Мозжегорова Стелла Александровна
МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой
Учитель начальных классов
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: «Гласные после шипящих ж-ш.Правописание слов с сочетаниями жи, ши».
Цель: овладение правописанием слов с сочетаниями жи, ши; развивать творческую активность учащихся; воспитывать общепринятые нормы нравственности.
Задачи:
-
Обучающие: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши; расширять словарный запас учащихся; повторить материал по теме «Звуки и буквы»; совершенствовать навык нахождения грамматической основы предложения; расширять знания детей о животных.
-
Развивающие: развивать творческую активность учащихся, устную и письменную речь, умение анализировать и сравнивать.
-
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и аккуратность при письме.
Оборудование: мультимедиа, индивидуальные карточки, зеркала, салфетки,карандаши.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
1. Организационный момент | Здравствуйте.Долгожданный дан звонок,начинается урок. Я начну,а вы продолжайте. Звук( Ж)-согласный,…звук(ш)-согласный,… Звук(ы),звук(и)-..схемы На уроке наши глаза(смотрят внимательно) Наши уши(внимательно слушают) Наши руки(помогают) Наша голова(хорошо думает)
| Проверяют наличие принадлежностей.
Дети дополняют учителя.
|
|
2.Артикуляционная гимнастика.
3. Гимнастика для пальчиков.
| Лопаточка,иголочка,чашечка,часики грибок,гармошка.
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!
| (Один ученик у доски.)
(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Пальчики обеих рук соединить в кружочек) (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана») |
|
4. Чистописание | — Сегодня мы вспомним написание четырех букв, о которых и пойдет речь в дальнейшем. Посмотрите, какие это буквы. Назовите их. Вам нравится, как они написаны? Постарайтесь написать также красиво и допишите строчку до конца. — Молодцы! Я думаю, что вы также красиво будете писать на протяжении всего урока.
|
Дети прописывают буквы.
(ж, ш, щ, ч)
|
|
5. Введение в тему | — Разбейте звуки, которые обозначают эти буквы на 2 группы. — Что объединяет эти звуки? — Послушайте сказку про эти буквы. Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: жы, шы, чя, щя, чю, щю. (слайд) — А как же тогда нам писать эти слоги?
|
(всегда мягкие, всегда твердые) (шипящие)
Проговаривают все 3 правила. |
жи ча чу ши ща щу (слайд1) Проговорить все 3 правила.
|
6. Сообщение темы и цели.
| — Сегодня мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.
|
|
Слайд 2.
|
7. Изучение и закрепление нового материала. Повторение изученного.
|
— А сейчас я вам предлагаю составить такие слова и записать их в тетрадь. Какое правило вы будете применять? Слоги жи, ши можно ставить в начале или в конце слова. Сочетания жи, ши подчеркнуть снизу одной линией. Это орфограммы. Комментирование. Орфограммы выделить. Проверка по слайду. (Мыши, ежи, жирафы, животы, камыши, ландыши.) ПРАВИЛО. ЖИ и ШИ пиши с буквой и! Чтение правила в учебнике.
— Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Доказать. — Какие еще буквы могут обозначать 2 звука? Когда? — Ежи (записать еще раз) – звуко-буквенный анализ.
— Найдите слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую.
— Что общего в этих словах? (мн.ч) — Разбейте эти слова на две группы. — Назовите слова, в которых 2 слога.
— Как можно назвать одним словом? — Какая связь существует между этими животными? — У вас на партах лежат карточки с текстом. Пробегите его глазками.
Еж. Ж.вут в лесу. Они неуклюж.е. Зато на охоте еж. очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мыш., уж.. Летом у ежей родятся детёныш.. Малыш. слепые и голые. Зимой еж. спят в норках под пуш.стым снежным одеялом.
— Что заметили? — Видимо, этот рассказ печатал ученик, не знающий правила, которое знаете вы. А какое же правило вы знаете? — Исправьте ошибки: напишите верную букву. Вы сейчас учителя. Будьте внимательны. (Самостоятельная работа). — Прочитайте слова, в которых исправили ошибки. Прочитайте текст, который у вас получился. — Найдите в тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. Очень– звуко-буквенный анализ. — Как можно перенести это слово с одной строки на другую
— Что нового узнали о ежах? — Иногда люди, повстречав ежа в лесу, ловят его и приносят домой. Стоит ли это делать? Почему? — А какое домашнее животное тоже охотится на мышей? (кот) — У кого дома есть кот или кошка? Ловят они мышей? — Что любить делать ваш кот или кошка? Составьте красивое предложение.
— Попробуйте показать мне вашего кота:
|
Дети называют слова.
Сначала дети сами выводят правило,затем читают его в учебнике.
Отвечают.
Ежи
Мн. число (одушевленные и нет, 3 слога и 2 слога)
(животные)
(ежи охотятся на мышей)
(пропущены буквы)
Дети самостоятельно исправляют ошибки,читают текст.
(записать)
Ответы детей.
Дети отвечают,составляют предложения. | Карточки – изображения птиц.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5. |
7.Физминутка. | Театрализованная физкультминутка. — Встали из-за парт. Покажите как
— У меня тоже есть кот. Вот его фотография. — Попробуйте описать моего кота. (спинка – полосатая пижамка, на груди белый галстук, на лапках белые тапочки – сапожки) — Я объединила ваши ответы и составила такое предложение: У кота Васьки полосатая спинка и белый животик. — Сколько слов в предложении? Что такое у и и? .
— Какую кличку можно дать этому коту? Почему? — Запишем под диктовку предложения про этого кота. Выделить орфограммы. — Сколько предложений я прочитала? Жил у Миши пушистый кот. Спал Рыжик на диване. — Сколько слов в 1-ом предложении? — Сколько слов во 2-ом предложении? — Объяснение орфограмм. — Выделим основу в предложениях. (комментирование)
-Попробуйте продолжить этот рассказ одним – двумя предложениями. Следующее предложение должно начаться со слова: Вдруг… (Устно) Упражнение 110.
|
Выполняют движения.
Устно отвечают,составляют предложения.
Рыжик.
(Предложение выражает законченную мысль.) (Запись под диктовку.) (Запись по памяти.)
Дети выполняют упражнение. Проверка. |
Слайд 6.
Слайд 7. |
8. Подведение итогов урока. | — Так чему мы сегодня учились на уроке? — Как пишутся сочетания жи, ши? — Хочу на память вам подарить закладки, на которых написано правило-стишок: Знаем твердо: жи и ши пишем через букву и. (слайд) Оценивание. | Ответы детей. | Слайд 8. |
9. Домашнее задание.
Рефлексия | Упражнение 108.
P. S. А знаете ли вы, что в Англии и Австрии кошек берут на работу для охраны помещений, в которых хранится зерно, от мышей. Когда кошка становится старой, ее отправляют на отдых и выплачивают пенсию. Как думаете, чем? (мясом, молоком, бульоном.)
В следующий раз все получится! Я старался, но у меня не все получилось! Я старался и у меня все получилось!
| Запись задания.
|
Слайд 9. |