Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоминская средняя общеобразовательная школа»

Каневского района Краснодарского края

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе


« Главные члены предложения »

подготовила

учитель начальных классов

Дорош Клавдия Алексеевна

Ст. Новоминская

2011год

Задачи урока:

— введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных

членов предложения;

— развитие орфографической зоркости учащихся, внимания, памяти, мышления;

— воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.

Оборудование: карточки-перфокарты для индивидуальной работы учащихся, тетради,

шишки-жетоны, учебник «Русский язык» (авт.- С.В.Иванов)

карточки-рисунки с заданиями, таблица с алгоритмом разбора предложения

Ход урока:

I. Оргмомент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

II. Сообщение цели урока

У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю –

Здравствуйте, ребята!

Я приглашаю вас в лесную школу.

Помогите мне объяснить зверятам новую тему.

С уважением…


У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.

Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.

Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.

III. Повторение изученного материала

(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)

1-ая часть =

Как на письме отделяется

предложения?

Д.— Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть и многоточие.

2-ая часть =

Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения.

(Дети приводят свои примеры)

3-я часть =

Как пишутся имена и фамилии людей,

клички животных?


Д.- Имена, фамилии, клички, города

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Волга и Москва.

4-ая часть =

Как обозначаются звуки на письме?

Д.- Звуки на письме обозначаются буквами.

У.- Какие бывают звуки?

Д.- Гласные и согласные.

У.- Как отличить гласный от согласного?

Д.- Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет —

Звук получается гласный!

5-ая часть =

Как отличить согласный

звук от гласного?


Д.- А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь!

6-ая часть =

Как пишутся сочетания

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?


Д.- В сочетаниях ЖИ – ШИ

Только «И» всегда пиши!

В сочетаниях ЧА – ЩА

Пишем только букву «А»!

В сочетаниях ЧУ – ЩУ

Пишут только букву «У»!

7-ая часть =

Как пишутся сочетания

ЧК и ЧН?


Д.- Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

Кочка, почка, звездочка.

Срочный, уличный, ночной.

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

Эти сочетания пишем без мягкого знака.


( По мере ответов на вопросы учителя на доске складывается рисунок медведя)

У. — Кто изображен на рисунке?

Д.- Медведь.

У.- Мишка косолапый

В школу к нам пришел.

Объяснить зверятам тему

Просит он.

IV.Сообщение темы урока

У. — А тема урока – « Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.

У.- Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес.

У зверят идет урок.

Медведь – учитель очень строг.

1. Минутка чистописания

У.- Итак, мы попали с вами в лес.

Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку

в слове ЛЕС.

Дети записывают:

Лл лл лл лл

Лес лесок лесная лесник

У.- Что объединяет эти слова?

Д.- Корень, общий смысл.

У.- Какое слово является проверочным для всех слов?

Д.- Слово «лес».

У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.

Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это — имя прилагательное.

У. — Молодцы! Вы справились с этим заданием.

У. — А теперь составим предложение с одним из этих слов.

( Лучшее предложение записывается в тетрадь)

2. Работа над темой урока

У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите?

Д.- Медвежонка.

У.- Составьте предложение со словом «медвежонок».

Д.- «Медвежонок ест мед».

У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?

Д.- «Ест мед».

У.- Про кого мы не смогли узнать?

Д.- Про того, кто ест.

У.- Нравится вам такое предложение?

Д. — Нет.

У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?

Д.- «Медведь мед».

У.- О чем не узнали?

Д.- Что делает медведь.

У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?

Д.- «Медведь ест».

У.- Можно назвать это предложением?

Д.- Да!
У.- Верно, это — предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.

Прочитаем правило на стр.50 -51 учебника о главных членах предложения.

(дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)

У.- Так без каких слов не может существовать предложение?

Д.- Без подлежащего и сказуемого.

У.- Какое второе название есть у главных членов?

Д.- Грамматическая основа.

У.— На стр.51 учебника прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.

Как находить подлежащее и сказуемое,

то есть грамматическую основу предложения

  1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится

в предложении.

  1. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО?

  2. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

  3. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

(Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)

Физминутка:

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули—

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем —

Крылья сложим назад .

V. Закрепление изученного материала

1. У.— Выполним упражнение № 1 (стр.52) учебника. Надо письменно ответить на вопросы

и записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.

Например: «Рыба водится в реке».

Д.- В предложении говорится о рыбе.

(Кто?) рыба – это подлежащее, подчеркиваем одной линией.

Рыба (что делает?) водится – это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.

У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.

2. У.- А сейчас выполните упр. № 2 (стр. 52) учебника. Нужно найти в предложениях грамматическую основу и записать в тетрадь.

( Дети выписывают самостоятельно)

Солнце закатилось. Тени легли.

Ежиха вылезла. Ежата показались.


( Взаимопроверка тетрадей )

3. Самостоятельная работа

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

У.- Отгадайте загадку:

Д.- Это — белка.

У.- Правильно. Она принесла вам задание.

Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определить

и подчеркнуть главные члены предложения

Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами

VI. Итог урока

У.— Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого прилежного ученика.

(Подсчет шишек и выставление оценок)

У.— Чему вы научились на уроке?

Что понравилось на уроке?

Список использованной литературы

1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова Русский язык.3 класс Ч. 1. М: — «Вентана — Граф», 2010.

2. В.В.Волина «Занимательное азбуковедение». М:- « Просвещение», 1991.

3. В.В.Волина « Веселая грамматика». М: — «Знание»,1995.

4. М.А.Козлова «Я иду на урок». М: — «Первое сентября»,2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here