Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида», Еловского района, Пермского края.
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных»
подготовила
учитель начальных классов
Кирьянова Наталья Викторовна
с. Брюхово
2013г.
Оборудование: презентация, картинка Емели на печи, картинка с книгами на полке, слова «шарик», «Шарик», карточки-помощи, слова собственные и нарицательные, компьютерная игра «Фраза», капельки с заданиями, картинка щуки с домашним заданием.
Цели:
1) образовательные: закрепить понятие «большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных», дифференциация имён собственных и нарицательных.
2) развивающие: коррекция памяти через физкультминутку запоминания имен,
мышления через различные игры и игровые упражнения по теме, мелкой моторики рук через пальчиковые игры.
3) воспитывающие: воспитание аккуратности, дисциплины, умение работать в парах.
Ход урока.
I.Орг. момент.
-
Все ли готовы слушать сказку?
-
Мы отправляемся в сказку. А в какую сказку мы с вами попадем, вы узнаете, если выполните мое задание.
II. Пальчиковая гимнастика.
— Поочерёдное соединение всех пальцев под стихотворение.[1]
— Упражнение со стопором.[1]
— «Комканье платка».[1]
III. Сообщение темы.
-
В какую сказку попали? (Слайд 2)
-
На чем путешествовал Емеля?
-
Мы тоже будем путешествовать вместе с Емелей на печке в царство царевны Несмеяны.
-
По дороге мы повторим …что, догадайтесь сами.
-
— Чтобы прочитать название темы, надо по-другому расставить книги на полке: сначала поставить большие, а потом — маленькие. (Приложение 1)
-
— В чем? (слайд 3)
Свою тетрадь
Миша решил подписать.
Написал фамилию: Иванов,
Имя вывел он: миша.
Дальше не читаем мы:
Ошибся Миша. В чем?
3) — И еще в чем? (слова на карточках)
— Почему?
Шарик шарик
-
Давайте вместе прочитаем, о чем сегодня будем говорить (слайд 4).
-
Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретиться с царевной.
IV. Закрепление пройденного материала.
-
Ой, что это там такое?
-
Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной.
По кочкам печку не пущу,
В болоте всех я утоплю (слайд 5).
Игра «Полминутки для шутки».
Цель. Закрепление правописания кличек животных.
Оборудование. Написаны названия тех животных, которые встретятся в стихотворении: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Ход игры. Учитель просит ребят внимательно послушать стихотворение и
сказать, что в стихотворении не так. Правильный ответ поощряется игровым
жетоном (жетон – щука).
Жили-были дед да баба А еще была у них
С маленькою внучкою. Курица Буренка.
Кошку рыжую свою А еще у них была
Называли Жучкою. Собачонка Мурка.
А Хохлаткою они А еще — два козла —
Звали жеребенка. Сивка да Бурка!
Нужно дописать к названиям животных их клички. Правильные записи поощряются жетонами (слайд 6).
— Детям раздаются карточки. Сильным учащимся первая карточка, слабым – вторая.
Карточка 1. Карточка 2.
(Ж,ж)учка, (Б,б)урёнка, (Ж,ж)учка,
(Х,х)охлатка, (М,м)урка, (Х,х)охлатка,
(С,с)ивка Бурка (Б,б)урёнка,
(М,м)урка,
(С,с)ивка Бурка
— Проверка.
V. Физкультминутка.
— Упражнения на память. (Приложение 2)
VI. Закрепление пройденного материала.
1) Игра «Вставь слово».
— Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь мостик? Его не находит.
Чтобы на речку мостик опустить,
Надо задание выполнить (слайд 7).
Цель. Дифференциация имен собственных и нарицательных.
Оборудование. На полосках 4 слова — по два слова к каждому предложению. На слайде написаны предложения с пропуском в каждом из них по два слова.
Ход игры. Ученики читают предложения, а затем по команде учителя выкладывают на парте по два слова к каждому предложению в том порядке, в каком они записаны. Выигрывает та пара, верно выполнившая задание.
Материал.
Тетя …. вернулась с …. вечером.
Коля …. привез пять спелых (слайд 8)
Поля, поля, Арбузов, арбузов.
— Проверка (слайд 9).
— А вот и мост появился (слайд 10).
2) Компьютерная игра «Фраза».
-
Баба Яга на пути нас встречает и головою седою встречает.
-
Нет, не пройдете дальше вы, детки,
Если не получите хорошей отметки.
Вы выполнить должны всё, без сомненья,
А то всех посажу я в железные клетки (слайд 11).
VII. Физкультминутка.
— С Бабой Ягой мы разобрались,
Вот бы пора уж всем и устать.
Будем сейчас мы все отдыхать.
Игра «Ванька-Встанька».
Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,
Приседай-ка, приседай-ка (дети приседают, руки на поясе).
Непослушный ты какой (наклоны в стороны, руки на поясе),
Нам не справиться с тобой (наклоны вперёд, руки на поясе).
VIII. Закрепление пройденного материала.
Самостоятельная работа с карточками «Сложи имена».
— Вот мы и к царству уже подошли.
И Несмеяну нашли.
Наплакала речку,
Наплакала море.
Давайте поможем царскому горю (слайд 12).
-
Составляете имена и записываете в тетрадь. (На вырезанной капле слезы: первый слог имени на шариках (Ти, Ми, Са, Гла, Да, Я, Па, Ма), а второй слог имени на узле связки шаров (ша)).
-
Проверка (слайд 13).
-
Царевна Несмеяна перестала плакать и улыбнулась.
IX. Итог урока.
-
О чем мы говорили на уроке русского языка?
-
Куда нам надо было попасть? Зачем? (слайд 14)
X. Домашнее задание.
— В класс входят Емеля и Несмеяна.
Несмеяна. — Ой, как я рада, что вы помогли высушить слезы на моем лице.
Емеля. — Низкий поклон всем вам, ребята.
Все так старались, все отвечали.
Столько препятствий смогли вы пройти.
Счастье мое помогли мне найти!
Емеля и Несмеяна. — В знак благодарности щуку примите.
Будет она в ваших книгах лежать
И все упражнения
Будет всегда помогать выполнять (домашнее задание на карточке с щукой).
— На этом сказке конец, кто, слушал, работал, тот молодец! (оценки)
Приложение 1.
Приложение 2.
Список использованной литературы
1. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»[1]
2. Занимательная грамматика М., Омега, 1995г (приложение 1)
3. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры»
4. Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная «Развиваем память и внимание» (приложение 2)