Мозжегорова Стелла Александровна

МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой

Учитель начальных классов

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Тема: «Гласные после шипящих ж-ш.Правописание слов с сочетаниями жи, ши».

Цель: овладение правописанием слов с сочетаниями жи, ши; развивать творческую активность учащихся; воспитывать общепринятые нормы нравственности.

Задачи:

  • Обучающие: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши; расширять словарный запас учащихся; повторить материал по теме «Звуки и буквы»; совершенствовать навык нахождения грамматической основы предложения; расширять знания детей о животных.

  • Развивающие: развивать творческую активность учащихся, устную и письменную речь, умение анализировать и сравнивать.

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и аккуратность при письме.

Оборудование: мультимедиа, индивидуальные карточки, зеркала, салфетки,карандаши.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент

Здравствуйте.Долгожданный дан звонок,начинается урок.

Я начну,а вы продолжайте.

Звук( Ж)-согласный,…звук(ш)-согласный,…

Звук(ы),звук(и)-..схемы

На уроке наши глаза(смотрят внимательно)

Наши уши(внимательно слушают)

Наши руки(помогают)

Наша голова(хорошо думает)

Проверяют наличие принадлежностей.

Дети дополняют учителя.

2.Артикуляционная гимнастика.

3. Гимнастика для пальчиков.

Лопаточка,иголочка,чашечка,часики грибок,гармошка.

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

(Один ученик у доски.)

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики —   «бутончик тюльпана»)

4. Чистописание

— Сегодня мы вспомним написание четырех букв, о которых и пойдет речь в дальнейшем. Посмотрите, какие это буквы. Назовите их. Вам нравится, как они написаны? Постарайтесь написать также красиво и допишите строчку до конца.

— Молодцы! Я думаю, что вы также красиво будете писать на протяжении всего урока.

Дети прописывают буквы.

(ж, ш, щ, ч)

5. Введение в тему

— Разбейте звуки, которые обозначают эти буквы на 2 группы.

— Что объединяет эти звуки?

— Послушайте сказку про эти буквы.

Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: жы, шы, чя, щя, чю, щю. (слайд)

— А как же тогда нам писать эти слоги?

(всегда мягкие, всегда твердые)

(шипящие)

Проговаривают все 3 правила.

жи ча чу

ши ща щу (слайд1) Проговорить все 3 правила.

6. Сообщение темы и цели.

— Сегодня мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

Слайд 2.

7. Изучение и закрепление нового материала. Повторение изученного.

  • — Я уверена, что вы уже знаете много таких слов. Назовите их мне.

— А сейчас я вам предлагаю составить такие слова и записать их в тетрадь. Какое правило вы будете применять? Слоги жи, ши можно ставить в начале или в конце слова. Сочетания жи, ши подчеркнуть снизу одной линией. Это орфограммы.

Комментирование. Орфограммы выделить. Проверка по слайду.

(Мыши, ежи, жирафы, животы, камыши, ландыши.)

ПРАВИЛО. ЖИ и ШИ пиши с буквой и!

Чтение правила в учебнике.

— Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Доказать.

— Какие еще буквы могут обозначать 2 звука? Когда?

Ежи (записать еще раз) – звуко-буквенный анализ.

— Найдите слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую.

— Что общего в этих словах? (мн.ч)

— Разбейте эти слова на две группы.

— Назовите слова, в которых 2 слога.

  • Мыши, ежи.

Как можно назвать одним словом?

Какая связь существует между этими животными?

У вас на партах лежат карточки с текстом. Пробегите его глазками.

Еж. Ж.вут в лесу. Они неуклюж.е. Зато на охоте еж. очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мыш., уж.. Летом у ежей родятся детёныш.. Малыш. слепые и голые. Зимой еж. спят в норках под пуш.стым снежным одеялом.

— Что заметили? — Видимо, этот рассказ печатал ученик, не знающий правила, которое знаете вы. А какое же правило вы знаете?

— Исправьте ошибки: напишите верную букву. Вы сейчас учителя. Будьте внимательны.

(Самостоятельная работа).

— Прочитайте слова, в которых исправили ошибки.

Прочитайте текст, который у вас получился.

— Найдите в тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. Очень– звуко-буквенный анализ.

— Как можно перенести это слово с одной строки на другую

— Что нового узнали о ежах?

— Иногда люди, повстречав ежа в лесу, ловят его и приносят домой. Стоит ли это делать? Почему?

— А какое домашнее животное тоже охотится на мышей? (кот)

— У кого дома есть кот или кошка? Ловят они мышей?

— Что любить делать ваш кот или кошка? Составьте красивое предложение.

— Попробуйте показать мне вашего кота:

Дети называют слова.

Сначала дети сами выводят правило,затем читают его в учебнике.

Отвечают.

Ежи

Мн. число

(одушевленные и нет, 3 слога и 2 слога)

(животные)

(ежи охотятся на мышей)

(пропущены буквы)

Дети самостоятельно исправляют ошибки,читают текст.

(записать)

Ответы детей.

Дети отвечают,составляют предложения.

Карточки – изображения птиц.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

7.Физминутка.

Театрализованная физкультминутка.

— Встали из-за парт. Покажите как

  • кот умывается,

  • виляет хвостиком,

  • крадется,

  • притаился и следит за мышкой (я передвигаю по воздуху мышку).

— У меня тоже есть кот. Вот его фотография.

— Попробуйте описать моего кота. (спинка – полосатая пижамка, на груди белый галстук, на лапках белые тапочки – сапожки)

— Я объединила ваши ответы и составила такое предложение:

У кота Васьки полосатая спинка и белый животик.

— Сколько слов в предложении? Что такое у и и?

.

  • А у моего соседа тоже есть кот. Вот такой.

— Какую кличку можно дать этому коту? Почему?

— Запишем под диктовку предложения про этого кота. Выделить орфограммы.

— Сколько предложений я прочитала?

Жил у Миши пушистый кот. Спал Рыжик на диване.

— Сколько слов в 1-ом предложении? — Сколько слов во 2-ом предложении?

— Объяснение орфограмм.

— Выделим основу в предложениях. (комментирование)

-Попробуйте продолжить этот рассказ одним – двумя предложениями. Следующее предложение должно начаться со слова: Вдруг… (Устно)

Упражнение 110.

Выполняют движения.

Устно отвечают,составляют предложения.

Рыжик.

(Предложение выражает законченную мысль.)

(Запись под диктовку.)

(Запись по памяти.)

Дети выполняют упражнение.

Проверка.

Слайд 6.

Слайд 7.

8. Подведение итогов урока.

— Так чему мы сегодня учились на уроке?

— Как пишутся сочетания жи, ши?

— Хочу на память вам подарить закладки, на которых написано правило-стишок: Знаем твердо: жи и ши пишем через букву и. (слайд)

Оценивание.

Ответы детей.

Слайд 8.

9. Домашнее задание.

Рефлексия

Упражнение 108.

P. S.

А знаете ли вы, что в Англии и Австрии кошек берут на работу для охраны помещений, в которых хранится зерно, от мышей. Когда кошка становится старой, ее отправляют на отдых и выплачивают пенсию. Как думаете, чем?

(мясом, молоком, бульоном.)

В следующий раз все получится! Я старался, но у меня не все получилось!

Я старался и у меня все получилось!

Запись задания.

Слайд 9.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here