Конспект урока русского языка в 3 «В» классе, 21.09.13г
Тема урока: «Сложные слова».
Учитель: Секачева Елена Владимировна
Тип урока: освоение новых знаний.
Форма урока: урок – исследование.
Дидактическая цель: Создать условие для изучения блока новой учебной информации, её закрепления средствами технологии проблемного обучения.
Цели по содержанию:
образовательная:
— формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова;
— способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” ;
развивающая:
— развивать познавательную активность,
— развивать память, мышление и речь,
— развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
воспитательная: дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.
Методы обучения:
— Метод проблемного изложения.
— По источнику информации:
-
словесные;
-
практические;
-
наглядные.
-По уровню познавательной деятельности:
-
частично-поисковые;
-
объяснительно-иллюстративные.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая.
Средства: Учебник “Русский язык” 3 класс, Соловейчик
Оборудование:
-
карточки для индивидуальной и групповой работы;
-
стенд «Радуга рефлексии».
Демонстрационный материал:
-
презентация «Радуга настроения»;
-
презентация «Сложные слова»;
ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Эмоциональный настрой на урок
| Работа с презентацией «Радуга настроения».
Педагог нацеливает на успех.
|
Рассказывают о своём настроении после просмотра презентации.
| Личностные: самоопределение, смыслообразование |
2.Минутка чистописания | Посмотрите на экран и найдите закономерность в записи буквосочетаний. (слайд 1) Хх Ххх Хххх Ххххх …………..
Запишите в тетрадь, продолжая закономерность в строке.
) (Слайд 3, 4) «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Прочитайте, какие пословицы есть в русском языке о хлебе. (Слайд 5) Чтение пословиц с экрана. Выяснение их смысла. Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова. Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Докажите, что это родственные слова. Назовите признаки этой группы слов. Выделите корень.
| В этих буквосочетаниях следующая закономерность: строчная буква х увеличивается на одну в каждом следующем буквосочетании Отгадывают загадку.
Подбор однокоренных слов к слову «хлеб». Дети доказывают, что данная группа слов является однокоренными словами, называют признаки родственных слов. Выделяют корень в словах. | Познавательные: -анализ; — построение осознанного речевого высказывания; Регулятивные: -выполнение учебного действия; Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; — использование критериев для обоснования своего суждения. |
3.Самоопределение к деятельности
| Учитель ведет диалог, подготавливающий к деятельности. — Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе) (Слайд 6) — К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб?завод. — проблема — Что интересного в записи слова? (Два корня). — Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ? — Как назвать гласную, которая соединяет два корня? | Ученики отвечают на вопросы.
| Личностные: – самоопределение; – смыслообразование ;
Познавательные: —подведение под понятие; Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции |
4.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Ребята, а кем мы были с вами на прошлом уроке русского языка? Вам понравилось самим открывать новые знания? Тогда сегодня я предлагаю вам побыть в роли знатоков. Я думаю, что у вас достаточно знаний и умений и вы справитесь с этой ролью. -Какие бывают соединительные гласные в сложных словах? — А когда в словах пишется гласная е, а когда о?(слайд 7) | Ученики отвечают: исследователями и конструкторами.
Дети отвечают: гласные о,е. Высказывают гипотезы, как в слове выбрать соединительную гласную. | Познавательные: -произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: — фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; — волевая саморегуляции в ситуации затруднения.
|
5.Построение проекта выхода из затруднения
| Постановка проблемного вопроса. Знаем ли мы какое-либо правило или утверждение, позволяющее нам выбирать соединительную гласную в сложных словах? Как предлагаете действовать? | Дети предлагают пути решения орфографической задачи. | Познавательные: целеполагание ; Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учи- телем и сверстниками |
6.Открытие нового знания
| Работа в группах Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е? Понаблюдайте и сделайте вывод: (Слайд8) Хлеб…пекарня Масл…завод Птиц…лов Пеш…ход Сам…свал Везд…ход Пыл…сос Сам…вар Дом…сед Кож…ед
Проверка по слайду. (Слайд 8) Открытие нового знания. | Повторяют правила работы в группе.Дети работают в группах, вставляют пропущенные буквы. Проводят наблюдение над словами, когда пишется гласная о и е.
Отчёт групп. Дети самостоятельно приходят к выводу о том, что гласная о пишется после твердых согласных, а гласная е после мягких, шипящих и ц. | Познавательные: – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; — определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций ; – разрешение конфликтов. – достижение договоренностей и согласование общего решения ; Личностные: – осознание ответственности за общее дело |
7. Физминутка | Презентация на интерактивной доске | Выполняют упражнения. |
|
8. Закрепление учебного материала
| Индивидуальные карточки. Работа в тетради класса, один у доски. Ученик у доски проводит рефлексию перед выполнением задания (стенд «радуга рефлексии») Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу. — Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ) (Слайд 9) — Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный. – (МУХОМОР) (Слайд 10)
— С горы бежит поток проворный, Быстро падает вода. Красоту увидишь эту – Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД) (Слайд 12) — Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ) (Слайд 13) Ученик у доски проводит рефлексию после выполнения задания, анализирует ошибки, ставит себе отметку. | Ученики отгадываю загадки, записывают отгадку в тетрадь, разбирают слово по составу, объясняют решение орфографических задач в словах.
| Познавательные: -анализ, подведение под понятие; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: -– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; – использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения.
|
9. Работа с учебником + словарная работа | Откройте учебник на с.28, упр.74.
| Читают задание, решают орфографические задачи, объясняют способ действия при решении задачи, работа со словарем : «сорок».Анализируют сложное слово «сороконожка» | Познавательные: -понимание текстов, извлечение необходимой информации; -построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий Регулятивные: -доказательство своих рассуждений, коррекция своего мнения. |
10. Рефлексия деятельности. Итог урока.
| — Ребята, покажите свои смайлики. Какое настроение у вас в конце урока? Был ли полезен для вас урок? — А теперь давайте проведем рефлексию урока каждого из вас.
| Проводят рефлексию настроения.(показывают смайлики)
Дети, пользуясь фразами-подсказками (карточки на доске), проводят рефлексию урока. | Личностные: -самооценка на основе критериев успешности; — адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; – использование критериев для обоснования своего суждения ; |
Домашнее задание.
| С.28, упр.74. |
|
|
Приложение
Индивидуальная карточка.
Соедини части сложных слов и запиши их.
земле ход
гром сек
мясо отвод
сено мер
везде комбинат
дрово кол
лед косилка
________________________________________________________________________________________________________