МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55 «Лингвист» г. ЛИПЕЦКА
Урок русского языка во 2 классе
на тему:
« Слова – названия предметов,
у которых нет окончаний »
Учитель:
Томилина Ольга Сергеевна
Липецк – 2013 г.
« Слова – названия предметов, у которых нет окончаний » | ||
Цели урока: | — дать понятие о неизменяемых словах; — формировать умение отличать неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием, с окончаниями — о, — е; — формировать умение определять форму неизменяемых слов (в контексте); — совершенствовать навыки работы с различными видами словарей; — развивать устную речь обучающихся; — развивать умение логически мыслить, аргументировать свой ответ; — воспитывать интерес к рассматриваемой проблеме; — воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | |
Планируемый результат обучения: | Познавательные УУД: — умение находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различного вида словарей; — умение строить сообщение в устной и письменной форме; — умение работать по алгоритму, устанавливать аналогии, проводить сравнение; — умение классифицировать по заданным критериям. Регулятивные УУД: — сотрудничество с учителем при решении языковой проблемы; — умение анализировать и исправлять ошибки; — осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению. Коммуникативные УУД: — умение формировать и высказывать собственное мнение; — способность аргументировать свою позицию, свой ответ; — умение использовать речь для регуляции своего действия. Личностные УУД: — наличие учебно – познавательной мотивации; — способность к самооценке; — ориентация на бережное отношение к окружающему миру. | |
Основные понятия: | неизменяемое слово, основа слова, форма слова, единственное и множественное число. | |
Межпредметные связи: | окружающий мир, литературное чтение. | |
Ресурсы: | учебник «Русский язык», 2 класс (Н.А. Чуракова . М.: Ака-демкнига , 2010г., стр.41 – 44 (І часть), стр.135-150 (ІІ часть)), хрестоматия «Окружающий мир», 2 класс (О.Н. Федотова . М.: Академкнига , 2010г., стр. 150 — 159) , презентация. | |
Этапы урока: | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
І. Организацион-ный момент. |
|
|
ІІ. Вхождение в урок. | — Утро каждого здорового человека начинается с физической зарядки. А мы начнем урок с зарядки звуко-буквенной. Посмотрите, пожалуй-ста, на экран. Прочитайте дву-стишие. Следите за правильным произношением выделенного слова (Слайд 1) . ′ Вёз водитель в магазин Много мётел и корзин. (А. Шибаев) Произноси правильно ! ′ МАГАЗИН — Назовите окончание в слове магазин. — Какое окончание называется нулевым? |
1 обучающийся читает вслух.
— Нулевое.
— Окончание, которого мы не видим, но которое появляется в других формах. Оно обозначается пустой клеткой |
ІІІ. Проверка домашнего задания. | — Назовите слова с окончаниями -а, -о, -е, которые вы выписали дома из Обратного словаря.
— Молодцы! Все слова выписаны правильно. | 2 — 3 обучающихся называют слова : дружба, ходьба, шуба, радуга, поле, сердце, крылечко, дупло и др. |
ІV. Сообщение темы и целей урока. | — Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названиями предметов, у которых нет окончаний. Будем учиться находить эти слова в предложении и определять их форму. | Обучающиеся записывают в тетрадях дату, классную работу, тему урока. |
V. Работа по изучению нового материала.
VІ. Физкульт-минутка.
VІІ. Закрепление изученного.
| 1. Распределительный диктант. — Проведём с вами распределительный диктант. Запишите слова, которые я продиктую, в 3 столбика: 1) с окончанием –а, 2) с окончаниями -о, -е, 3) с нулевым окончанием. Посмотрите на экран, как нужно назвать столбики (Слайд 2). Девочка, облако, лето, стол, птичка, ослик, поле, весна, пальто, день. — Назовите слова, которые записали в 1-й, 2-й, 3-й столбики. — В какой столбик записали слово пальто?
-Его не нужно было записывать, потому что оно не имеет окончания. Прочитайте в учебнике на стр. 41, что говорит об этом слове Асырк. 2. Знакомство с правилом. — Есть слова, у которых действительно НЕТ ОКОНЧАНИЙ. Эти слова пришли к нам из других языков. Нет окончания – значит, слово НИКАК НИКОГДА не изменяется! Например: пальто, кино, кенгуру, метро, кафе, кофе, эскимо. 3. Работа с иллюстрацией. — Рассмотрите иллюстрацию на стр. 41. Что на ней изображено?
— Что общего в этих словах?
— Верно. Эти слова тоже пришли к нам из других языков и являются неизменяемыми. 4. Определение формы слова в контексте предложения. Работа по алгоритму. — В учебнике на стр. 42 записаны предложения. Прочитайте их. 1).(Кто?) Кенгуру завтракал бананом. 2).В зоопарке я любовался (кем?) кенгуру. 3).Я видел маленьких (кого?) кенгуру. — Где слово кенгуру стоит в единственном числе? Почему ты так думаешь? Где это слово стоит во множественном числе? Можешь это доказать? А где непонятно, в каком числе стоит это слово? — Изменился ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов? — Можно ли сказать, что во всех трёх предложениях у слова кенгуру нет окончания? -Запишите это слово и выделите у него основу.
-Можно ли сказать, что слово кенгуру стоит во всех предложениях в одной и той же форме? Не торопись с ответом: воспользуйся алгоритмом-подсказкой (Слайд 3) : 1). Посмотри, как слово кенгуру подчёркнуто в каждом предложении. 2). Посмотри, одинаковые ли вопросы заданы к этому слову. 3). Подумай, одинаковую ли работу выполняет это слово в предложении? — Какой вывод можем сделать?
Не мешайте мне мечтать!
1. Работа со стихотворением М. Яснова « Как понять? » (стр.43)
— Что обсуждает с нами поэт? Чем он удивлён? В каком числе стоит слово пони? Доказывайте, используя подчёркнутые слова. — Изменится ли внешний вид слова пони, если мы будем изменять это слово по числам: один… много…? А что изменится, если задавать к нему разные вопросы? Например: есть (кто? что?)…нет (кого? чего?)… дам (кому? чему?) Посмотрите на экран (Слайд 4). — Можно ли сказать, что у слова пони вовсе нет окончания?
-Запишите его и выделите основу.
2. Выполнение упражнения № 17 (стр. 44). — Прочитайте задание к упражнению. — Самостоятельно выпишите слова на –у из Обратного словаря (учебник, ІІ часть) , назовите их.
— Мы сегодня уже называли эти слова. Они пришли к нам из других языков. У всех этих слов нет окончаний. — Прочитайте в хрестоматии «Окружающий мир» (в «Иллюстрированном словарике») описания этих животных. — Сочините и запишите предложение с любым из этих слов. Покажите подчёркиванием, каким – главным или неглавным – это слово является в предложении. 3. Беседа. — С какими необычными словами мы познакомились сегодня на уроке? Что можете сказать о форме этих слов? |
Обучающиеся назы-вают слова (3 чел.). Примечание: чаще всего дети ошибочно записывают слово пальто во 2-й столбик (с окончанием –о).
Читает 1 обучающийся вслух.
— На иллюстрации изображены животные: кенгуру, эму, зебу, какаду. — Все они оканчиваются на букву -у.
1 обучающийся читает вслух.
Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы.
Записывают в тетради, выделяют основу.
1обучающийся читает алгоритм вслух.
— Слово кенгуру не изменяется, поэтому не имеет окончания. В предложениях употребляется в разных формах, так как выполняет разную работу.
Дети выполняют движения, которые запомнили ранее.
1 обучающийся читает стихотворение. Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы.
— Да, у слова пони нет окончания, потому что это слово не изменяется. Записывают в тетради, выделяют основу.
Читают самостоятельно. Выписывают из словаря слова на -у. 1 обучающийся читает записанные слова: зебу, какаду, эму, кенгуру.
Читают вслух (4 чел.).
2 обучающихся работают у доски, остальные – в тетрадях.
Обучающиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока. |
VІІІ. Рефлексия. | — Какое задание на уроке показалось вам самым лёгким? — Какое задание на уроке показалось вам самым трудным? — Какое задание на уроке вам показалось самым интересным? | Дети высказывают своё мнение. |
ІX. Итог урока. | Выставление и комментирование отметок, домашнее задание (Выучить правило на стр.41, выполнить упр. 18, пользуясь алгоритмом ) . |
|