Конспект урока
по русскому языку в 5 классе
с применением средств ИКТ
по теме «Имя существительное как часть речи»
Тема: Имя существительное как часть речи
Тип урока по содержанию: морфология
Тип урока по цели: объяснение нового материала
Учебник под ред. В.В. Бабайцевой
Цель урока: знать характеристику имени существительного как части речи
Задачи:
Знать: что такое имя существительное, его грамматические особенности
Понимать: что обозначает имя существительное
Уметь: находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль, морфологические признаки.
План урока
-
Организационный момент
-
Повторение изученного материала
1) Устный опрос
2) Работа с дидактическим материалам в парах
3) Словарный диктант
-
Сообщение темы и цели урока
-
Объяснение нового материала
-
Работа со стихотворением
-
Выборочно-распределительный диктант
-
Диктант с сигнальными карточками «Род имени существительного»
-
Закрепление материала
-
Работа с отрывком из произведения А.П. Чехова «Каштанка»
-
Подведение итогов урока
-
Объяснение д/з
-
Организационный момент
Ход урока
-
Организационный момент
-
Повторение изученного материала
— На предыдущих уроках мы начали изучать большой раздел, который называется «Морфология»
1) устный опрос
— Что изучает этот раздел?
(Части речи)
— А на какие две большие группы делятся части речи в русском языке?
(Самостоятельные и служебные)
— А какая часть речи стоит особняком, т.е. не относится ни к какой из групп?
(междометие)
— Теперь давайте повторим этот материал.
2) работа с дидактическим материалом
— Сейчас будет работа в парах. (На доске с помощью проектора выведен слайд 1). Обратимся к слайду на доске. Послушайте задание: ученику 5 класса дали задание распределить части речи на самостоятельные и служебные. Он это задание выполнил. А вам необходимо найти ошибки и переместить часть речи в тот столбик, где она должна находиться. Верный вариант записать в свою тетрадь.
Времени на выполнение задания у вас 3 минуты.
(даю время)
— Начнем проверку. Прочитайте сначала самостоятельные части речи, а потом служебные. Давайте убедимся в правильности решения задачи. Обратимся снова к доске. (на ней уже слайд 2 с верным ответом).
— Сейчас я проверю, как вы умеете определять части речи.
3) словарный диктант
Для этого запишем словарный диктант. Ваша задача в строчку, через запятую записать слова:
Считать, результат, героизм, жюри, аккуратный, библиотека, помощник, превратить.
— Давайте проверим написание слов. Для этого откройте ваш учебник на странице 255, раздел «Пиши правильно».
— Подпишите, пожалуйста, части речи.
-Прочитайте сначала глаголы; прилагательные; наречия.
— Какая часть речи осталась?
(Имя существительное)
-Прочитайте слова этой части речи и сосчитайте, сколько существительных встретилось в нашем словарном диктанте.
(5 существительных)
— Ребята, не случайно в нашем диктанте встретилось такое большое количество имен существительных, а именно половина. Это можно объяснить двумя причинами:
— во-первых, имя существительное – важнейшая часть речи. Имена существительными мы называем предметы окружающего нас мира, а их очень много. И вот, что интересно. На сто слов нашего языка приходится 40 имен существительных. А это почти половина.
-
Объяснение темы и цели урока
— во-вторых, тема нашего сегодняшнего урока – «Имя существительное как часть речи»
Цель нашего урока, дать характеристику этой части речи.
Для этого нам необходимо ответить на три главных вопроса (слайд 3)
-
Что обозначает имя существительное?
-
Какими признаками обладает?
-
Какую роль в предложении выполняет?
— Давайте прочитаем эти вопросы.
-
Объяснение нового материала
— А теперь давайте обратимся к учебнику. Откройте его на стр.82. Прочитайте вслух определение имени существительного.
— Сейчас обратимся опять к экрану (слайд 4). На нем вы видите стихотворение А. Косоговского.
— Прочитайте его сначала про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
1) Работа со стихотворением
— Назовите имена существительные, которые вы нашли в этом стихотворение.
(школа, ученики, портфель, книги, ручки, дневники, открытие)
— Как вы отличили имя существительное от других частей речи?
(обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
— Прочитайте существительные, отвечающие на вопрос кто?
(ученики)
— Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? называются одушевленными, к ним относятся названия лиц и животных.
— Приведите примеры таких существительных.
— Прочитайте из стихотворения существительные, отвечающие на вопрос что?
(школа, портфель, книга, ручка, дневник, открытие)
— Как называются такие существительные?
(неодушевленные)
— А теперь обратимся вновь к учебнику. Прочитайте общее грамматическое значение имени существительного. Назовите его.
(значение предмета)
— Сейчас попробуем убедиться в этом. (слайд 5)
Существительное может обозначать:
-
Конкретные предметы
-
Явления
-
Предмет как признак
-
Предмет как действие
-
Вещества
— Сделайте в своих тетрадях нумерацию в столбик от 1 до 5.
2) Выборочно-распределительный диктант
— Я буду называть имена существительные, а вы будете записывать их под нужной цифрой.
Книга, лед, беготня, желтизна, радость, чернила, борьба, голубизна, брошюра, обаяние, телеграмма, капрон, изучение, новизна, храбрость.
Давайте себя проверим. (слайд 6)
— Итак, мы ответили на первый вопрос, существительное обозначает предмет в широком смысле слова или имеет значение предмета.
3) Диктант с сигнальными карточками
-Теперь мы должны с вами вспомнить о тех признаках имени существительного, которые вам известны еще из начальной школы.
-Вспомните, какими постоянными признаками обладает имя существительное?
(род, склонение)
— А как изменяется имя существительное?
(по числам и падежам)
— Сейчас повторим род имен существительных. Для этого проведем устно диктант с сигнальными карточками.
-Сначала используем слова из нашего словарного диктанта. Я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку с вариантом ответа:
Результат, героизм, жюри, библиотека, помощник, артиллерия, телевидение, санаторий, жонглер, дискуссия, парашют, привычка, впечатление.
— Ребята, а для чего нужно знать род имен существительных?
(чтобы правильно определить склонение)
— А на что еще нужно обратить внимание?
(на окончание имени существительного в именительном падеже)
-Хорошо, теперь обратимся к упражнению 731 в учебнике.
4) Упражнение 731
-Сначала прочитайте текст.
— О чем этот текст?
(о природе)
— А какие удивительные вещи создает природа?
— А разве нужно обязательно нагибаться, чтобы разглядеть все удивительные вещи, нас окружающие?
— Спишите это предложение, вставляя пропущенные буквы.
— Теперь вам необходимо определить склонение всех имен существительных и подписать его.
— А теперь давайте определим с вами те признаки имени существительного, которые являются непостоянными?
(число, падеж)
— Падеж подпишем над имена существительными.
— Итак, давайте еще раз обратимся к вопросам на слайде 3.
— Назовите еще раз постоянные признаки имени существительного.
— Непостоянные?
— А на какой вопрос мы еще не дали ответ в нашем уроке?
(не определили синтаксическую роль имени существительного)
— Для этого в упражнение подчеркните существительные как члены предложения.
— Какую же синтаксическую роль может играть существительное в предложении?
(подлежащее, дополнение, сказуемое)
— Ребята, чаще всего существительное выполняет в предложении роль подлежащего или дополнения. Хотя, существительное может быть любым членом предложения.
-
Закрепление материала
— Завершить наш урок я хочу отрывком из произведения А.П. Чехова «Каштанка»
— А какие еще рассказы Чехова вы уже читали?
(«Хирургия»)
— Сейчас мы увидим, какую огромную роль играет имя существительное в тексте.
_ Прочитайте отрывок про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
-
Работа над отрывком (анализ текста)
-Что увидела Каштанка в квартире незнакомца?
-Какой эта обстановка кажется Каштанке?
— А какой вспоминает Каштанка квартиру столяра?
— Ребята, а что такое верстак?
— Для того, что бы себя проверить обратимся к словарям. (слайд 7)
— А что такое стамески? (слайд 8)
— лохань? (слайд 9)
— Что еще нравилось Каштанке в квартире у столяра?
— Ребята, а на самом-то деле, в какой квартире обстановка лучше?
— А теперь будет задание по вариантам:
I вариант посчитает, сколько всего в тексте слов. (83)
II вариант узнает, сколько в тексте имен существительных. (33)
— Какой мы из этого можем сделать вывод?
(существительное – самая часто употребляемая часть речи)
— Найдите в тексте такие сущ., которые обозначают конкретный предмет.
— имена существительные, которые обозначают отвлеченные понятия.
— Определите склонение имен существительных.
— Запишите последнее предложение в тетрадь и определите падеж имен существительных и их синтаксическую роль.
-
Подведение итого урока, рефлексия
— Давайте еще раз обратимся к вопросам, которые мы определили для изучения данной части речи.
— Скажите, что для вас осталось трудным даже после объяснения материала.
(Необходимо ответить на вопросы учащихся)
-
Объяснение домашнего задания.