Конспект урока

по русскому языку

в 10 классе

«Откуда берутся слова?»

На доске:

Знать много языков

значит иметь много ключей к одному замку»

Вольтер

Цель:

повысить уровень владения русским языком;

развить мышление путем решения нескольких проблемных ситуаций;

дать возможность выслушать других и проявить себя.

Форма проведения: урок-конкурс

Ход урока:

1. Вводно-мотивационный этап. Приветствие.

2. Целевая установка учителя.

3. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не простой урок, а урок-конкурс. Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День Языков народов Казахстана. Казахстан – многонациональное государство, где живет много разных наций в мире и согласии. Язык каждой нации прекрасен по-своему. Именно в языке сосредоточено все то прекрасное, что есть у народа. Язык – это живая душа народа. Каждый язык – это сокровищница, в которой есть множество слов, пословиц, поговорок, загадок. Слово есть орудие общения. Оно обладает огромной силой. Откуда же все-таки берутся слова в речи? Кто-то удивится и ответит: «Как откуда? Из головы». Действительно, так. А еще слова возникают вместе с новыми предметами. Например, сделал человек стол, и пришлось придумывать слово, которое бы обозначало этот предмет. А можно перенять слово у другого народа.

Сегодня у нас конкурс между 3-мя командами.

1 конкурс «Выразительное чтение четверостишия»

1 команда

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

2 команда

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

3 команда

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

2 конкурс «Поздороваемся» Как будет «здравствуйте»

по-украински – здоровеньки булы

по-английски – гуд монин

по-немецки – гутен таг

по-болгарски – добер ден

по-польски – джень добжи

по-французски – бонжур

по-испански – буэнос диас

по-румынски – буна зиуа

по-казахски – салимет сызбе

3 конкурс «Укажите род существительных»

Шампунь, тюль, такси, кофе, шимпанзе, тополь, шоссе, авеню, салями, пенсне.

4 конкурс «В «шкуре» древнего человека»

У первобытных людей не было своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а рисунками. Давайте попробуем с вами побывать в «шкуре» древнего человека.

Нарисуйте послания:

1К. ПРИХОДИ ДНЕМ ИГРАТЬ В КУКЛЫ

2К. ПРИГЛАШАЮ ВАС НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

3К. В СОСЕДНЕМ ЛЕСУ ПОЖАР

Покажите жестами:

1К. КОГДА ТЫ МНЕ ВЕРНЕШЬ ДОЛГ?

2К. У МЕНЯ БОЛИТ ГОЛОВА

КОГДА ТЫ УСПЕЛА ПОТРАТИТЬ ВСЕ ДЕНЬГИ

5 конкурс «От прямого – к переносному»

К сочетаниям слов с прямым значением подобрать с переносным.

Например: Шар надулся – Почему ты надулся?

Не отрывать листок (Не отрывать глаз)

Твердый материал (Твердый характер)

Погрузиться в воду (Погрузиться в размышления)

Сбить с ног (Сбить с толку)

Потерять кошелек (Потерять терпение)

Прийти в дом (Прийти в голову)

Свежий хлеб (Свежие новости)

Золотой браслет (Золотое сердце)

6 конкурс «Аналогично»

Подберите аналогичные по смыслу пословицы.

1) Глаза пугливы, руки дерзновенны (Глаза боятся, а руки делают)

2) Если друг твой человек плохой – это значит ты сам такой (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты)

3) Двум людям потесниться и третий может поместиться (В тесноте да не в обиде)

4) Хоть ты друга нового найдешь, старый друг по-прежнему хорош (Старый друг лучше новых двух)

5) Сообща принятое решение – самое мудрое решение (Одна голова хорошо, а две лучше)

6) Ученье – родник знания, знание – светильник жизни (Ученье – свет, а неученье – тьма)

7конкурс «Одним словом» (конкурс капитанов)

1 команда

  • Буквы, расположенные в определенном порядке (алфавит)

  • Наука, изучающая правила написания слов (орфография)

  • Главная часть слова, которая содержит ЛЗ (корень)

  • Новые слова, возникающие в языке (неологизмы)

  • Раздел грамматики, изучающий части речи (морфология)

  • Словарь отдельного человека (лексикон)

  • Наука, изучающая слова и их значения (лексика)

  • Знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? чей? (имя прилагательное)

  • Раздел русского языка, изучающий звуки речи (фонетика)

  • Наука, изучающая систему правил постановки знаков препинания (пунктуация)

2 команда

  • Статус русского языка (официальный)

  • Графический знак (буква)

  • Часть речи, указывающая на предмет, признак, число, но не называющая их (местоимение)

  • Наука, изучающая стили речи (стилистика)

  • Слова, имеющие одно ЛЗ (однозначные)

  • Переносное значение слова (метафора)

  • Сколько мировых языков (6)

  • Слова одной части речи с противоположным ЛЗ (антонимы)

  • Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)

  • Знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? (глагол)

3 команда

  • Сколько букв в русском алфавите? (33)

  • Как называется неопределенная форма глагола? (инфинитив)

  • Раздел науки о языке, изучающий буквенный состав (графика)

  • Слова, имеющие одинаковое ЛЗ, но разные по написанию (синонимы)

  • Наука о языке (лингвистика)

  • Особая часть речи, выражающая эмоции (междометие)

  • Сколько частей речи в русском языке? (10)

  • Слова, употребляемые людьми одной профессии? (профессионализмы)

  • Слова, обозначающие научные понятия (термины)

  • Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)

8 конкурс «Синквейн»

Синквейн это стихотворение их 5 строк.

Например:

Любовь!

Первая, неповторимая,

Храню, лелею, помню.

Такой не будет никогда.

Счастье.

1 команда язык

2 команда поэзия

3 команда слово

1 строка – существительное, указывающее тему

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих существительное

3 строка – 3 глагола, характеризующих действия существительного

4 строка – предложение, выражающее эмоциональное отношение к происходящему

5 строка – слово-синоним 1 строке

Подведение итогов. Награждение победителей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here