Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Города Улан-Удэ, Бурятия
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Роль прилагательных в речи»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Парфененкова Татьяна Васильевна
г. Улан-Удэ
2014
Конспект урока по русскому языку
Предмет: русский язык (развитие речи)
Класс: 3
Тема: Роль прилагательных в речи.
Единица содержания: подготовительная работа для написания сочинения — описания, используя в речи имена прилагательные.
Обучающий аспект: — вставить подходящие по смыслу прилагательные;
— дать определение имени сущ. и им. прилагательному;
— выполнить устное описание животного;
— написать сочинение-описание;
— систематизировать знания о прилагательном;
Развивающий аспект: — учить сравнивать,
-учить выделять главное,
— развивать орфографическую зоркость (определять
орфограммы в словах);
— развивать устную и письменную речь;
— развивать контроль и самоконтроль при выполнении сам.работы;
Воспитательный аспект: — вызвать интерес к уроку;
-пробудить любознательность;
-пробудить интерес к самостоятельному описанию предмета;
— пробудить учащихся к активности,
-выразить свое отношение к описываемому предмету;
Задачи:
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока:
-
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
-
сообщение темы урока и его задач;
-
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
-
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;
-
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
-
творческое применение знаний и умений;
-
упражнение по отработке навыков;
-
домашнее задание;
-
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Граница знания и незнания: Знают: обучающиеся знают типы текстов;
Не знают: учатся самостоятельно составлять и
записывать небольшой( 5-6предложений) текст-описание;
Конспект урока:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация к учеб-ной деятельности
Постановка учебных задач .Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
а) Учащиеся записывают число и классная работа в тетрадь (слайд №1)
б) Слова: март, апрель, май, месяцы (слайд №2)
Учитель организовывает погружение в проблему.
— Ребята, что объединяет эти слова?
Во время беседы учащиеся приходят к выводу, что это существительные, название весенних месяцев.
-Давайте составим из этих слов предложение.
Учащиеся пытаются составить предложение и приходят к выводу, что не хватает слова – весенние.
-Добавьте это слово и составьте предложение.
Учащиеся составляют предложение и с комментированием записывают его, по ходу записи называют и объясняют орфограммы, знаки препинания объясняют вместе с учителем.
— Март, апрель, май — весенние месяцы. (Слайд №3)
3.Актуализация знаний, создание проблемной ситуации
Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи.
Учитель организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
— А теперь можно ли утверждать, что все слова этого предложения – существительные?
Учащиеся анализируют, доказывают,
-Это прилагательное, прилагается к существительному, поясняет его…
аргументируют свою точку зрения , дают определение имени существительному и им.прилагательному.
— В связи с этим давайте сформулируем тему урока и его цели. Обобщая ответы учащихся, учитель с их помощью подводит итог первого этапа урока, четко называя тему и цели урока.
4. Первичное усвоение новых знаний. Открытие нового знания.
Зрительный диктант. (Слайды №4-№8)
1)Весна прилетела к нам на крыльях.
2) Солнце светит и греет.
3) С крыш свисают сосульки.
4) Бегут ручьи.
Проверяют с экрана, по ходу проверки быстро называют орфограммы (Слайд№9)
— Прочитайте предложения, что объединяет их?
–Можно ли утверждать, что это текст?
— Какой это текст? Докажите. Назовем его.
— Что удивляет вас в этом тексте? (нет прилагательных) И что же?
5.Первичная проверка понимания. Самостоятельная работа, первичное закрепление.
Учащиеся рассажены в группы по 6 человек. Каждая группа получает задание – в тексте записать фломастером на отдельном листе прилагательное в каждое предложение. После выполненной работы группа прикрепляет свой лист на доску. Один учащейся от каждой группы прочитывает свой получившийся текст.
Учитель благодарит ребят за хорошую работу и правильно подобранные прилагательные.
-А теперь прочитаем текст, который получился у меня. ( Слайд №10)
Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Яркое весеннее солнце светит и греет. С крыш свисают прозрачные сосульки. Бегут проворные шумные ручьи
— Что скажите теперь? Как изменился текст? Какой текст вам нравится больше первый или второй?
— А теперь немного отдохнем.
6.Релаксация.
У каждого ребенка на парте пол-листа белой бумаги формата А-4.
— Возьмем простой карандаш, нарисуем солнце, травку, цветочки, деревья, бабочки. ( Ребята быстро по образцу учителя выполняют наброски на своем листочке, а учитель на доске)
— Нравится рисунок? Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.
— Что скажите теперь?
— Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?
Обобщая высказывания учащихся, учитель подводит их к выводу о том, как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.
7. Применение знаний. Лексическая и орфографическая подготовка.
(Слайд №11)
— Назовите существительные, которые ярко характеризуют картинки.
(Слайд №12)
-Вот некоторые слова, которые назвали вы.
На экране слова: день, цветы, солнце, весна.
-Так же в столбик запишите эти слова. Устно подберите к каждому существительному прилагательные.
-А если взять одно прилагательное, которое бы подходило к каждому из 4существительных?
-День…красивый, цветы…красивые, солнце …красивое, весна…красивая.
— Что заметили? Как вы правильно отметили, что у прилагательного в зависимости от существительного изменяется окончание, род и число.
-На Руси иногда вместо прилагательного очень «красивый» употребляли прилагательное…красный.
-Теперь составьте словосочетание прилагательного красный с каждым из записанных существительных, определите, где можно род, а где нет — число.
Проверка. 4 учащихся прочитывают получившиеся словосочетания.
-В каком словосочетании слово красный указывает на прямое значение? Докажите.
— Ребята, какие тексты невозможны без прилагательных?
Учитель обобщает ответы учащихся, привлекает к фронтальной работе каждого, используя слайды. Учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о роли прилагательных в речи.
— Как вы думаете, для чего мы провели такую большую работу? Какую цель урока мы выполним сейчас? 9.Контроль и самоконтроль. Самостоятельная работа, первичное закрепление
Мини-сочинение. На парте лежит памятка по написанию сочинения.
Каждый учащийся в группе по своему выбору описывают 1из данных предметов.
Проверка. 1 учащийся от каждой группы прочитывает свой текст.
Теперь, наверное, каждому хотелось бы проанализировать свою работу на уроке,
что у меня хорошо получилось, что не очень.
Ответы учащихся: Для того, чтобы лучше, точнее описать предмет всегда используют прилагательные.
IV. Итог на рефлексивной основе.
— Сегодня на уроке я узнал/а (научил/а (ся/сь) …
— Сегодня на уроке я смог/ ла …
— Сегодня на уроке мне было интересно выполнять задание…
— Сегодня на уроке мне было сложно …
— Эти знания мне пригодятся … *
Чему учит нас умение писать сочинения?
Учащиеся отвечают на вопросы по итогам на рефлексивной основе.
Письменно оценивают свою работу в листке по самооцениванию
Список использованной литературы
-
Русский язык. 1-4 класс. Все правила и упражнения. ФГОС, 2014 г.
Федорова Т.Л. -
Тренировочные примеры по русскому языку. Безударные гласные. 3 класс. ФГОС, 2014 г.
Кузнецова М.И.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http ://go .mail .ru /search _images ?q тюльпаны
-
http://go.mail.ru/search_images ? blogs.privet.ru розы
-
goo.kz JPG 1366×768, 126 КБ небо
-
nastol.com.ua JPG 660×448, 152 КБ лес и поле
-
foto—zverey.ru GIF 523×600, 95 КБ собака
-
liveinternet.ru JPG 907×700, 224 КБ подснежники
-
otoshemi.ru JPG 1024×787, 254 КБ
-
tigromania.ru JPG 1680×1050, 577 КБ