задание. Подберите к слову нужную приставку.
Проверка. (Дети читают получившиеся словосочетания)
2) Составление алгоритма нахождения приставки.
— А как же найти приставку в слове. Давайте расставим по порядку рассыпавшийся алгоритм нахождения приставки. В какой последовательности нужно выполнить действия?
Укажи корень.
Назови часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.
Назови приставку.
Подбери однокоренные слова.
Проверьте себя по учебнику (стр.129)
3) Дифференцированная работа по учебнику.
— Продолжим работу по учебнику. Найдите упр.2 и 3 на стр. 129
Прочитайте задание, подумайте, с каким заданием вы сможете справиться самостоятельно.
В упр. 2 нужно списать слова и выделить приставку
В упр. 3 составить сначала эти слова, а потом выделить в них приставку.
(Дети самостоятельно выполняют упражнения)
Проверка.
— От чего зависит значение в данных словах?
-Какие приставки есть в русском языке?
5. Работа с электронным приложением.(Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Программа «Перпектива»)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Разрешение проблемы
—Давайте ещё раз посмотрим на задание, которое мы не выполнили в начале урока.
—Можете выделить оставшуюся часть слова
Продолжите предложение:
На уроке я узнал(а) ….
Понял(а) …
Научился(а) ….
—Всё ли мы узнали о приставках?
—Какая цель следующих уроков?
2. Самооценка детей. (по уровню самоконтроля)
Кому всё было понятно ….
У кого ещё были трудности …
Кому было непонятно ничего …
V. Информация о домашнем задании. по выбору упр 4. или упр. 5 и правило на стр.128
Используемые ресурсы:
-
http://www.eorhelp.ru/sites/default/files/repository/330849/Urok_russkogo_jazyka_vo_2_klasse_0.docx
-
ЦК ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/574b6f18-1c4b-4e5a-9b50-bfbaf6bad02e/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BMA_011%5D.swf