Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема урока: «Мягкий знак на конце и в середине числительных».
Тип урока: Открытия новых знаний.
Цель:
— познакомить учащихся с орфографическим правилом «Мягкий знак на конце и в середине
числительных»;
— научиться применять правила при написании числительных.
Задачи:
образовательная — познакомить учащихся с написанием мягкого знака в числительных.
развивающая — формировать умение грамотно и правильно писать числительные;
— развивать мыслительную деятельность , культуру речи.
воспитательная – через ознакомление с новыми сведениями о числительном воспитывать
интерес к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: карточки , индивидуальные листы- тесты, таблица, мультимедийное оборудование.
Технологии: проблемное обучение, игровая технология, технология саморазвивающего обучения, компьютерная.
Ход урока:
I.Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.
1. О какой части речи мы говорили на предыдущих уроках?
2. Послушайте отрывок из литературного текста. Выпишите имена числительные (можно
цифрами).
3. Проанализируйте выписанное и охарактеризуйте имя числительное как часть речи.
«Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
— Добрый день, — сказал ему Маленький принц.
— 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 — 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501 622 731.
— 500000000 чего?
— А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.
— 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.
Деловой человек поднял голову.
— Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000….
— 500000000 чего?
Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.
— 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
— Это что же, мухи?
— Да нет же, такие блестящие, маленькие.
— Пчелы?
— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
— А, звезды?
— Вот-вот. Звезды.
— 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?
— 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.
— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
— Что делаю?
— Да.
— Ничего не делаю. Я ими владею.»
Отрывок какого литературного произведения я прочитала? А. де Сент –Экзюпери «Маленький принц».
Какие имена числительные выписали?
Охарактеризуйте морфологические признаки этой части речи.
Запишите предложения:
3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Определите синтаксическую роль числительных.
Часто ли мы используем числительные в речи?
Вопрос по развитию речи. Повторение раздела «Фразеология».
Послушайте пример употребления числительных в речи.
Все как один, в один голос, одной веревкой связаны, стричь под одну гребенку,
в один присест, один как перст, как дважды два, как две капли воды, убить двух зайцев, с три короба, в трёх соснах, в четырёх стенах, на все четыре стороны, как свои пять пальцев, семь пятниц на неделе, семь потов сошло, семи пядей во лбу, семь шкур спускать, в десятку т. д.
Как называются такие словосочетания? Фразеологизмы.
В каком стиле речи употребляются чаще? В художественном ( в речи героев), в разговорном.
Запишите слова : Десятка, сотня, тысяча, миллион, миллиард
Для чего необходимо знать правильное написание имен числительных?
Где нам может это пригодиться? Учащиеся делаю вывод.
II. Объяснение нового материала
-
Создание проблемной ситуации
Для формулирования темы и целей сегодняшнего урока, вам необходимо
провести небольшое исследование.
2. Следующий этап урока называется «Один в поле не воин».
Сильные ученики работают в паре. Ответить на вопрос задания.
Какие орфограммы мы повторили при выполнении задания. Сформулировать правила.
Тестовое задание.
а) трост…, восем…, двадцат…
б) булоч…ная, смен…щик, печ…ник
в) мел…кнут, стекол…щик, мен…ше
г) сем…десят, восем…десят, камен…щик
В словах какого ряда не пишется мягкий знак и почему? б
Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова. в
Выполнение упр. № 352 поможет вспомнить нам функцию ь (смягчение согласного) ( Для слабых учеников)
Какие орфограммы мы повторили при выполнении задания. Сформулировать правила.
1.Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости согласных.
2. Правописание сочетаний чн, нщ, нч и др. без мягкого знака.
О роли мягкого знака мы говорили при изучении разных орфограмм. Его функция – Смягчение предшествующего согласного. Это особенности русской орфоэпии.
Вопрос на повторение «Фонетики» :
Какие согласные в русском языке только мягкие? Ч, Щ, Й.
Ребята, произнесите разные имена числительные.
Как произносятся разные имена числительные?
Ь знак произносится и пишется в некоторых числительных.
Итак, Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Цель урока:
— познакомить учащихся с орфографическим правилом «Мягкий знак на конце и в
середине числительных»;
— научиться применять правила при написании числительных.
Смотрим на экран.
Смягчение на конце числительных от 5 до 20 и 30 происходит с помощью ь,
В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 после первого корня пишется ь
Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных тоже регламентируется правилом.
Правило 1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак, как и в существительных на мягкие согласные. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.
Записываем сложное числительное пятьдесят. Разберем по составу.
— А теперь разберём по составу слово пятьдесят. Как оно образовано? (пятьдесят – это пять десятков, следовательно, числительное сложное). Мягкость последнего согласного первого корня сохраняется и обозначается с помощью мягкого знака. Прочитайте в учебнике, в каких числительных в середине пишется мягкий знак.
Правило 2 (рассказывают ученики).
2. Работа с учебником стр. 148. Правило орф. № 41.
Какой вывод мы можем сделать о правописании ь знака в числительных,
глядя на таблицу?
3. Физкультминутка.
– Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.
Считалка.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы-
Ты пойди-ка, поводи!
— Услышали ли вы числительные, которые использовались в считалке? Назовите. Где пишется ь знак?
Поднимаем руки все – это «раз».
Повернулась голова — это «два».
Руки вниз, вперёд смотри — это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
4. Закрепление изученного материала. (У доски работают ученики)
1. Составление таблицы и заполнение её примерами.
Ь в числительных
В середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900 | |
Восемь одиннадцать тридцать семнадцать двенадцать восемнадцать двадцать пять пятнадцать
| Шестьдесят четыре семьдесят один девятьсот пятьсот пятьдесят восемьсот три шестьсот семьсот восемьдесят |
Восемь, одиннадцать, шестьдесят четыре, семьдесят один, тридцать, семнадцать, девятьсот двенадцать, восемнадцать, двадцать, пятьсот пятьдесят пять, пятнадцать, восемьсот три,
шестьсот, семьсот восемьдесят.
2. Упр. 353. Работа по закреплению темы урока. Повторение раздела «Синтаксис и пунктуация».
3. Упр. 354
ь для обозначения мягкости согласного | |
Четырьмя, седьмой, девятьсот, семьдесят, восемьсот, шестьсот, пятьдесят, восьмой.
| Возьми, помощник, письмо, польза, нянчиться, кочка, меньше, каменщик, сельдь, вскользь, почка, восьмой.
|
Взаимопроверка. (Учащиеся обмениваются тетрадями)
4. «Крестики-нолики». Игровой момент .
«Правописание мягкого знака в середине числительных».
Учитель на доске рисует табличку. Учащиеся по очереди ставят х
— Отметьте в таблице крестиком правильный ответ.
ь | Без ь | |
Восем…сот |
|
|
Шест…десят |
|
|
Пят…надцатью |
|
|
Шест…надцатью |
|
|
Восем…десят |
|
|
Сем…сот |
|
|
Сем…надцать |
|
|
Сем…десят |
|
|
Девят…сот |
|
|
5. Работа по Развитию речи. Прослушать текст, сжато перескажите его.
Примерно три тысячи лет тому назад у древних народов, находящихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равных части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
Сжатый текст показать на доске.
— три тысячи лет тому назад у древних народов были уже первые астрономические познания. – они наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем
и Луной составляли семь небесных светил.
— ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам,
разделили его на четыре равных части,
каждый из семи дней посвятили одному из семи божеств.
Так возникла семидневная неделя.
— Определите тип и стиль текста.
— Определите разряд числительных.
— Какие они по составу – простые или составные?
V. Итог урока.
1.С чем познакомились на уроке?
2.Когда Ь пишется в середине числительных, а когда – на конце?
3.Для чего необходимо знать правила написания числительных?
Сформулируйте полный ответ, используя выражения
На сегодняшнем уроке я узнал(а)…..
Больше всего мне понравилось……
Мне запомнилось…..
Я постараюсь…
Объявление оценок.
Спасибо за урок.
VI.Домашнее задание: 1) П.61, выучить правила, упр.353,
2) запишите названия старинных мер длины.
Спасибо за урок.
Тестовое задание.
а) трост…, восем…, двадцат…
б) булоч…ная, смен…щик, печ…ник
в) мел…кнут, стекол…щик, мен…ше
г) сем…десят, восем…десят, камен…щик
1. В словах какого ряда не пишется мягкий знак и почему?…………………..
2. Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова. ……………..
………………………………………………………………………………………………………
Тестовое задание.
а) трост…, восем…, двадцат…
б) булоч…ная, смен…щик, печ…ник
в) мел…кнут, стекол…щик, мен…ше
г) сем…десят, восем…десят, камен…щик
1. В словах какого ряда не пишется мягкий знак и почему?…………………..
2. Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова. ……………..
…………………………………………………………………………………………………………
Тестовое задание.
а) трост…, восем…, двадцат…
б) булоч…ная, смен…щик, печ…ник
в) мел…кнут, стекол…щик, мен…ше
г) сем…десят, восем…десят, камен…щик
1. В словах какого ряда не пишется мягкий знак и почему?…………………..
2. Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова. ……………..
………………………………………………………………………………………………………
Тестовое задание.
а) трост…, восем…, двадцат…
б) булоч…ная, смен…щик, печ…ник
в) мел…кнут, стекол…щик, мен…ше
г) сем…десят, восем…десят, камен…щик
1. В словах какого ряда не пишется мягкий знак и почему?…………………..
2. Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова. ……………..