Урок по русскому языку
во 2 классе на тему:
«Звонкие и глухие согласные»
(В гостях у Лунтика)
Составила и провела:
учитель начальных классов
ГБОУ РМЭ «Специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната г. Козьмодемьянска
Рыжкова Наталья Валерьяновна
Вид урока: комбинированный.
Цели:
-
Учить дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки [д] — [т], правильно применять слова с данными звуками и буквами в предложении;
-
Коррегировать фонематическое восприятие путём упражнений в узнавании звуков в разных положениях в слове, вычленении на слух, сравнении. Развивать активный словарь детей;
-
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: мягкая игрушка Лунтика, картинки с героями мультфильма, предметные картинки со словами, два домика (зелёный и синий), буквы вырезанные из картона.
Ход урока:
-
Организационный момент (концентрация внимания)
Учитель: Ребята, к нам сегодня на урок пришло много гостей. Поприветствуйте их.
Дети: Здравствуйте.
Учитель: Сядет тот, кто назовёт согласный звук.
Дети называют по одному согласному звуку и садятся
Учитель: Однажды на Луне родился малыш. И случилось так, что он попал на Землю, где нашёл много новых и хороших друзей. Так начинается мультфильм про …
Дети: про Лунтика.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Лунтику (выставляется игрушка: Лунтик)
-
Повторение пройденного (активизация речевой памяти и грамматического строя речи)
Учитель: Идём мы с Лунтиком по лесной поляне, вдруг нам встретились (вывешивается картинка)
Дети: Вупсень и Пупсень.
Учитель: Они загородили дорогу и предлагают ответить на вопросы
Игра «Вопросы и ответы»
Учитель: Из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из предложений.
Учитель: Из чего состоят предложения?
Дети: Предложения состоят из слов.
Учитель: Из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из звуков.
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Учитель: Какие бывают согласные?
Дети: Согласные бывают звонкие и глухие?
Учитель: Как произносятся глухие согласные?
Дети: Глухие согласные произносятся без голоса.
Учитель: Как произносятся звонкие согласные?
Дети: Звонкие согласные произносятся с голосом.
Учитель: А что ещё вы знаете про эти согласные?
Дети: (читают наизусть стихотворение)
В нашем русском языке ходят парами
бэ-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, зэ-эс
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.
Как узнать, писать какую – эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту! И расскажем всему свету:
Предстоит сегодня нам всё расставить по местам.
Учитель: Вупсеню и Пупсеню понравились ваши ответы и мы идём дальше.
-
Постановка целей и задач урока (активизация внимания)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться провильно писать слова с парными согласными д –т. А навстречу нам выходят (вывешивается картинка).
Дети: Мила с Пчелёнком.
Учитель: Они предлагают нам подготовится к заданию.
-
Гимнастика для пальцев рук:
— Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик суп сварил,
Этот пальчик всё съел, от того и потолстел.
-
Чистописание:
Учитель: Запишите число, пропишите красиво буквы: Дд Тт
-
Объяснение нового материала (развитие фонематического слуха, аналитико-синтнетической деятельности)
Учитель: Мила загадает вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
-
Словарная работа.
Учитель: Ходит на рыбалку не спеша, в развалку:
Не нужна ей …(вывешивается картинка к слову удочка)
Дети: Удочка
А звать её … (вывешивается картинка к слову уточка)
Дети: уточка
Учитель: Запишите данную пару слов в тетрадь. Какая буква обозначает парный глухой согласный в данных словах, подчеркните её одной чертой, парный звонкий – двумя чертами. (ученик записывает на доске)
Молодцы, ребята! Миле и Пчелёнку понравилось, как вы работаете, а к нам выходит Кузя, он предлагает отдохнуть.
-
Физминутка под музыку леса (двигательная и слуховая память)
— Утром Лунтик в лес пошёл (шаги с высоким подниманием колен)
И в лесу грибы нашёл (размеренное приседание)
Наклонялся, собирал (наклоны вперёд)
По дороге растерял (ритмичное разведение рук в сторону)
Учитель: Кузе понравилось как вы выполняете упражнения, а мы тем временем пришли к озеру и посмотрите кого в озере встретил Лунтик (вывешивается картинка)
Дети: Пескаря Ивановича
Учитель: Пескарь Иванович просит Лунтика о помощи. Мальки построили новые дома и не могут в них расселиться. Поможем, ребята?
Дети: Поможем.
Учитель: Игра «Разноцветные домики»
Все мальки согнулись и стали похожи на буквы. В зелёный дом поселите буквы, которые обозначают звонкие согласные, а в синий дом – глухие согласные.
Дети: Выходят по одному и расставляют буквы по местам.
Учитель: Молодцы, ребята! Мальки теперь довольны и Пескарь Иванович говорит вам с Лунтиком спасибо.
V. Закрепление изученного материала (развитие зрительной и слуховой памяти, смысловой стороны речи)
Идём дальше,а вот и домик дядюшки Шнюка (вывешивается картинка), а на пути паутина. Он её снимет, если вы выполните задание в учебнике.
Дети выполняют упражнение 129 на странице 66. (Чтение задания учеником, 1 предложение с предварительным анализом выполняется на доске, 2 предложение – самостоятельно сильные учащиеся). Чтение и анализ второго предложения
Учитель: Дядюшка Шнюк доволен вами. Вы можете идти дальше.
-
Подведение итогов и оценки знаний учащихся.
Учитель: Наконец-то Лунтик пришёл домой, а дома его заждалась баба Капа (вывешивается картинка). Она хотела бы узнать, как вы усвоили урок и предлагает вам решить тесты.
Карточка с тестом:
Дети выполняют задание теста.
Учитель: Баба Капа довольна вами, а чем ещё вы занимались на уроке?
Дети: Писали слова с парными звонкими и глухими согласными д – т.
— Учились отличать парные звонкие и глухие согласные.
— Выполняли упражнение из учебника
Учитель: Оценки за работу на уроке…
VI. Задание на дом
Упражнение 129 на странице 66 закончить. Анализ задания.
-
Рефлексия
Сегодня на уроке вы отлично работали, а знания эти вам пригодятся в жизни. Лунтик благодарит вас за помощь и хочет подарить вам свои фотографии – раскраски.
Используемая литература:
-
Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Звонкие и глухие согласные (для детей 6 – 9 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2010.
-
Фролова Л.А., Русский язык: тесты: 1класс. Тула: Родничок;М.:АСТ: Астрель, 2007.
ГБОУ РМЭ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
г. Козьмодемьянска для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
План-конспект
открытого урока
по русскому языку
во 2 классе
на тему:
«Звонкие и глухие согласные»
(В гостях у Лунтика)
Составила и провела: учитель
начальных классов
Рыжкова Наталья Валерьяновна
Г. Козьмодемьянск,
2012 уч. год
План урока:
-
Организационный момент
-
Повторение пройденного
-
Постановка целей и задач урока
-
Объяснение нового материала
-
Закрепление изученного материала
-
Подведение итогов и оценки знаний учащихся
-
Задание на дом
-
Рефлексия.