Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цели:

1. закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных, закрепить умение изменять слова по вопросам;

2. Коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений в узнавании падежей имен существительных. Развитие орфографической зоркости, умения выполнять различные виды разборов;

Развитие речи, мышления, внимания.

3. Воспитание интереса к русскому языку, творческой деятельности учащихся.

Ход урока:

1.Организационный момент. (слайд 2)

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

и работать начинаем.

Цель нашегоурока: обобщить знания об изменении имен существительных по падежам; мы будем выполнять различные задания по определению падежей имен существительных. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.

II. Подготовка к обобщающей деятельности

  1. Таблица со словами:

Моро…

П…льто

Ко…байн

М…тель

С…стье

Лес…ница

М…дведь

Со…нце

Ил…я

Ван…а

-Перечислите, какие орфограммы встретились в этих словах? (слайд 3)

(парные согласные на конце слова, безударные гласные в корне слов, удвоенные согласные, сочетание ЧА, разделительный Ь, непроизносимые согласные в корне слова).

— Запишите через запятую по порядку все пропущенные буквы и сочетания

(з, а, м, е, ч, а, т, е, л, ь, н, о).

— Соедините буквы вместе на следующей строке

— Что получилось?

(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы. (слайд 4)

— А оценивать вы себя будете в листах самооценки, который лежит у вас у каждого на парте.

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке я хотела вам подсказать, что мы будем повторять, но у меня потерялись гласные. Помогите мне определить цель урока.

— Что мы вспомним на уроке? (карточка пдж)

— Какое умение будем отрабатывать? (прдлть пдж мн сщствтльнх)

А ещё мы будем выполнять различные задания по определению падежей имен существительных. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.

— У некоторых из вас на партах лежат письма, но на них нет адресата. А у некоторых нет писем, но есть карточки.

-Что на них написано? (падежи)

— Значит, тот, у кого есть письмо прочитает его, а тот, у кого карточка с названием падежа, должен угадать, какому падежу адресовано письмо. На доске повесить название своего падежа.

1) Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать

Лишь только я могу сказать

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу (дат.п.)

2) Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите,

Как меня зовут?(вин.п)

3) Творите-чем? Творите-с кем?

Я подскажу вам-нет проблем!

Предлогом «перед», «под»и «над»

В любой момент я очень рад (тв.п)

4) Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто (им.п)

5) Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в» и «о» и «при» —

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять. (П. п.)

6) Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня скажите (род.п)

— Все ли мы падежи правильно расставили? Расставьте падежи в правильном порядке.

— А какие вопросы можно задать к словам в этих падежах, вы мне расскажите, выполнив работу на перфокартах, а 1 ученик у доски (Мельников А.)

(Проверка и оценка в лист самооценки)

4. Работа над темой.

— А сейчас на практике посмотрим, как вы умеете определять падежи существительных. Задание устное: каждый учащийся будет задавать вопросы, определять самостоятельно падежи имен существительных и показывать падеж на специальной модели часов.

(проверка по слайду и оценка)

Рисунок 1 Задания для устной работы: (слайд 5)

в дальнюю дорогу

желтыми кострами

высокому дереву

большая гора

с голубого неба

сказал девочке

вкусное яблоко

о зеленой листве

в дальнюю дорогу

с радостью

на макушке

На крыше

около башни

5. Физ. минутка: (слайд 6)

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –

И при этом все важны!

6. Самостоятельная работа: (слайд 7)

— А теперь работа усложняется. На экране записан текст. Вам его нужно внимательно прочитать. И выписать из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает и определить падеж.

Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.

И.п. (что?) река

Р.п. (чего?) реки

Д.п. (по чему?) по реке

В.п. (что?) реку

Т.п. (чем?) рекой

П.п. (на чём?) на реке

7. Работа по карточкам по группам. (слайд 8)

-А теперь проверим, как вы умеете работать самостоятельно. Перед вами карточки с заданиями.

— Самопроверка (слайд 9)

8. Заключительный тест на умение определять падеж имен существительных.

В таблице вам нужно указать только падеж.

1.Заблудился в лесу;

2.Перепрыгнул через лужу;

3.Вышел из ворот;

4.Побежал по коридору;

5.Беспокоились о сыне;

6.Стучали в дверь;

7.Разрезал ножницами;

8.Подарила бабушке;

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П.

В

Р.

Д.

П.

В.

Т.

Д.

Т.

Р.

9. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Подведем его итоги.

Как определить падеж сущ.?

Для чего нужно знать падежи?

(Чтобы речь была грамотной.)

10. Выставление оценок.

11. Домашнее задание:

Составить 6 предложений с одним и тем же словом, употребляя его в разных падежах.

12. Рефлексия.

— С каким настроением вы уйдете с урока? Покажите смайлик.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here