Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида», Еловского района, Пермского края.

Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных»

подготовила

учитель начальных классов

Кирьянова Наталья Викторовна

с. Брюхово

2013г.

Оборудование: презентация, картинка Емели на печи, картинка с книгами на полке, слова «шарик», «Шарик», карточки-помощи, слова собственные и нарицательные, компьютерная игра «Фраза», капельки с заданиями, картинка щуки с домашним заданием.

Цели:

1) образовательные: закрепить понятие «большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных», дифференциация имён собственных и нарицательных.

2) развивающие: коррекция памяти через физкультминутку запоминания имен,

мышления через различные игры и игровые упражнения по теме, мелкой моторики рук через пальчиковые игры.

3) воспитывающие: воспитание аккуратности, дисциплины, умение работать в парах.

Ход урока.

I.Орг. момент.

  • Все ли готовы слушать сказку?

  • Мы отправляемся в сказку. А в какую сказку мы с вами попадем, вы узнаете, если выполните мое задание.

II. Пальчиковая гимнастика.

— Поочерёдное соединение всех пальцев под стихотворение.[1]

— Упражнение со стопором.[1]

— «Комканье платка».[1]

III. Сообщение темы.

  • В какую сказку попали? (Слайд 2)

  • На чем путешествовал Емеля?

  • Мы тоже будем путешествовать вместе с Емелей на печке в царство царевны Несмеяны.

  • По дороге мы повторим …что, догадайтесь сами.

  1. — Чтобы прочитать название темы, надо по-другому расставить книги на полке: сначала поставить большие, а потом — маленькие. (Приложение 1)

  2. — В чем? (слайд 3)

Свою тетрадь

Миша решил подписать.

Написал фамилию: Иванов,

Имя вывел он: миша.

Дальше не читаем мы:

Ошибся Миша. В чем?

3) — И еще в чем? (слова на карточках)

— Почему?

Шарик шарик

  • Давайте вместе прочитаем, о чем сегодня будем говорить (слайд 4).

  • Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретиться с царевной.

IV. Закрепление пройденного материала.

  • Ой, что это там такое?

  • Я Водяной, я Водяной,

Никто не водится со мной.

По кочкам печку не пущу,

В болоте всех я утоплю (слайд 5).

Игра «Полминутки для шутки».

Цель. Закрепление правописания кличек животных.

Оборудование. Написаны названия тех животных, которые встретятся в стихотворении: собака, курица, корова, кошка, лошадь.

Ход игры. Учитель просит ребят внимательно послушать стихотворение и

сказать, что в стихотворении не так. Правильный ответ поощряется игровым

жетоном (жетон – щука).

Жили-были дед да баба А еще была у них

С маленькою внучкою. Курица Буренка.

Кошку рыжую свою А еще у них была

Называли Жучкою. Собачонка Мурка.

А Хохлаткою они А еще — два козла —

Звали жеребенка. Сивка да Бурка!

Нужно дописать к названиям животных их клички. Правильные записи поощряются жетонами (слайд 6).

— Детям раздаются карточки. Сильным учащимся первая карточка, слабым – вторая.

Карточка 1. Карточка 2.

(Ж,ж)учка, (Б,б)урёнка, (Ж,ж)учка,

(Х,х)охлатка, (М,м)урка, (Х,х)охлатка,

(С,с)ивка Бурка (Б,б)урёнка,

(М,м)урка,

(С,с)ивка Бурка

— Проверка.

V. Физкультминутка.

— Упражнения на память. (Приложение 2)

VI. Закрепление пройденного материала.


1) Игра «Вставь слово».

— Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь мостик? Его не находит.
Чтобы на речку мостик опустить,

Надо задание выполнить (слайд 7).

Цель. Дифференциация имен собственных и нарицательных.

Оборудование. На полосках 4 слова — по два слова к каждому предложению. На слайде написаны предложения с пропуском в каждом из них по два слова.

Ход игры. Ученики читают предложения, а затем по команде учителя выкладывают на парте по два слова к каждому предложению в том порядке, в каком они записаны. Выигрывает та пара, верно выполнившая задание.

Материал.

Тетя …. вернулась с …. вечером.
Коля …. привез пять спелых (слайд 8)

Поля, поля, Арбузов, арбузов.

— Проверка (слайд 9).

— А вот и мост появился (слайд 10).

2) Компьютерная игра «Фраза».

  • Баба Яга на пути нас встречает и головою седою встречает.

  • Нет, не пройдете дальше вы, детки,

Если не получите хорошей отметки.

Вы выполнить должны всё, без сомненья,

А то всех посажу я в железные клетки (слайд 11).

VII. Физкультминутка.

— С Бабой Ягой мы разобрались,
Вот бы пора уж всем и устать.
Будем сейчас мы все отдыхать.

Игра «Ванька-Встанька».

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Приседай-ка, приседай-ка (дети приседают, руки на поясе).

Непослушный ты какой (наклоны в стороны, руки на поясе),

Нам не справиться с тобой (наклоны вперёд, руки на поясе).

VIII. Закрепление пройденного материала.


Самостоятельная работа с карточками «Сложи имена».

— Вот мы и к царству уже подошли.
И Несмеяну нашли.
Наплакала речку,

Наплакала море.

Давайте поможем царскому горю (слайд 12).

  • Составляете имена и записываете в тетрадь. (На вырезанной капле слезы: первый слог имени на шариках (Ти, Ми, Са, Гла, Да, Я, Па, Ма), а второй слог имени на узле связки шаров (ша)).

  • Проверка (слайд 13).

  • Царевна Несмеяна перестала плакать и улыбнулась.

IX. Итог урока.

  • О чем мы говорили на уроке русского языка?

  • Куда нам надо было попасть? Зачем? (слайд 14)

X. Домашнее задание.

— В класс входят Емеля и Несмеяна.

Несмеяна. — Ой, как я рада, что вы помогли высушить слезы на моем лице.

Емеля. — Низкий поклон всем вам, ребята.

Все так старались, все отвечали.

Столько препятствий смогли вы пройти.

Счастье мое помогли мне найти!

Емеля и Несмеяна. — В знак благодарности щуку примите.

Будет она в ваших книгах лежать

И все упражнения

Будет всегда помогать выполнять (домашнее задание на карточке с щукой).

— На этом сказке конец, кто, слушал, работал, тот молодец! (оценки)

Приложение 1.

Приложение 2.

Список использованной литературы

1. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»[1]

2. Занимательная грамматика М., Омега, 1995г (приложение 1)

3. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры»

4. Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная «Развиваем память и внимание» (приложение 2)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here