МБОУ «Макуловская СОШ
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Конспект урока по русскому языку
«Путешествие на остров Местоимение»
6 класс
Разработала учитель
русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Тема. Путешествие на остров Местоимение
Цель Повторить материал, изученный по теме «Местоимение»; закрепить орфографические навыки, умение находить местоимения в предложениях и определять их разряд; развивать интерес к русскому языку через занимательные упражнения; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки.
Оборудование: карта острова Местоимение (составляется учителем произвольно, на ней могут быть заливы, плоскогорья, горы, низменности, реки, озёра, названные какими-либо разрядами местоимений), карточки с заданиями, картонные макеты парусников на каждый стол.
Ход урока
I. Слово учителя
Зачитывается «Песенка Винни-Пуха», сочинённая поэтом Б.Заходером.
На днях, не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том, о сём.
Я рассказал им что, когда
И почему, и отчего
Сказал откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «ох»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни сё!»
-
В чём же ошибка Вини-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказывал о своих похождениях, но остался непонятым? Понятно, с кем и о чём разговаривал Вини-Пух? (Нет)
-
А вам знакомы эти слова? (Да)
-
Что же забыл или не знал Вини-Пух? (Местоимения указываю на предметы, признаки и количества, но не называют их).
-
Мы с вами познакомились с этой частью речи и сегодня все полученные на уроках знания пригодятся вам в нашем путешествии на остров Местоимение, карта которого перед вами. А поплывём мы, конечно же, на этом замечательном паруснике, хотя кое-где придётся передвигаться и без него. Но чтобы пуститься в путешествие, нам нужно выбрать ориентир. Знаете ли вы что обозначает это слово?
Ориентир – предмет, по которому ориентируются, то есть определяют своё местонахождение или направление.
-
Что же будет служить ориентиром нам? (Наши знания)
II. Подготовка к отплытию
Словарный диктант
Континент, республика, рюкзак, миллион, экземпляр, километр, центнер, гараж, бассейн, одиннадцать, конституция, территория, подзаголовок, коллекция, биография, иллюстрация, образование, вокзал, велосипед.
(Помощники капитанов собирают работы)
III. Слово учителя
Прежде чет отправиться в путь, я хочу проверить, надёжны ли ваши капитаны.
(Капитаны получают карточки, читают задание, исправляют речевые ошибки в употреблении местоимений).
У ней (у неё) были длинные вьющиеся волосы. Ихние (их) ответы заставили меня улыбнуться. Я пришёл к ему (к нему) вовремя.
IV. Путешествие на остров Местоимение
Каждая команда получает маршрутный лист. По ходу путешествия члены экипажа, встретив на своё пути препятствия, рассказывают правила, после чего задание выполняют все экипажи. (Если ученики оказываются в долине Отрицательных местоимений, соответственно, они рассказывают всё, что знают о данном разряде местоимений и так далее. Маршруты составляются в зависимости от того, что запланировано повторить на уроке).
Задание №1
Записать предложения, найти в них местоимения, определить их разряд и синтаксическую роль в предложении.
Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.
Задание №2
К данным глаголам подберите и запишите подходящие по смыслу отрицательные местоимения.
Не сделал …(ничего), не расставался …( ни с кем), сказать …(нечего), не говорил …(никому), ссориться …(не с кем), не преувеличивал …(нисколько), сердиться …(не на кого), не ответил …ничего), не забыл …(никого), обижаться …(не на кого).
Задание №3
Перепишите в тетрадь данные слова, раскрывая скобки.
От чего (либо), против кого (нибудь), во что (либо), на кого (либо), за что (нибудь), (кое) кто, над чем (нибудь), за кого (то), (кое) с кем, (кое) на кого.
V. Слово учителя
Итак, каждый из вас благополучно добрался до острова Местоимение. Но время нашего пребывания на нём ограничено. Прежде чем вернуться назад, я предлагаю вам выполнить два небольших задания.
1.Шуточные вопросы
— Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
-Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я-мы)
— Какое местоимение требует чистоты? (мой)
— Какое местоимение можно считать самым скромным и самым хвастливым одновременно? (я)
— Какое местоимение является помощником прилагательного в превосходной степени? (самый)
— Какие местоимения, дружно живя с частицами, недолюбливают предлоги? (отрицательные, неопределённые)
2. Спрятанные слова
Заполните клетки кроссворда.
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
-
Личное местоимение 1 лица множественного числа (мы).
-
Указательное местоимение в форме И.п., мн. числа (те).
-
Одно из определительных местоимений (сам).
-
Указательное местоимение мужского рода (тот).
-
Личное местоимение женского рода (она).
-
Указательное местоимение В форме мн. числа, Т.п. (теми)
-
Личное местоимение 1 лица, ед. числа, Т.п. (мной).
-
Возвратное местоимение в Д.п. (себе).
-
Отрицательное местоимение в И.п. (никто).
-
Отрицательное местоимение в Т.п., мн. числе (всеми).
-
Одно из отрицательных местоимений в Д.п. (некому).
— Итак, благодаря взаимовыручке, поддержке мы смогли благополучно завершить путешествие. Хотелось бы видеть вас всегда такими, какими вы были сегодня: дружными, находчивыми, целеустремлёнными.
VI. Капитаны сдают зачётные карточки экипажа.
Домашнее задание: выписать 10-15 пословиц, поговорок, загадок, в которых есть местоимения, определить их разряд, падеж, синтаксическую роль.
Использованная литература
-
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2005
-
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку 6 класс. – М.: Просвещение, 2008
-
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: «Просвещение», 1988
-
Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: «Просвещение», 1992
-
Шустина И. В. Кроссворды для школьников по русскому языку. – Ярославль, Академия развития, 1997