Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Моргаушская средняя общеобразовательная школа»

Моргаушского района Чувашской Республики

Конспект урока по русскому языку
в 11 классе

«Постановка тире между подлежащим и сказуемым»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Рожкова Светлана Измайловна

С. Моргауши
2014

Ход урока.

Слово учителя.

— Здравствуйте, садитесь. Сегодняшний урок мне хочется начать словами великого Конфуция: «Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете».

1 этап. Итак, начинаем наш урок с повторения домашнего задания. Посмотрим, как вы знаете термины русского языка.

Ваша задача: разгадать кроссворд «Угадай ключевое слово введения в тему».

Разгадывание кроссворда.

— Какое слово является ключевым для нашего урока? (Пунктуация)

(К. Паустовский) писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. И для того, чтобы ваши фразы имели легкость, текст ваш не рассыпался, и наконец, чтобы вы хорошо написали сочинения- рассуждения на экзамене, сегодня мы будем работать над темой урока «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».

Записываем тему урока, задачами и целями которого являются:

Образовательные:

— повторить и углубить знания по теме «Постановка тире между подлежащим и сказуемым»; научиться работать по блочной программе; познакомиться с трудными случаями постановки / непостановки тире между подлежащим и сказуемым.

Развивающие:

-развивать навык работы на компьютере, в сети Интернет; навыки работы в группах; умение работать с тестом, кроссвордом; сообразительность, мышление, внимание, память, выдвижение новых идей.

Воспитательные:

— создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

— Тире, дефис, минус, черточка, чем отличаются эти знаки препинания? Правильно ли мы ставим их?

Выступление ученика с презентацией «Черточки». (См. в Приложении 1).

2 этап. Повторение и углубление знания по теме «Постановка тире между подлежащим и сказуемым». Работа по 5 группам с использованием слайдов с блоками и заданиями. Работа по программам, составленным учителем. (Презентацию см. в Приложении 2).

Проведение физкультминутки — гимнастики для глаз.

1. Плотно закрываем и открываем глаза. Повторяем 5-6 раз.

2. Смотрим вверх. Вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращаем глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Выступление групп.

— Попробуем сделать вывод: от чего зависит постановка тире между подлежащим и сказуемым? Каковы условия постановки тире?

(От отсутствия связки; от способа выражения главных членов, от порядка расположения главных членов по отношению друг к другу, от наличия или отсутствия паузы, от логического выделения и их соотнесенности с темой и ремой высказывания, реже – от стилистических условий)

3 этап. Итак, мы переходим к следующему этапу. Этапу закрепления и обобщения Работа на интерактивной доске с практическим модулем «Тире между подлежащим и сказуемым»(http://fcior.edu.ru/card/28828/tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym.html).

4 этап. Контрольное тестирование из страницы сайта http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

Критерий оценивания:

33 – 37 – «5»;

26 – 32 – «4»;

15 – 25 – «3»

Выполнение упражнения. Он-лайн проверка учителя.

5 этап. Подведение итогов. За каждый этап сегодняшнего урока была проставлена оценка. Сейчас компьютер выведет средний балл каждого из вас и оценку за сегодняшний урок.

Также ваши оценки будут напечатаны в электронном журнале, который размещен на сайте вашего классного руководителя, и родители могут познакомиться с ними.

Домашняя работа. Повторить тему тире в БСП по учебнику. Для закрепления работать по модулю№34. В данном модуле содержится практикум по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении». Успешно освоить материал помогают подсказки.

Мы обобщили материал по теме «Постановка тире между подлежащим и сказуемым», работали над программами в блоках, защитой своих распределений, выполнением упражнений, заданий модуля, отрабатывали навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Возвращаемся к высказыванию Конфуция: Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете, что

Главным для меня на уроке было то, …

Меня порадовало на уроке то, …

Теперь я запомнил(а), что …

Я понял (а), что …

Итогом урока считаю то, …(Фраза может быть переделана под стиль нашей темы).

Список использованной литературы

1. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.gramota.ru/

2. http//eor.edu.ru.

3. http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/97/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here