Конспект урока
по русскому языку
в 10 классе
«Откуда берутся слова?»
На доске:
Знать много языков
– значит иметь много ключей к одному замку»
Вольтер
Цель:
повысить уровень владения русским языком;
развить мышление путем решения нескольких проблемных ситуаций;
дать возможность выслушать других и проявить себя.
Форма проведения: урок-конкурс
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап. Приветствие.
2. Целевая установка учителя.
3. Вступительное слово учителя.
— Сегодня у нас не простой урок, а урок-конкурс. Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День Языков народов Казахстана. Казахстан – многонациональное государство, где живет много разных наций в мире и согласии. Язык каждой нации прекрасен по-своему. Именно в языке сосредоточено все то прекрасное, что есть у народа. Язык – это живая душа народа. Каждый язык – это сокровищница, в которой есть множество слов, пословиц, поговорок, загадок. Слово есть орудие общения. Оно обладает огромной силой. Откуда же все-таки берутся слова в речи? Кто-то удивится и ответит: «Как откуда? Из головы». Действительно, так. А еще слова возникают вместе с новыми предметами. Например, сделал человек стол, и пришлось придумывать слово, которое бы обозначало этот предмет. А можно перенять слово у другого народа.
Сегодня у нас конкурс между 3-мя командами.
1 конкурс «Выразительное чтение четверостишия»
1 команда
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
2 команда
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
3 команда
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
2 конкурс «Поздороваемся» Как будет «здравствуйте»
по-украински – здоровеньки булы
по-английски – гуд монин
по-немецки – гутен таг
по-болгарски – добер ден
по-польски – джень добжи
по-французски – бонжур
по-испански – буэнос диас
по-румынски – буна зиуа
по-казахски – салимет сызбе
3 конкурс «Укажите род существительных»
Шампунь, тюль, такси, кофе, шимпанзе, тополь, шоссе, авеню, салями, пенсне.
4 конкурс «В «шкуре» древнего человека»
У первобытных людей не было своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а рисунками. Давайте попробуем с вами побывать в «шкуре» древнего человека.
Нарисуйте послания:
1К. ПРИХОДИ ДНЕМ ИГРАТЬ В КУКЛЫ
2К. ПРИГЛАШАЮ ВАС НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
3К. В СОСЕДНЕМ ЛЕСУ ПОЖАР
Покажите жестами:
1К. КОГДА ТЫ МНЕ ВЕРНЕШЬ ДОЛГ?
2К. У МЕНЯ БОЛИТ ГОЛОВА
КОГДА ТЫ УСПЕЛА ПОТРАТИТЬ ВСЕ ДЕНЬГИ
5 конкурс «От прямого – к переносному»
К сочетаниям слов с прямым значением подобрать с переносным.
Например: Шар надулся – Почему ты надулся?
Не отрывать листок (Не отрывать глаз)
Твердый материал (Твердый характер)
Погрузиться в воду (Погрузиться в размышления)
Сбить с ног (Сбить с толку)
Потерять кошелек (Потерять терпение)
Прийти в дом (Прийти в голову)
Свежий хлеб (Свежие новости)
Золотой браслет (Золотое сердце)
6 конкурс «Аналогично»
Подберите аналогичные по смыслу пословицы.
1) Глаза пугливы, руки дерзновенны (Глаза боятся, а руки делают)
2) Если друг твой человек плохой – это значит ты сам такой (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты)
3) Двум людям потесниться и третий может поместиться (В тесноте да не в обиде)
4) Хоть ты друга нового найдешь, старый друг по-прежнему хорош (Старый друг лучше новых двух)
5) Сообща принятое решение – самое мудрое решение (Одна голова хорошо, а две лучше)
6) Ученье – родник знания, знание – светильник жизни (Ученье – свет, а неученье – тьма)
7конкурс «Одним словом» (конкурс капитанов)
1 команда
-
Буквы, расположенные в определенном порядке (алфавит)
-
Наука, изучающая правила написания слов (орфография)
-
Главная часть слова, которая содержит ЛЗ (корень)
-
Новые слова, возникающие в языке (неологизмы)
-
Раздел грамматики, изучающий части речи (морфология)
-
Словарь отдельного человека (лексикон)
-
Наука, изучающая слова и их значения (лексика)
-
Знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? чей? (имя прилагательное)
-
Раздел русского языка, изучающий звуки речи (фонетика)
-
Наука, изучающая систему правил постановки знаков препинания (пунктуация)
2 команда
-
Статус русского языка (официальный)
-
Графический знак (буква)
-
Часть речи, указывающая на предмет, признак, число, но не называющая их (местоимение)
-
Наука, изучающая стили речи (стилистика)
-
Слова, имеющие одно ЛЗ (однозначные)
-
Переносное значение слова (метафора)
-
Сколько мировых языков (6)
-
Слова одной части речи с противоположным ЛЗ (антонимы)
-
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)
-
Знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? (глагол)
3 команда
-
Сколько букв в русском алфавите? (33)
-
Как называется неопределенная форма глагола? (инфинитив)
-
Раздел науки о языке, изучающий буквенный состав (графика)
-
Слова, имеющие одинаковое ЛЗ, но разные по написанию (синонимы)
-
Наука о языке (лингвистика)
-
Особая часть речи, выражающая эмоции (междометие)
-
Сколько частей речи в русском языке? (10)
-
Слова, употребляемые людьми одной профессии? (профессионализмы)
-
Слова, обозначающие научные понятия (термины)
-
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)
8 конкурс «Синквейн»
Синквейн это стихотворение их 5 строк.
Например:
Любовь!
Первая, неповторимая,
Храню, лелею, помню.
Такой не будет никогда.
Счастье.
1 команда язык
2 команда поэзия
3 команда слово
1 строка – существительное, указывающее тему
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих существительное
3 строка – 3 глагола, характеризующих действия существительного
4 строка – предложение, выражающее эмоциональное отношение к происходящему
5 строка – слово-синоним 1 строке
Подведение итогов. Награждение победителей.