Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

Города Улан-Удэ, Бурятия

Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Роль прилагательных в речи»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Парфененкова Татьяна Васильевна

г. Улан-Удэ
2014

Конспект урока по русскому языку
Предмет:
русский язык (развитие речи)
Класс:
3
Тема: Роль прилагательных в речи.
Единица содержания: подготовительная работа для написания сочинения — описания, используя в речи имена прилагательные.
Обучающий аспект: — вставить подходящие по смыслу прилагательные;

дать определение имени сущ. и им. прилагательному;

выполнить устное описание животного;

— написать сочинение-описание;

— систематизировать знания о прилагательном;

Развивающий аспект: — учить сравнивать,

-учить выделять главное,

— развивать орфографическую зоркость (определять
орфограммы в словах);

— развивать устную и письменную речь;
— развивать контроль и самоконтроль при выполнении сам.работы;

Воспитательный аспект: — вызвать интерес к уроку;

-пробудить любознательность;

-пробудить интерес к самостоятельному описанию предмета;
— пробудить учащихся к активности,

-выразить свое отношение к описываемому предмету;

Задачи:

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

  • сообщение темы урока и его задач;

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнение по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.


Граница знания и незнания: Знают: обучающиеся знают типы текстов;

Не знают: учатся самостоятельно составлять и
записывать небольшой( 5-6предложений) текст-описание;

Конспект урока:

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация к учеб-ной деятельности

Постановка учебных задач .Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

а) Учащиеся записывают число и классная работа в тетрадь (слайд №1)
б) Слова: март, апрель, май, месяцы (слайд №2)

Учитель организовывает погружение в проблему.

Ребята, что объединяет эти слова?

Во время беседы учащиеся приходят к выводу, что это существительные, название весенних месяцев.

-Давайте составим из этих слов предложение.

Учащиеся пытаются составить предложение и приходят к выводу, что не хватает слова – весенние.

-Добавьте это слово и составьте предложение.

Учащиеся составляют предложение и с комментированием записывают его, по ходу записи называют и объясняют орфограммы, знаки препинания объясняют вместе с учителем.

— Март, апрель, май — весенние месяцы. (Слайд №3)

3.Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи.

Учитель организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

— А теперь можно ли утверждать, что все слова этого предложения – существительные?

Учащиеся анализируют, доказывают,

-Это прилагательное, прилагается к существительному, поясняет его…

аргументируют свою точку зрения , дают определение имени существительному и им.прилагательному.

— В связи с этим давайте сформулируем тему урока и его цели. Обобщая ответы учащихся, учитель с их помощью подводит итог первого этапа урока, четко называя тему и цели урока.

4. Первичное усвоение новых знаний. Открытие нового знания.

Зрительный диктант. (Слайды №4-№8)

1)Весна прилетела к нам на крыльях.

2) Солнце светит и греет.

3) С крыш свисают сосульки.

4) Бегут ручьи.

Проверяют с экрана, по ходу проверки быстро называют орфограммы (Слайд№9)

— Прочитайте предложения, что объединяет их?

Можно ли утверждать, что это текст?

— Какой это текст? Докажите. Назовем его.

— Что удивляет вас в этом тексте? (нет прилагательных) И что же?

5.Первичная проверка понимания. Самостоятельная работа, первичное закрепление.

Учащиеся рассажены в группы по 6 человек. Каждая группа получает задание – в тексте записать фломастером на отдельном листе прилагательное в каждое предложение. После выполненной работы группа прикрепляет свой лист на доску. Один учащейся от каждой группы прочитывает свой получившийся текст.

Учитель благодарит ребят за хорошую работу и правильно подобранные прилагательные.

-А теперь прочитаем текст, который получился у меня. ( Слайд №10)

Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Яркое весеннее солнце светит и греет. С крыш свисают прозрачные сосульки. Бегут проворные шумные ручьи

— Что скажите теперь? Как изменился текст? Какой текст вам нравится больше первый или второй?

— А теперь немного отдохнем.

6.Релаксация.

У каждого ребенка на парте пол-листа белой бумаги формата А-4.

— Возьмем простой карандаш, нарисуем солнце, травку, цветочки, деревья, бабочки. ( Ребята быстро по образцу учителя выполняют наброски на своем листочке, а учитель на доске)

— Нравится рисунок? Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.

— Что скажите теперь?

— Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?

Обобщая высказывания учащихся, учитель подводит их к выводу о том, как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.

7. Применение знаний. Лексическая и орфографическая подготовка.

(Слайд №11)

— Назовите существительные, которые ярко характеризуют картинки.

(Слайд №12)

-Вот некоторые слова, которые назвали вы.

На экране слова: день, цветы, солнце, весна.

-Так же в столбик запишите эти слова. Устно подберите к каждому существительному прилагательные.

-А если взять одно прилагательное, которое бы подходило к каждому из 4существительных?

-День…красивый, цветы…красивые, солнце …красивое, весна…красивая.

— Что заметили? Как вы правильно отметили, что у прилагательного в зависимости от существительного изменяется окончание, род и число.

-На Руси иногда вместо прилагательного очень «красивый» употребляли прилагательное…красный.

-Теперь составьте словосочетание прилагательного красный с каждым из записанных существительных, определите, где можно род, а где нет — число.

Проверка. 4 учащихся прочитывают получившиеся словосочетания.

-В каком словосочетании слово красный указывает на прямое значение? Докажите.

— Ребята, какие тексты невозможны без прилагательных?

Учитель обобщает ответы учащихся, привлекает к фронтальной работе каждого, используя слайды. Учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о роли прилагательных в речи.

Как вы думаете, для чего мы провели такую большую работу? Какую цель урока мы выполним сейчас? 9.Контроль и самоконтроль. Самостоятельная работа, первичное закрепление

Мини-сочинение. На парте лежит памятка по написанию сочинения.

Каждый учащийся в группе по своему выбору описывают 1из данных предметов.

Проверка. 1 учащийся от каждой группы прочитывает свой текст.

Теперь, наверное, каждому хотелось бы проанализировать свою работу на уроке,

что у меня хорошо получилось, что не очень.
Ответы учащихся: Для того, чтобы лучше, точнее описать предмет всегда используют прилагательные.

IV. Итог на рефлексивной основе.

Сегодня на уроке я узнал/а (научил/а (ся/сь) …
Сегодня на уроке я смог/ ла …

Сегодня на уроке мне было интересно выполнять задание…

Сегодня на уроке мне было сложно …

Эти знания мне пригодятся … *

Чему учит нас умение писать сочинения?

Учащиеся отвечают на вопросы по итогам на рефлексивной основе.
Письменно оценивают свою работу в листке по самооцениванию


Список использованной литературы

  1. Русский язык. 1-4 класс. Все правила и упражнения. ФГОС, 2014 г.
    Федорова Т.Л.

  2. Тренировочные примеры по русскому языку. Безударные гласные. 3 класс. ФГОС, 2014 г.
    Кузнецова М.И.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http ://go .mail .ru /search _images ?q тюльпаны

  2. http://go.mail.ru/search_images ? blogs.privet.ru розы

  3. goo.kz     JPG 1366×768, 126 КБ небо

  4. nastol.com.ua     JPG 660×448, 152 КБ лес и поле

  5. fotozverey.ru     GIF 523×600, 95 КБ собака

  6. liveinternet.ru     JPG 907×700, 224 КБ подснежники

  7. otoshemi.ru     JPG 1024×787, 254 КБ

  8. tigromania.ru     JPG 1680×1050, 577 КБ


7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here