Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района Алтайского края
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Путешествие в царство
звуков и букв»
(Повторение раздела «Фонетика»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
первой категории
Донцова Светлана Михайловна
с. Алтайское
2012 г.
Путешествие в царство звуков и букв
-
Тема урока. Место данного урока в системе уроков по программе. Знания и умения учащихся, формируемые в процессе изучения темы
Это 2-ой раздел, изучаемый в курсе русского языка в 5 классе, 12-ый урок в самом разделе. Урок повторения, закрепления и контроля знаний по разделу «Фонетика». Форма – праздничное путешествие. Название: «Путешествие в царство звуков и букв».
Цели и задачи:
-
Закрепить и упорядочить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
-
Выявить «белые пятна» на карте знаний учащихся по разделу.
-
Проверить степень освоенности материала в разделе «Фонетика»; отработать орфографическую и пунктуационную грамотность.
-
Закрепить произносительные нормы и орфоэпические знания, полученные в этом разделе – развитие речи учащихся.
-
Связь с разделами «Синтаксис», «Морфология», «Морфемика», «Орфография».
-
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
-
Наглядность: тематическое оформление доски, эпиграфы, сигнальные карты, плакаты с заданиями.
-
Агрументация отбора учебного материала для всего урока, для объяснения учителем и самостоятельного обучения учащихся
-
Формы и методы опроса и контроля знаний и умений – устный опрос, письменный опрос, фронтальная, групповая и самостоятельная работа, взаимопроверка, самоконтроль, работа у доски, по карточкам, по цепочке, работа по сигнальным картам. Отбор учебного материала для всего урока, для объяснения учителем и самостоятельного обучения учащихся произведён по принципу смены разных видов деятельности, непрерывного сосредоточения внимания учащихся на работе.
-
Охват 4-х разделов – царица «Фонетика», царица «Графика», царица «Орфоэпия» и царица «Орфография».
-
Обоснование выбора типа, структуры урока, форм, методов, средств обучения. Соответствие методов урока его задачам и материалу
Тип урока, форма урока, методы и средства обучения были выбраны с целью активизации познавательного интереса: путешествие, испытания от каждой из 4-х цариц, загадки, сканворды, игры и т. д., включение «концертных» пауз.
-
Система самостоятельной, групповой и т. д. работы учащихся:
-
«Фонетика»
1). Работа с эпиграфом: 1-ый эпиграф (слова К. Станиславского) – связь с синтаксисом, 2-ой эпиграф (слова М. Горького) – на развитие речи.
2). Проверка теоретических знаний;
3). Игра «Один звук, марш!» (самостоятельная работа);
4). Игра «Думай! Думай! Думай!» (устная работа, транскрипция у доски);
5). Задания на доске (ответы с транскрипцией в тетради, потом взаимопроверка, 1-2 ученика вслух);
6). Три задания на доске (1-ая часть – устно, 2-ая часть с доказательством у доски и запись классом в тетради);
7) Работа по сигнальным картам (устно);
8). Работа у доски с заданием, остальные учащиеся – в тетрадях.
-
«Графика»
1). Опрос теории по цепочке;
2). Работа над заданием самостоятельно в тетрадях, потом самоконтроль по учебнику (на знание произношения букв алфавита);
3). Взаимопроверка (алфавит).
-
«Орфография»
1). Самостоятельная работа (распределение в два столбика – непроизносимые согласные и безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 1 ученик выполняет работу с обратной стороны доски, затем сверяем;
2). Работа по сигнальным картам (устно).
-
«Орфоэпия»
1). Фронтальный опрос по теории;
2). Самостоятельная работа, два ученика на проверку, устно;
3). Работа по рядам — расстановка ударения;
4). Игра «Третье лишнее» (фронтальный опрос);
5). Проверка Д/З – «Егоркины скороговорки» (отработка орфоэпических норм и развитие речи), опрос желающих.
-
Заключительный этап путешествия
1). Две карточки сильным ученикам;
2). Два ученика у доски (синтаксический разбор предложений-загадок, фонетический разбор слов-отгадок, морфемный и морфологический разборы выборочных слов), два предложения учащиеся разбирают самостоятельно в тетрадях.
-
Итоги
Подсчитываем количество жетонов, выставляем отметки, определяем лучших путешественников, а также тех, кому нужно ещё подучиться; запись Д/З.
ХОД УРОКА
— сУДЯ ПО НАЗВАНИЮ УРОКА, ЧТО ЖЕ НАС СЕГОДНЯ ЖДЁТ?
— пРАВИЛЬНО, МЫ ОТПРАВИМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, В ЦАРСТВО ЗВУКОВ И БУКВ, ГДЕ ПРВЯТ 4 ВЕЛИКИЕ ЦАРИЦЫ:
фонетика
графика
орфография
орфоэпия
— И СЕГОДНЯ МЫ УЗНАЕМ, КТО ЖЕ ИЗ НАС ОПЫТНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕНИК, А КОМУ НУЖНО ЕЩЁ ПОДУЧИТЬСЯ.
— но, чтобы отправиться впутешествие, нам нужно собрать багаж, а поможет нам это сделать предыдущий раздел, не так давно изученный нами.
Обратите внимание на эпиграфы:
«Гласные – это река, а согласные – ее берега» (К. С. Станиславский).
«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова» (М. Горький.)
Спишите их с доски. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения и дайте характеристику этого предложения.
— А как вы поняли слова Максима Горького?
— Итак, ребята, чтобы путешествие наше удалось и мы подружились с царицами, нужно правильно выполнить все задания, которые приготовили нам царицы. Итак, цель нашего урока – повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих разделах.
1.
ЗВУК
Рот ему как дом родной, Из него летит волной. Любит с эхом подразниться, В барабане схорониться. Если где услышим стук, Значит, к нам добрался … (звук). С. Ефремов |
Фонетика нам приготовила фонетические загадки. (Устно)
1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом? В названии танца звуков меньше, чем букв.)
2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)
3. КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК?
Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные звуки глухие.)
— А теперь поближе познакомимся с подданными фонетики, со звуками. Звуки бывают…(гласными и согласными)
ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА
Но не хочется им петь. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные тебе даны для пенья. И счастлив будь, Коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. |
— Назовите отличия в образовании гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных.
Игра «Один звук, марш!». (Самостоятельно в тетрадях, потом озвучить)
Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. (краска, склон, полк, тепло, беда, экран.) – (Каска, слон, пол, тело, еда, кран)
2. Теперь, наоборот, вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж. (лапка, галка, орёл, клин, тоска, полено)- (шапка, палка, осёл, блин, доска, колено)
Игра «Думай! Думай! Думай!». (Ответы — в тетрадь, и сделать фонет. разбор у доски)
Я приношу с собою боль.
В лице большое искажение.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения.
(Флюс – плюс.)
Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о»,
Будет круглое число.
(Сурок – сорок.)
Когда я месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь.
(Март – марш.)
НА ДОСКЕ:
В каком ряду на месте выделенных букв произносятся разные звуки?
(Транскрипцию в тетради, потом проверяем у доски)
-
Пятак, семья, пилот, игры
-
Сырой, контригра, рысь, шестой
-
Пять, счастье, дать, рать
-
Тишина, сорока, жена, село
В каком слове есть только твёрдые согласные звуки? (Устно+доказать)
-
Водит
-
Верит
-
Матч
-
Лось
-
Можешь
В каком слове есть только мягкие согласные? (Устно+доказать)
-
Звонить
-
Смена
-
Скажешь
-
Сено
-
Линия
Какой из перечисленных ниже звуков не имеет парного звука по глухости? (Устно)
-
(б’)
-
(л)
-
(в)
-
(н)
-
(ж)
Какой из перечисленных ниже звуков не имеет парного звука по звонкости? (Устно)
-
(с)
-
(с’)
-
(ф)
-
(ч’)
-
(ш)
Допишите единственный звук, недостающий в данном ряду. (Устно)
(ж), (ш), (…)
(ч’), (щ’), (…)
Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука: (Устно, потом рассказать правило, когда е, ё, ю, я дают два звука)
-
Яма, ёж, день, юла, семья
-
Яма, ёж, юла, баян, жюри
-
День, семья, баян, жюри, юла
-
Юла, семья, яма, ёж, баян
Укажите правильную фонетическую транскрипцию слов ПРОСЬБА, СЪЕЗД:
А) (прос’ба), (с’й’ст)
Б) (проз’ба), (сй’эст)
В) (проз’ба), (с’ест)
Г) (прос’ба), (сй’езд)
Есть ли в слове звук (й’)? (Поднимаем карточки Й)
Санаторий, яма, юбка, вязкий, мял, счастье, сельдь, пью, питьё, нести, люлька, подъехать, ёлка, птичью, клочья.
Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием: (У доски + транскрипция)
-
Лодка
-
Пробка
-
Скользкий
-
Старушка
-
Утка
-
Город
-
Гром
-
Кружка
-
Глотка
2.
— Вторая царица, которая примет нас – это графика. А что же изучает этот раздел русского языка? (Символы, при помощи которых звуки речи обозначаются на письме, т.е. буквы, алфавит)
1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом? (Устно)
2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните почему. (Устно)
НА ДОСКЕ:
В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке? (Устно)
-
Юрасевич, Юрьев, Юркевич, Яцкевич, Яковлев
-
Юркевич, Юрасевич, Юрьев, Яковлев, Яцкевич
-
Юрьев, Юрасевич, Юркевич, Яцкевич, Яковлев
-
Юрасевич, Юркевич, Юрьев, Яковлев, Яцкевич
В каком примере неправильно названа буква? (Устно)
-
Поле – пэ, о, эль, е
-
Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е
-
Вечер – вэ, е, ча, е, ер
-
Щербет – ще, е, эр, бэ, е, тэ
-
Хутор – ха, у, тэ, о, эр
-
Мебель – эм, е, бэ, е, эль, мягкий знак
А теперь проверим знание алфавита. Один ученик расскажет, а другой будет проверять и после назовёт ошибки, если таковые будут.
3.
— РЕБЯТА, КАКАЯ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЦАРИЦ СЛЕДИТ ЗА ПРАВОПИСАНИЕМ? (Орфография). ВОТ К НЕЙ МЫ И ОТПРАВИМСЯ.
Сейчас я вам буду называть слова, а вы их распределите в два столбика по виду орфограмм: в один – с непроизносимыми согласными, в другой – с гласными в корне слова, проверяемыми ударением. (У доски)
Чудесный, поля, лестница, опасный, летит, радостный, посидел (на стуле), поседел (от горя), солнце, молчание, честный.
Теперь я буду называть слова, а вы должны указать с помощью карточки «Ь» те слова, в которых нужен Ь. (Устно)
НА ДОСКЕ:
После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Выпишите слова, которые отступают от данного правила. (Самост. в тетр., потом проверяем)
Счастье, шинель, чашка, чувство, брошюра, пощада, жюри, роща, парашют.
4.
Весёлые рифмы про ударение.
Ударный слог, ударный слог.
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток.
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит.
И чётко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток.
Тук! – и ударил в безударный слог…
…И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок…
Послушай, молоток.
Не путай слоги.
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдём,
Громче всех произнесём!
Правило ударения:
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар.
— Ребята, нас ждёт последняя царица – орфоэпия. Что же она изучает? (Нормы произношения и правила постановки ударения)
Фонетические головоломки. (Устно)
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис).
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни,
Не бойся, это… (окуни).
Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас).
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
капель,Я слышу звон апрельских
Поёт апрельская … (капель).
НА ДОСКЕ:
Расставьте ударение в словах: (В тетради, потом проверяем)
-
Арбуз
-
Верба
-
Документ
-
Магазин
-
Ненависть
-
Звонишь
-
Свекла
— Какая позиция для гласных считается сильной, какая слабой? А для согласных?
Найдите «третье лишнее» слово: (Все вместе)
-
Ч то, чтобы, нечто
-
Конечно, нарочно, игрушечный
-
Теннис, тема, текст
-
Свитер, ателье, тенор
-
Чувство, баловство, здравствует
Домашнее задание «Егоркины скороговорки».
|
— Какой звук часто повторяется в скороговорке? Для чего? Как называется приём создания образа посредством звука, который используют поэты. (Звукопись)
— Для чего нужны скороговорки?
Конкурс скороговорок:
-
Все бобры добры до своих бобрят.
-
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
-
У пенька опять пять опят.
-
На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
-
Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
-
Кукушка кукушонку купила капюшон.
5.
— И последнее задание, которое нам приготовили царицы – это загадки. Две мы разберём у доски, а две — вы самостоятельно в тетрадях. (ДВЕ КАРТОЧКИ)
Запишите загадки и отгадки к ним.
Сделайте синтаксический разбор предложений-загадок.
Сделайте фонетический разбор слов-отгадок.
Какие правила правописания вам встретились?
-
Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
-
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
-
Я по воздуху летаю, и я же с облаков людей спускаю. (Парашют)
ИТОГИ:
Итак, ребята, подведём итоги нашего путешествия (лучшие путешественники, любители и кому нужно подучиться)
Д/З: Упр.316, повторить теория изученного раздела.
Список использованной литературы
-
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русому языку. 5 класс – М.: «Просвещение», 2011.
-
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе – М.: «Вако», 2011.
-
Материалы «Учительской газеты» разных лет.
-
Материалы журнала «Русский язык в школе» прошлых лет.