Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Конспект урока по русскому языку

в 5 классе

«Путешествие в царство

звуков и букв»

(Повторение раздела «Фонетика»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

первой категории

Донцова Светлана Михайловна

с. Алтайское

2012 г.

Путешествие в царство звуков и букв

  1. Тема урока. Место данного урока в системе уроков по программе. Знания и умения учащихся, формируемые в процессе изучения темы

Это 2-ой раздел, изучаемый в курсе русского языка в 5 классе, 12-ый урок в самом разделе. Урок повторения, закрепления и контроля знаний по разделу «Фонетика». Форма – праздничное путешествие. Название: «Путешествие в царство звуков и букв».

Цели и задачи:

  1. Закрепить и упорядочить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

  2. Выявить «белые пятна» на карте знаний учащихся по разделу.

  3. Проверить степень освоенности материала в разделе «Фонетика»; отработать орфографическую и пунктуационную грамотность.

  4. Закрепить произносительные нормы и орфоэпические знания, полученные в этом разделе – развитие речи учащихся.

  • Связь с разделами «Синтаксис», «Морфология», «Морфемика», «Орфография».

  • Межпредметные связи: литература, история, музыка.

  • Наглядность: тематическое оформление доски, эпиграфы, сигнальные карты, плакаты с заданиями.

  1. Агрументация отбора учебного материала для всего урока, для объяснения учителем и самостоятельного обучения учащихся

  • Формы и методы опроса и контроля знаний и умений – устный опрос, письменный опрос, фронтальная, групповая и самостоятельная работа, взаимопроверка, самоконтроль, работа у доски, по карточкам, по цепочке, работа по сигнальным картам. Отбор учебного материала для всего урока, для объяснения учителем и самостоятельного обучения учащихся произведён по принципу смены разных видов деятельности, непрерывного сосредоточения внимания учащихся на работе.

  • Охват 4-х разделов – царица «Фонетика», царица «Графика», царица «Орфоэпия» и царица «Орфография».

  1. Обоснование выбора типа, структуры урока, форм, методов, средств обучения. Соответствие методов урока его задачам и материалу

Тип урока, форма урока, методы и средства обучения были выбраны с целью активизации познавательного интереса: путешествие, испытания от каждой из 4-х цариц, загадки, сканворды, игры и т. д., включение «концертных» пауз.

  1. Система самостоятельной, групповой и т. д. работы учащихся:

  • «Фонетика»

1). Работа с эпиграфом: 1-ый эпиграф (слова К. Станиславского) – связь с синтаксисом, 2-ой эпиграф (слова М. Горького) – на развитие речи.

2). Проверка теоретических знаний;

3). Игра «Один звук, марш!» (самостоятельная работа);

4). Игра «Думай! Думай! Думай!» (устная работа, транскрипция у доски);

5). Задания на доске (ответы с транскрипцией в тетради, потом взаимопроверка, 1-2 ученика вслух);

6). Три задания на доске (1-ая часть – устно, 2-ая часть с доказательством у доски и запись классом в тетради);

7) Работа по сигнальным картам (устно);

8). Работа у доски с заданием, остальные учащиеся – в тетрадях.

  • «Графика»

1). Опрос теории по цепочке;

2). Работа над заданием самостоятельно в тетрадях, потом самоконтроль по учебнику (на знание произношения букв алфавита);

3). Взаимопроверка (алфавит).

  • «Орфография»

1). Самостоятельная работа (распределение в два столбика – непроизносимые согласные и безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 1 ученик выполняет работу с обратной стороны доски, затем сверяем;

2). Работа по сигнальным картам (устно).

  • «Орфоэпия»

1). Фронтальный опрос по теории;

2). Самостоятельная работа, два ученика на проверку, устно;

3). Работа по рядам — расстановка ударения;

4). Игра «Третье лишнее» (фронтальный опрос);

5). Проверка Д/З – «Егоркины скороговорки» (отработка орфоэпических норм и развитие речи), опрос желающих.

  • Заключительный этап путешествия

1). Две карточки сильным ученикам;

2). Два ученика у доски (синтаксический разбор предложений-загадок, фонетический разбор слов-отгадок, морфемный и морфологический разборы выборочных слов), два предложения учащиеся разбирают самостоятельно в тетрадях.

  • Итоги

Подсчитываем количество жетонов, выставляем отметки, определяем лучших путешественников, а также тех, кому нужно ещё подучиться; запись Д/З.

ХОД УРОКА

— сУДЯ ПО НАЗВАНИЮ УРОКА, ЧТО ЖЕ НАС СЕГОДНЯ ЖДЁТ?

— пРАВИЛЬНО, МЫ ОТПРАВИМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, В ЦАРСТВО ЗВУКОВ И БУКВ, ГДЕ ПРВЯТ 4 ВЕЛИКИЕ ЦАРИЦЫ:

фонетика

графика

орфография

орфоэпия

— И СЕГОДНЯ МЫ УЗНАЕМ, КТО ЖЕ ИЗ НАС ОПЫТНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕНИК, А КОМУ НУЖНО ЕЩЁ ПОДУЧИТЬСЯ.

— но, чтобы отправиться впутешествие, нам нужно собрать багаж, а поможет нам это сделать предыдущий раздел, не так давно изученный нами.

Обратите внимание на эпиграфы:

«Гласные – это река, а согласные – ее берега» (К. С. Станиславский).

«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова» (М. Горький.)

Спишите их с доски. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения и дайте характеристику этого предложения.

— А как вы поняли слова Максима Горького?

— Итак, ребята, чтобы путешествие наше удалось и мы подружились с царицами, нужно правильно выполнить все задания, которые приготовили нам царицы. Итак, цель нашего урока – повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих разделах.

1.

ЗВУК

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

— А какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

(ФОНЕТИКА)

Вот к ней в гости мы сейчас и отправимся.

Рот ему как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался … (звук).

С. Ефремов

Фонетика нам приготовила фонетические загадки. (Устно)

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

3. КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные звуки глухие.)

А теперь поближе познакомимся с подданными фонетики, со звуками. Звуки бывают…(гласными и согласными)

ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь,

Коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать

стихотворенье.

Назовите отличия в образовании гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных.

Игра «Один звук, марш!». (Самостоятельно в тетрадях, потом озвучить)

Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!».

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. (краска, склон, полк, тепло, беда, экран.) – (Каска, слон, пол, тело, еда, кран)

2. Теперь, наоборот, вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж. (лапка, галка, орёл, клин, тоска, полено)- (шапка, палка, осёл, блин, доска, колено)

Игра «Думай! Думай! Думай!». (Ответы — в тетрадь, и сделать фонет. разбор у доски)

Я приношу с собою боль.

В лице большое искажение.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

(Флюс – плюс.)

Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о»,

Будет круглое число.

(Сурок – сорок.)

Когда я месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Март – марш.)

НА ДОСКЕ:

В каком ряду на месте выделенных букв произносятся разные звуки?

(Транскрипцию в тетради, потом проверяем у доски)

  1. Пятак, семья, пилот, игры

  2. Сырой, контригра, рысь, шестой

  3. Пять, счастье, дать, рать

  4. Тишина, сорока, жена, село

В каком слове есть только твёрдые согласные звуки? (Устно+доказать)

  1. Водит

  2. Верит

  3. Матч

  4. Лось

  5. Можешь

В каком слове есть только мягкие согласные? (Устно+доказать)

  1. Звонить

  2. Смена

  3. Скажешь

  4. Сено

  5. Линия

Какой из перечисленных ниже звуков не имеет парного звука по глухости? (Устно)

  1. (б’)

  2. (л)

  3. (в)

  4. (н)

  5. (ж)

Какой из перечисленных ниже звуков не имеет парного звука по звонкости? (Устно)

  1. (с)

  2. (с’)

  3. (ф)

  4. (ч’)

  5. (ш)

Допишите единственный звук, недостающий в данном ряду. (Устно)

(ж), (ш), (…)

(ч’), (щ’), (…)

Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука: (Устно, потом рассказать правило, когда е, ё, ю, я дают два звука)

  1. Яма, ёж, день, юла, семья

  2. Яма, ёж, юла, баян, жюри

  3. День, семья, баян, жюри, юла

  4. Юла, семья, яма, ёж, баян

Укажите правильную фонетическую транскрипцию слов ПРОСЬБА, СЪЕЗД:

А) (прос’ба), (с’й’ст)

Б) (проз’ба), (сй’эст)

В) (проз’ба), (с’ест)

Г) (прос’ба), (сй’езд)

Есть ли в слове звук (й’)? (Поднимаем карточки Й)

Санаторий, яма, юбка, вязкий, мял, счастье, сельдь, пью, питьё, нести, люлька, подъехать, ёлка, птичью, клочья.

Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием: (У доски + транскрипция)

  1. Лодка

  2. Пробка

  3. Скользкий

  4. Старушка

  5. Утка

  6. Город

  7. Гром

  8. Кружка

  9. Глотка

2.

— Вторая царица, которая примет нас – это графика. А что же изучает этот раздел русского языка? (Символы, при помощи которых звуки речи обозначаются на письме, т.е. буквы, алфавит)

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом? (Устно)

2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните почему. (Устно)

НА ДОСКЕ:

В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке? (Устно)

  1. Юрасевич, Юрьев, Юркевич, Яцкевич, Яковлев

  2. Юркевич, Юрасевич, Юрьев, Яковлев, Яцкевич

  3. Юрьев, Юрасевич, Юркевич, Яцкевич, Яковлев

  4. Юрасевич, Юркевич, Юрьев, Яковлев, Яцкевич

В каком примере неправильно названа буква? (Устно)

  1. Поле – пэ, о, эль, е

  2. Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е

  3. Вечер – вэ, е, ча, е, ер

  1. Щербет – ще, е, эр, бэ, е, тэ

  2. Хутор – ха, у, тэ, о, эр

  3. Мебель – эм, е, бэ, е, эль, мягкий знак

А теперь проверим знание алфавита. Один ученик расскажет, а другой будет проверять и после назовёт ошибки, если таковые будут.

3.

— РЕБЯТА, КАКАЯ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЦАРИЦ СЛЕДИТ ЗА ПРАВОПИСАНИЕМ? (Орфография). ВОТ К НЕЙ МЫ И ОТПРАВИМСЯ.

Сейчас я вам буду называть слова, а вы их распределите в два столбика по виду орфограмм: в один – с непроизносимыми согласными, в другой – с гласными в корне слова, проверяемыми ударением. (У доски)

Чудесный, поля, лестница, опасный, летит, радостный, посидел (на стуле), поседел (от горя), солнце, молчание, честный.

Теперь я буду называть слова, а вы должны указать с помощью карточки «Ь» те слова, в которых нужен Ь. (Устно)

НА ДОСКЕ:

После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Выпишите слова, которые отступают от данного правила. (Самост. в тетр., потом проверяем)

Счастье, шинель, чашка, чувство, брошюра, пощада, жюри, роща, парашют.

4.

Весёлые рифмы про ударение.

Ударный слог, ударный слог.

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И чётко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! – и ударил в безударный слог…

…И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок…

Послушай, молоток.

Не путай слоги.

Опять, озорничая, не солги!

Мы в слове слог ударный

Найдём э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдём,

Громче всех произнесём!

Правило ударения:

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить

Под удар.

— Ребята, нас ждёт последняя царица – орфоэпия. Что же она изучает? (Нормы произношения и правила постановки ударения)

Фонетические головоломки. (Устно)

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. рис – ирис).

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это… (окуни).

Я – сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. тлас – атлас).

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

капель,Я слышу звон апрельских

Поёт апрельская … (капель).

НА ДОСКЕ:

Расставьте ударение в словах: (В тетради, потом проверяем)

  1. Арбуз

  2. Верба

  3. Документ

  4. Магазин

  5. Ненависть

  6. Звонишь

  7. Свекла

— Какая позиция для гласных считается сильной, какая слабой? А для согласных?

Найдите «третье лишнее» слово: (Все вместе)

  1. Ч то, чтобы, нечто

  2. Конечно, нарочно, игрушечный

  3. Теннис, тема, текст

  4. Свитер, ателье, тенор

  5. Чувство, баловство, здравствует

Домашнее задание «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

— Какой звук часто повторяется в скороговорке? Для чего? Как называется приём создания образа посредством звука, который используют поэты. (Звукопись)

— Для чего нужны скороговорки?

Конкурс скороговорок:

  • Все бобры добры до своих бобрят.

  • Водовоз вёз воду из-под водопровода.

  • У пенька опять пять опят.

  • На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

  • Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

5.

И последнее задание, которое нам приготовили царицы – это загадки. Две мы разберём у доски, а две — вы самостоятельно в тетрадях. (ДВЕ КАРТОЧКИ)

Запишите загадки и отгадки к ним.

Сделайте синтаксический разбор предложений-загадок.

Сделайте фонетический разбор слов-отгадок.

Какие правила правописания вам встретились?

  1. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

  2. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

  3. Я по воздуху летаю, и я же с облаков людей спускаю. (Парашют)

ИТОГИ:

Итак, ребята, подведём итоги нашего путешествия (лучшие путешественники, любители и кому нужно подучиться)

Д/З: Упр.316, повторить теория изученного раздела.

Список использованной литературы

  1. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русому языку. 5 класс – М.: «Просвещение», 2011.

  2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе – М.: «Вако», 2011.

  3. Материалы «Учительской газеты» разных лет.

  4. Материалы журнала «Русский язык в школе» прошлых лет.


12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here