Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Белгородского района Белгородской области

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Непроизносимые согласные в корне слова»

подготовила

учитель начальных классов

Уколова Галина Владимировна

п. Дубовое

2013

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Цель:

Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

  • Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

  • Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Постановка учебной задачи.

1. Каллиграфическая минутка.

На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн

— Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

— Какое сочетание произносится легче? Почему? (Три согласных произнести трудно).

2. Актуализация знаний.

— Что в слове главное? (Его значение)

— В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)

— Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных)

— Назовите, какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное)

-Ученик 2 класса Иванов Петя выполнил домашнее задание по русскому языку и просит вас проверить. Вы готовы?

«Мороз и сонце;

день чудестный!

Ещё ты дремлешь,

друг прелесный, —

Пора, красавица, проснись…

(А. С. Пушкин)

— Прочитайте «про себя». Прочитай выразительно.

— Прочитайте ещё раз, исследуйте текст. Что интересного вы заметили?

— Так какая тема нашего урока? Какова цель урока?

3. Работа в парах.

— Сейчас поработаем в парах. Исправьте ошибки и запишите стихотворение в тетрадь. (первая пара работает у доски)

4. Фронтальная работа

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

— Как можно проверить есть ли в слове непроизносимые согласные?

— Все ли согласные могут стать «невидимками»? (д, т, л, в)

— Как вы думаете, отчего так происходит, что согласные перестают быть слышимыми в некоторых словах?

— Для того, чтобы понять это нужно понаблюдать за словами, в которых есть непроизносимые согласные. Сейчас мы будем выполнять упр.1 на с 116. Работать будем самостоятельно, по вариантам. 1 столбик с проверочными словами записывает 1 вариант, 2 столбик — 2 вариант.

— Внимательно посмотрите на слова, которые вы записали. Подчеркните непроизносимые согласные и согласные, которые рядом с ними. Что вы заметили?

— Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

-Назовите сочетания букв, которые нам встретились в этом упражнении. (стн, здн).

— Посмотрите на экран. Запомните эти сочетания слов. Придумайте в парах слова с данными сочетаниями.

5. Работа по поиску информации в учебнике.

А теперь возьмите в руки карандашики. Прочитайте важную информацию на с.116, делая пометки.

6. Работа в группах.

Нужно изменить словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

1 группа.

Хищник без жалости – (безжалостный хищник)

Листья капусты – (капустные листья)

Крик ярости – (яростный крик)

2 группа

Ночь со звёздами – (звёздная ночь)

Поступок чести – (честный поступок)

День радости – (радостный день)

3 группа

Ответ из уст – (устный ответ)

Счастье жизни – (счастливая жизнь)

Солнце утром – (солнечное утро)

III. Рефлексивно — оценочный этап.

(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)

— Дети, в нашем классе заблудились “слова” — найдите их и распределите все слова в три группы.

(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

парный согласный

безударный гласный

непроизносимый согласный

мороз

дождь

хлеб

голодный

сосновый

веселый

местный

известный

радостный

— Как проверить написание парного согласного в корне?

— Как проверить написание безударного гласного в корне?

— Как проверить написание непроизносимого согласного в корне?

Домашнее задание

По выбору: выполнить упражнение 2, стр. 116 или написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными.

VI. Рефлексия

— Какую цель мы ставили на уроке?

— Оцените свою деятельность на уроке.

Список использованной литературы

  1. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. – М: Вентана-Граф, 2011.

  2. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  3. Русский язык: методические комментарии к урокам /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. — М.: Вентана-Граф, 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here