ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж

КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

во 2 «В» классе МБОУ СОШ №13

Выполнила: студентка 42 группы

специальность 050719.52

«Коррекционная педагогика

в начальном образовании»

Кавтаськина Анастасия

Методист

Севостьянова О.В.

________________

Учитель

Захардяева О.Ю.

_________________

г. о. Самара, 2013 – 2014 учебный год

Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Цель: Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи:

  1. Развитие умения выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

  2. Формировать орфографический навык.

  3. Совершенствовать навык каллиграфического письма.

  4. Развитие умения слушать и понимать других.

  5. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока

І. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Николаевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь.

ІІ. Минутка чистописания.

— Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: пятое декабря, классная работа.

— Посмотрите на соединения, написанные на доске: вр, кд, уч.

— Какие правила мы должны соблюдать при каллиграфическом написании

этих букв? (одинаковый наклон, одинаковую высоту, одинаковую ширину).

ІІІ. Словарная работа.

— Я вам буду диктовать слова, вы запишите их в тетрадь через запятую.

Выделите орфограмму и поставьте ударение: язык, Россия, работа, погода,

мороз, народ, русский, рассказ, артист, театр.

— Проверим по цепочке слова.

IѴ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

— Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике на странице 89.

— Что вы видите на центральном кадре? (Вову и Петю).

— Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

— Что же получится? (Слово корешок).

— Что же такое –ок-? (Это часть слова.)

— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?? (Новую часть слова).

Ѵ. Анализ языкового материала.

Посмотритенаслова, написанныенадоске.

дом домик домище

нос носик носище

кот котик котище

— Выделим корень в этих словах.

— Найдите общую часть в словах первого столбика. Какая это часть? (-ок-).

— Можно ли назвать эту часть корнем? Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов?

(Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

— Где находится эта часть в словах? (После корня.)

— Найдите общую часть в словах второго столбика. Какая это часть? (ище).

— Можно ли назвать эту часть корнем? Почему часть (ище) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов?

(Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

— Где находится эта часть в словах? (После корня.)

— Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

— Как изменится значение слова, если добавить такую часть слова?

(1 столбик — слова стали называть маленькие предметы, 2 столбик – большие предметы).

— Сделайте вывод: какое значение придает слову часть – ок?

(Уменьшительно-ласкательное.)

— А часть –ище? (делает значение слова большим).

— Чтовызаметили, чтоменяетчастьслова, стоящаяпослекорня? (Частьсловаменяетегозначение: делаетпредметоченьмаленькимилиоченьбольшим.)

ѴI. Обобщение признаков.

— Какой вывод мы можем сделать о функции этой части слова?

— Данная часть слова меняет его значение: делает предмет очень большим или очень маленьким.

Ребята, эта часть слова называется суффикс. Давайте проверим сделанные вами выводы.

ѴII. Осознание формулировки.

— Ребята, сейчас мы с вами прочитаем определение суффикса на странице 90.

Сначала прочитайте определение про себя. Чтение определения1 учеником.

— А теперь прочитайте алгоритм правильного выделения суффикса. Сначала

про себя, затем читает 1 ученик.

— Суффикс — это часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют

новые слова (на доске слово: дуб — дубок, выделяю корень, затем суффикс в

слове).

— Какие действия нам нужно сделать, для того чтобы правильно выделить

суффикс? Составим алгоритм:

  • Объяснить слово с помощью однокоренного (дубок – маленький дуб);

  • Выделить добавившуюся часть (дубок).

— Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова).

— Где находится суффикс в слове? (после корня).

— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выделить суффикс?

(1- объяснить слово с помощью однокоренного; 2-выделить добавившуюся

часть).

На доске слово: дубок – показываю, как выделять графически суффикс.

— А теперь вы сами попробуете образовать слова при помощи суффиксов устно.

На доске схема: нос – носик – носище.

ус –

мост –

зуб –

глаз –

— Продолжите по образцу. Вызываю учеников для работы у доски.

(ус – усик – усище, мост – мостик – мостище, зуб – зубок – зубище, глаз – глазок – глазище, прут — прутик – прутище).

ѴIII. Тренировочные упражнения.

— Выполним упражнение 124. Прочитаем задание.

Прочитай пары слов. Какие знакомые суффиксы ты увидел? Как они

изменили смысл слова?

— Какие знакомы суффиксы вы увидели? (ответы детей).

— Чем отличаются пары слов дуб – дубок; прут — прутик?

(Суффиксами и значением.)

— В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

— Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

— Выделите эти суффиксы.

(На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный).

— В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

— В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)

(На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш»).

— Выполним упражнение 125. Прочитайте задание: Прочитай. Чем похожи все эти слова? Выдели суффикс. Как ты действовал?

— Чем похожи все эти слова?

(суффиксами).

— Выделите суффиксы (галчонок – онок, мышонок – онок, волчонок – онок, котёнок – онок, галчат – ат, мышат – ат, волчат – ат, котят – ят).

— Выполним упражнение 126. Прочитайте задание: Прочитай слова. Понаблюдай, как суффиксы изменяют смысл слова.

Дом – домик – домище.

— Как же суффиксы изменяют смысл слова? (при помощи этих суффиксов слово звучит ласковее).

Запиши к словам нос, хвост однокоренные слова. Выдели суффиксы. Действуй по алгоритму (в серой рамке на стр.90).

— Какие однокоренные слова вы записали? (носик, хвостик).

— Какие суффиксы выделили? (-ик-).

— Суффиксы вносят в слово своё значение.

Суффикс –тель- говорит о профессии, занятии человека (воспитатель, учитель).

Суффиксы –онок-, -ёнок- образуют слова названий детёнышей животного (лосёнок, мышонок).

Суффикс –ищ- вносит значение чего – то огромного, большого (домище, хвостище).

Упражнение 127. Прочитайте задание: Прочитай пары слов. Найди

суффиксы, которые делают слово ласковым. Спиши, выдели суффиксы. Подбери сам слова с такими суффиксами. Где ты встречал такие слова? Часто ли их слышишь? Используешь ли в своей речи?

— Какие суффиксы делают слова ласковыми? (-ушк-, -юшк-).

— Запишите, по цепочке проговаривая слова, выделите суффиксы.

Иванушка – ушк, головушка – ушк, полюшко – юшк, горюшко – юшк, заюшка – юшк.

— Как слова вы можете подобрать с такими суффиксами? (ответы детей: хозяюшка, нянюшка, батюшка, дядюшка, тетушка, деревушка, девушка).

Упражнение 129. Прочитайте задание: Прочитай слова. Что общего у этих слов? Как ты думаешь, от каких слов они образовались? Запиши слова парами. Обозначь суффикс.

— Что общего у этих слов?

(эти слова обозначают профессии).

— От каких слов они образовались? Запишите слова парами, выделите

суффиксы.Записываем словам с комментированием по цепочке.

(учить – учитель – ель;

Писать – писатель — ель;

Читать – читатель — ель;

Мыслить – мыслитель — ель;

Слушать – слушатель — ель).

— Мы с вами выяснили, что суффиксы придают слову ласковое значение, посмотрите на доску, здесь перечислены все ласковые суффиксы. Пользуясь этим найдите в словах ласковые суффиксы:солнышко, соловушка, воробушек, кормушка, совушка, головушка, ягодка, теремок, кирпичик, кенгурёнок, листок, морозушко, карандашик.

Выполняем задание устно, по цепочке, по одном слову.

Ѵ. Подведение итогов.

— Какую тему мы сегодня изучали?

— Какие суффиксы вы запомнили?

— Где в слове находится суффикс?

— Что нужно сделать, для того чтобы правильно выделить суффикс?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here