Юрасова Светлана Ивановна

МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа

Д. Погребы Брасовского района Брянской области

Учитель начальных классов

3 класс Русский язык

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цели:

  1. Обучающие: углубить представление об особенностях окончания как части слова; формировать умение находить окончания в словах.

  2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, орфографической зоркости, памяти, мелкой моторики рук.

  3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам русского языка, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика

  4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, пользоваться толковым словарем, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронное приложение к учебнику.

Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Проверка домашнего задания

— Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

  1. Актуализация знаний

Словарный диктант

Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петруш­ка, огурец, помидор, овощи, чёрный.

Самопроверка. Самооценка

  1. Самоопределение к деятельности

-Отгадайте загадку.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. {Белка.)

-Измените форму слова белка.

Выделите окончания в словах.

-Сформулируйте тему урока

  1. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику Упр. 148 (с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

-Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

-Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.) Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

  1. Работа со словами из словаря

-Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

-Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

-Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

-Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

-Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

-Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

-Запомните написание этих слов.

Материал для учителя

Ужин

Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древ­нерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.

С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше озна­чавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».

Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже усту­пившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 150 (с. 82). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

-Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

-Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

-Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

Упр. 151 (с. 83).

-Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

-Как можно озаглавить этот текст?

-Выполните письменное задание к упражнению.

-Прочитайте текст.

-Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных».

-Что нового вы узнали о словах в русском языке?

-Составьте предложение с любым из данных слов.

-Какие части речи не имеют окончаний?

  1. Рефлексия

-Спишите, вставьте пропущенные окончания.

Врем., не деньг.., потеряешь — не найдёшь.

-Объясните смысл пословицы.

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

-Оцените свою работу на уроке.

  1. Подведение итогов урока

-Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 152 (с. 83).

Используемая литература:

  1. Поурочные разработки по русскому языку. 3 кл. / Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко

  2. Учебник русского языка. 3 кл. ФГОС / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here