МОУ НОШ деревни Трыш Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Урок русского языка по теме
«Заглавная буква»
2 класс
Подготовила
учитель начальных классов
Шагабиева Нурия Миннахметовна
Трыш.
2012г.
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА.
Цели урока:
— формировать умение различать имена собственные;
— формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
— формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;
— развивать умение правильно строить предложения;
— развивать любознательности, наблюдательности;
— повторить и закрепить изученного материала;
— повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку;
— воспитать доброту у учащихся.
Оборудование: тест по изученному материалу, компьютер с мультимедийным оборудованием, рисунки, интерактивная доска, выставка книг Н.Носова .
Ход урока.
-
. Организационный момент.
—Долгожданный дан звонок—
Начинается урок.
Прежде чем за парту сесть
Посмотрели — всё ли есть?
Учитель: Ребята, а какой настрой мы выберем сегодня для урока?
(Дети поднимают эмблему хорошего настроения.)
— Конечно, улыбку! Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём будем сегодня говорить на уроке. А поможет нам в этом всем хорошо знакомый Незнайка. Он появляется неожиданно и готов принести нам удачу. А в этот раз, чтобы облегчить задание, он приготовил нам сюрприз- тест. (Слайд 3.)
Тест
1.Что мы произносим? ( Звуки, буквы, текст.)
2.Звуки, которые при произношении встречают во рту преграду. ( Глухие, согласные, гласные.)
3. Звуки, которые при произношении не встречают во рту преграду. ( Звонкие, гласные, согласные.)
4.Слова, которые обозначают предмет. ( Существительное, название, вещь.)
5. Эти члены предложения составляют основу предложения. ( Родственные, мягкие, главные.)
6. Что содержит вопросительное предложение? ( Ударение, вопрос, мягкий знак .)
7.Оно сообщает о ком — либо или о чем- либо. ( Предложение, кино, сообщение. )
8. Оно указывает о ком или о чём говорится в предложении. ( Предмет, время, подлежащее. )
9. Последняя буква алфавита. ( Ю, я, а.)
-
Обозначение звуков на письме. (Буквы, фигуры, слоги.)
-
Так раньше называли алфавит. ( Документ, заголовок, азбука.)
-
Оно сообщает, что в предложении говорится о подлежащем. ( Изложение, сказуемое, предложение.)
-
Их можно составить из букв. ( Алфавит, слово, знание.)
-
Первая буква алфавита. ( Я, ь, а.)
(Слайд 4.)
з | в | у | к | и |
| ||||||||||||||||||||
| с | о | г | л | а | с | н | ы | е |
| |||||||||||||||
| г | л | а | с | н | ы | е |
| |||||||||||||||||
с | у | щ | е | с | т | в | и | т | е | л | ь | н | о | е |
|
| |||||||||
| г | л | а | в | н | ы | е |
|
| ||||||||||||||||
| в | о | п | р | о | е |
| ||||||||||||||||||
| п | р | е | д | л | о | ж | е | н | и | е |
|
| ||||||||||||
| п | о | д | л | е | ж | а | щ | е | е |
| ||||||||||||||
| я |
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||
| б | у | к | в | ы |
| |||||||||||||||||||
| а | з | б | у | к | а |
|
| |||||||||||||||||
|
|
| с | к | а | з | у | е | м | о | е | ||||||||||||||
| с | л | о | в | о |
| |||||||||||||||||||
| а |
|
|
—Прочитайте слова, которые получились в выделенном столбике.(Заглавная буква..)
3. Сообщение темы и целей урока.
—Тема урока: «Заглавная буква».
На интерактивной доске записаны слова:
Серёжка, серёжка, шарик, Шарик.
(Слайд 5.)
—Прочитайте слова. Сравните. Чем похожи слова? ( Одинаковые буквы, одинаковое написание.)
—Чем они отличаются? (Одни слова написаны с заглавной буквы, другие—с строчной буквы.)
—Чем они ещё отличаются? (Значением.)
Сегодня на уроке поговорим о значении и случаях употребления заглавной буквы.
4. Чистописание.
(Слайд 6.)
—На доске записана схема:
осква
агадан
? уром
урманск
инск
— Используя схему, изображенную на доске, определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она является первой в каждом слове. (Сегодня мы будем писать букву М. С неё начинаются все слова в схеме: Москва, Магадан, Муром, Мурманск, Минск.)
—Спишите с доски:
ММ МмМ МмМм
—Спишите с доски названий городов. Обратите внимание: все они пишутся с большой буквы.
5. Работа по теме урока.
1. Выполнение упр.239.
—Прочитайте слова. Объясните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы. (Роза—это имя девочки. Шарик—это кличка собаки. Земля—это название планеты.)
Учитель показывает на доску, дети делают вывод, что названия городов тоже пишутся с заглавной буквы.
2. Выполнение упр.240.
—Прочитайте. Какие слова произносятся одинаково? ( С поля — Поля, серёжка-Серёжка.)
—Почему они написаны по-разному? (Имеют разные значения.)
—Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы? ( Это имена.)
3. Физкультминутка. Ученики (хором).
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
И за дело я возьмусь.
4. Запись слов с комментированием.
—Отгадайте загадки. Напишите слова-отгадки.
В два ряда дома стоят—
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. ( Улица.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. ( Собака.)
Крупный населённый пункт, промышленный и культурный центр. (Город.)
Главный город страны. (Москва.)
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножками.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля.)
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней. ( Человек.)
Зимой спит, а летом шумит. ( Река.)
5. Игра « Лишнее слово». ( Лишнее слово—Москва, потому что пишется с заглавной буквы.)
6.Продолжение записи:
— Напишите название улицы, в которой находится наша школа (Набережная.)
— Напишите имя соседа по парте.
— Напишите кличку собаки.
— Напишите название реки, которая течёт вблизи нашей территории (Вятка.)
— Напишите своё имя, фамилию, отчество.
—Поставьте в словах ударение.
—Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы.
—Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Вывод самих учащихся.)
6. Рифмованные упражнения. (Слайд 7.)
Таня, Ваня. Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Серёжа, и Андрей!
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте!
6.Словарно-орфографическая работа.
(Слайд 8.) Угадай, какое слово?
—Отгадайте слово в ребусе и узнаете с каким словом сегодня ознакомимся. ( Это корова.)
—Какое значение имеет это слово? (Домашнее животное, которое даёт молоко.)
—Вспомните выражения с этим словом.
(Чья бы корова мычала, а чья бы молчала. Пословица о том, кому следует посмотреть на себя со стороны, прежде чем осуждать других.
Как корова языком слизнула. О том, что куда-то делось.)
—Это слово из орфографического словаря. Написание этого слова вы должны запомнить.
—Поставьте ударение.
—Сделайте звуко-буквенный анализ слова корова.
—Подберите для этого животного клички. (Ночка, Рыжик, Зорька, Пеструха.)
—Составьте предложения с этим словом. Напишите эти предложения.
7.Физкультминутка.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули
Отдохнули?
Отдохнули!
8. Закрепление изученного материала.
(Слайд 9.)
1.—Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
—Кто придумал этот город? (Н. Носов.)
—Какие рассказы Николая Носова вы читали?
—Книги Носова – энциклопедия детской жизни. Полны юмора и увлекательны «Приключения Незнайки и его друзей», «Клякса», «Дружок», «Весёлая семейка» и др. Читая их, кто-то из вас, ребята, возможно, и задумается: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.
—Вернёмся к рисунку.
—Почему город называется Цветочным?
—Прочитайте названия улиц, аллеи, реки.
—Кто нарисован картинке? Напишите все эти слова.
(Слайд 10.)
—Прочитайте слова, которые выписали.
—С какой буквы их написали? Почему?
— А ещё что вы знаете про жителей этого городка? Незнайка хочет проверить ваши знания о его лучших друзьях. (Слайд 11.)
—Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)
—Музыкант из Цветочного города? (Гусля.)
— Узнай имена: художник (Тюбик.)
милиционер (Свистулькин.)
архитектор (Кубик.)
охотник (Пулька.)
врач (Компрессик.)
сладкоежка (Пончик.)
любит воду с сиропом (Сиропчик.)
ворчливый. (Ворчун)
молчаливый, неразговорчивый (Молчун.)
всегда торопится (Торопыжка.)
часто теряет вещи (Растеряйка.)
— Да, Н.Носов человек очень наблюдательный и имена своим героям давал по тому, как герой себя вел, по характеру, по профессии. Эти имена тоже пишутся (Дети отвечают хором:) с заглавной буквы.
2.Работа над правилом.
—Прочитайте правило. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры.
3. Игра «Хлопки».
Учитель читает слова. При чтении имён собственных дети делают хлопки.
( Рекс, деревня, озеро, Волга, Володя, дядя, Мурка, Чуковский, художник, кот, Казань.)
9. Итог урока.
Учитель. Вот и заканчивается наш урок. Давайте подведём итог. О чём мы сегодня говорили? Чему научились? (Ответы учащихся.)
—Правильно ли это? Проверим себя.
Пишутся с заглавной буквы: Игра «Да или нет»
Имена √
Фамилии √
Отчества √
Названия животных
Названия городов √
Клички животных √
Названия птиц
Названия улиц √
Названия рек √
Названия деревьев
Названия деревень√
(Слайд 12.)
(Слайд 13.)
10. Домашнее задание:
1. Написать по 5 названий городов, рек России.
2. Учить правило.
Использованная литература.
-
Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс—Москва. ВАКО , 2006.
-
Русский язык. Рамзаева Т.Г. – Москва. Дрофа. 2008.
-
Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н.
Шагабиева Нурия Миннахметовна , учительница МОУ НОШ деревни Трыш Кукморского района Республики Татарстан.