Конспект урока

по русскому языку в 8 классе

«Уточняющие члены предложения»

Урок построен на материале книги

«Вышневолоцкая водная система –

300 лет на благо России».

г. Вышний Волочёк

Тверская область

Тема урока: «Уточняющие обособленные члены предложения».

Тип урока: развитие речи.

Форма урока: путешествие в прошлое и настоящее нашего города.

Цели урока: 1.Обобщение изученного по теме «Уточняющие обособленные

члены предложения» (определение, виды, знаки препинания).

2. Развитие речи учащихся, конструирование предложений, мини-текстов.

3. Воспитание патриотических чувств, любви к своей малой родине.

4.Формировать творческие навыки, интерес к русскому языку.

Оформление урока:

  1. Выставка книг, брошюр, буклетов, открыток, посвящённых Вышнему Волочку (издания разных лет).

  2. Книга «Вышневолоцкая водная система – 300 лет на благо России».

  3. Сборник стихов о Вышнем Волочке «Городские акварели», В.Волочёк, «Ирида-прос», 2001г.

  4. Герб города. Эпиграф.

  5. Раздаточный материал (карточки с заданиями, тексты из книги и сборника стихов).

  6. Видеоматериалы о нашем городе.

  7. Сочинения учащихся на тему: «Мой родной край».

  8. Музыкальное оформление – песни о городе.

На доске — плакат с формулировкой темы, герб города, плакат-приглашение посетить наш город, эпиграф:

Именно здесь, у волока из Тверцы в Мсту, позднее возникает Вышний Волочёк, господствующий над самым уязвимым участком пути из Новгорода в Низовые земли.

Валентин Лаврентьевич Янин, учёный-археолог, историк.

Учащимся предлагается сесть группами по 5 человек ( в классе 20 человек), работают 4 группы.

Возможен другой вариант: учитель предлагает свой состав групп по различным критериям, в зависимости от класса. Звучит тихо музыка в качестве фона.

Ход урока.

Учитель.

Познавая родной язык, проникая в его глубины, мы научимся лучше понимать историю своей страны, своего родного города.

Сегодня мы совершим экскурсию по родному городу, а поможет нам в этом синтаксис. Мы заканчиваем изучение уточняющих обособленных членов предложения. Прежде чем мы отправимся в путь, нам необходимо запастись определёнными теоретическими знаниями.

1этап урока.

  • Что такое уточняющие обособленные члены предложения?

Ответ уч-ся:

Это такие члены предложения, которые служат для конкретизации или поясняет значение других членов предложения.

  • Какие виды уточняющих членов предложения вам известны?

Ответ уч-ся:

Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства времени и места, а также другие обстоятельства, приложения, дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением и др.

  • Как уточняющие члены предложения выделяются на письме?

Ответ уч-ся:

Чаще всего уточняющие выделяются запятыми.

Значение нашего города трудно переоценить. Обратите внимание на эпиграф к уроку, который записан на доске. Известный учёный Янин Валентин Лаврентьевич, археолог и историк, сказал так: читаю я или подготовленный ученик.

2 этап урока

Вспомним историю водной системы. Работаем по страницам книги «Вышневолоцкая водная система – 300 лет на благо Родины». У вас на столах – небольшие «путеводители», на которых расположен материал для работы. (см. приложение №1). Все группы имеют возможность отследить путь своих товарищей и прийти на помощь, если это будет необходимо.

  • Найдите предложения с уточняющими членами, определите их синтак-сическую роль.

(Материал для групп пронумерован).

Проверка: каждая группа решает, кто читает текст, кто называет предложения,

в которых есть уточняющие.

1 группа.

А где именно?

На отрогах Валдайской возвышенности, среди лесов и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие». Такие водораздельные участки с древних времён называли волоками. Был такой волок и

А какой именно?

между рекой Тверцой – притоком Волги, — и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику. Здесь около 10 вёрст волочили суда посуху. И казался он настолько лёгким, что ему даже не сочли нужным дать название Волока, а

Каким именно?

«удовольствовались» уменьшительным – Волочёк. Настоящий большой Волок

Где именно?

был ещё впереди – 93 версты в обход Боровицких порогов, от Берёзовского рядка до селения Волок Держков. Это и был Нижний Волок, по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним.

2 группа

Кроме чего?

Кроме маловодья верховьев Тверцы и Тверецкого канала, чрезвычайные трудности движению судов чинили опасные Боровицкие пороги. Из-за них, кстати, судоходство по вышневолоцкому водному пути было возможно только в од-

Каком именно?

ном направлении – из Волги в Неву. Разочаровавшись в Вышневолоцкой водной системе, Пётр 1 стал искать другие водные пути. Он посылает английского инженера Джона Перри обследовать реки, лежащие севернее Вышнего Волочка и также способные привести с Волги в Балтику. Позднее через них прошли Мариинская и Тихвинская искусственные вод-ные системы. В ряде мест было даже начато рытьё каналов, задействова-

ны десятки тысяч «уездных работников» и солдат, истрачены сотни тысяч казённых денег.

Недовольный голландцами, Пётр приглашает шлюзных мастеров из

От куда именно?

самой королевы каналов – Венеции, чтобы «коммуниковать реки, сочинять каналы, углублять устья». И всё без толку.

3 группа.

Кто такой?

Михаил Иванович Сердюков (1678-1754? г.), гидротехник-самоучка, изобретатель и предприниматель.

Кто такой?

Монгол по происхождению, он смог стать русским по духу и многое сделал для своей второй Родины. В начале жизненного пути был крепостным. Встреча с Петром 1, разглядевшим в купеческом приказчике предприимчивость и природную склонность к механике, определила его дальнейшую судьбу. Сердюков блестяще осуществил идею искусственного соединения Балтийского и Каспийского морей.

Где именно?

Похоронен в местечке Градолюбля, на берегу устроенного им водохра-нилища.

4 группа.

Какой именно?

На берегу водохранилища сохранился дом М.И.Сердюкова – двухэтажный «истукан кирпичной кладки, сделанной чрезвычайно прочно». Рядом – жилой флигель, конюшня, склад с полуподвальными зарешёченными окнами. Вниз от плотины по реке был разбит сад с прудом и фонтаном.

3 этап урока

Кроме водной системы, наш город привлекает внимание гостей памятниками архитектуры. Вспомним главные достопримечательности центра города.

  • Сконструируйте и включите в данные предложения уточняющие обособленные члены предложения.

1 группа.

В 1810 на острове был заложен Богоявленский собор.

2 группа.

Одними из первых торговые ряды появились в Вышнем Волочке.

3 группа.

Центральную часть города украшает памятник Венецианову.

4 группа.

В Венециановском сквере не одно десятилетие хранят уют скульптурные львы.

  • Какие уточняющие обособленные вы использовали, какие члены предложения они поясняют?

Возможные варианты.

Где именно? Какой именно?

В 1810 году на острове, на самом удобном месте, был заложен Богоявленский собор, хранитель чистоты и святости города.

Какие именно?

Одними из первых торговые ряды, памятники архитектуры, появились в Вышнем Волочке.

Кому именно? Кто он такой?

Центральную часть города украшает памятник Венецианову, великому художнику.

Где именно?

В Венециановском сквере, в центре города, не одно десятилетие хранят уют скульптурные

Какие?

львы, символ надёжной защиты.

4 этап урока

Учитель.

Поэты и писатели со времён Радищева, автора книги «Путешествие из Петербурга В Москву», видели в Вышнем Волочке источник творчества, проявление человеческой мудрости.

В сборнике стихотворений «Городские акварели», вышедшем в 2001 году, мы найдём признание в любви поэтов, которые в той или иной степени соприкасались с нашим городом. Вот строки Ивана Шамова:

Не в Италии, не в Греции

Этот дивный старичок.

И в России есть Венеция –

4

Город Вышний Волочёк.

  • Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Текст записывается на доске заранее или вывешивается на карточке.

( Вариант — индивидуальное задание для конкретного ученика).

И в России есть Венеция –

4

Город Вышний Волочёк.

( Повеств., невосклиц.; прост., двусоставн., распр., осложнено приложением / сущ., / / /.)

Анатолий Иванушкин так говорит о городе в своём стихотворении

« Каналы Вышнего Волочка» :

Вешние,

Как бокалы,

Утренние каналы

Вышнего Волочка.

Розовы даже алы

Вижу издалека

Утренние каналы

Вышнего Волочка.

  • Во втором четверостишье расставьте знаки препинания и объясните их.

Стихотворение у ребят на столах. Можно спросить группу, которая будет готова раньше других. Тексты на карточках.

Возможные варианты ответа: уточняющие обособленные определения, ставятся

знаки

№1 №2

Розовы – даже алы – Розовы, даже алы,

Вижу издалека… Вижу издалека…

Утренние каналы Утренние каналы

Вышнего Волочка. Вышнего Волочка.

Презентация сборника стихотворений о Вышнем Волочке «Городские акварели».

Учитель: В нашем классе есть ученица, которая любит поэзию и сочиняет стихи. Вот её признание в любви родному городу.

Читает своё стихотворение БАРАНОВА ДИАНА.

Родной город

Меж Москвою и Санкт-Петербургом

Город древний российский стоит.

Лодки, барки, как будто бы плугом,

Бороздили песок и гранит.

Здесь бывал Пётр Первый когда-то,

Даже дом нарекли в его честь.

И писали природу, закаты

Живописцы, которых не счесть.

И порою, глаза закрывая,

Представляли, каким же он был:

Купола золотые, каналы

И ряды с блеском свежих белил.

Он, как прежде, стоит на границе,

Меж Москвою и Санкт-Петербургом,

Красотой не уступит столицам,

Самым лучшим останется другом.

5 этап урока

Обзор выставки буклетов, открыток, путеводителей.

Учитель: Ребята, наше путешествие по городу заканчивается. Давайте составим небольшой текст (5-6 предложений) с приглашением посетить наш город. Для успешной работы мы используем:

1 вариант:

фильм о городе (без звука на фоне музыки), обращаем внимание на достопримечательности, дополняем историческими фактами, используем все материалы урока. Лучший текст прочитаем с одновременной демонстрацией фильма.

2 вариант:

набор открыток составляем текст приглашения (каждой группе даётся по 5 открыток с разными видами города). Проведите заочную экскурсию для гостей нашего города. Можно заслушать все группы.

Домашнее задание

Сочинение «Мой любимый город»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here