МОУ НОШ деревни Трыш Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Урок русского языка по теме

«Заглавная буква»

2 класс

Подготовила

учитель начальных классов

Шагабиева Нурия Миннахметовна

Трыш.

2012г.

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА.

Цели урока:

— формировать умение различать имена собственные;

— формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;

— формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;

— развивать умение правильно строить предложения;

— развивать любознательности, наблюдательности;

— повторить и закрепить изученного материала;

— повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку;

— воспитать доброту у учащихся.

Оборудование: тест по изученному материалу, компьютер с мультимедийным оборудованием, рисунки, интерактивная доска, выставка книг Н.Носова .

Ход урока.

  1. . Организационный момент.

—Долгожданный дан звонок—

Начинается урок.

Прежде чем за парту сесть

Посмотрели — всё ли есть?

Учитель: Ребята, а какой настрой мы выберем сегодня для урока?

(Дети поднимают эмблему хорошего настроения.)

— Конечно, улыбку! Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём будем сегодня говорить на уроке. А поможет нам в этом всем хорошо знакомый Незнайка. Он появляется неожиданно и готов принести нам удачу. А в этот раз, чтобы облегчить задание, он приготовил нам сюрприз- тест. (Слайд 3.)

Тест

1.Что мы произносим? ( Звуки, буквы, текст.)

2.Звуки, которые при произношении встречают во рту преграду. ( Глухие, согласные, гласные.)

3. Звуки, которые при произношении не встречают во рту преграду. ( Звонкие, гласные, согласные.)

4.Слова, которые обозначают предмет. ( Существительное, название, вещь.)

5. Эти члены предложения составляют основу предложения. ( Родственные, мягкие, главные.)

6. Что содержит вопросительное предложение? ( Ударение, вопрос, мягкий знак .)

7.Оно сообщает о ком — либо или о чем- либо. ( Предложение, кино, сообщение. )

8. Оно указывает о ком или о чём говорится в предложении. ( Предмет, время, подлежащее. )

9. Последняя буква алфавита. ( Ю, я, а.)

  1. Обозначение звуков на письме. (Буквы, фигуры, слоги.)

  2. Так раньше называли алфавит. ( Документ, заголовок, азбука.)

  3. Оно сообщает, что в предложении говорится о подлежащем. ( Изложение, сказуемое, предложение.)

  4. Их можно составить из букв. ( Алфавит, слово, знание.)

  5. Первая буква алфавита. ( Я, ь, а.)

(Слайд 4.)

з

в

у

к

и

с

о

г

л

а

с

н

ы

е

г

л

а

с

н

ы

е

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

г

л

а

в

н

ы

е

в

о

п

р

о

е

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е

я

б

у

к

в

ы

а

з

б

у

к

а

с

к

а

з

у

е

м

о

е

с

л

о

в

о

а

—Прочитайте слова, которые получились в выделенном столбике.(Заглавная буква..)

3. Сообщение темы и целей урока.

—Тема урока: «Заглавная буква».

На интерактивной доске записаны слова:

Серёжка, серёжка, шарик, Шарик.

(Слайд 5.)

—Прочитайте слова. Сравните. Чем похожи слова? ( Одинаковые буквы, одинаковое написание.)

—Чем они отличаются? (Одни слова написаны с заглавной буквы, другие—с строчной буквы.)

—Чем они ещё отличаются? (Значением.)

Сегодня на уроке поговорим о значении и случаях употребления заглавной буквы.

4. Чистописание.

(Слайд 6.)

—На доске записана схема:

осква

агадан

? уром

урманск

инск

— Используя схему, изображенную на доске, определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она является первой в каждом слове. (Сегодня мы будем писать букву М. С неё начинаются все слова в схеме: Москва, Магадан, Муром, Мурманск, Минск.)

—Спишите с доски:

ММ МмМ МмМм

—Спишите с доски названий городов. Обратите внимание: все они пишутся с большой буквы.

5. Работа по теме урока.

1. Выполнение упр.239.

—Прочитайте слова. Объясните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы. (Роза—это имя девочки. Шарик—это кличка собаки. Земля—это название планеты.)

Учитель показывает на доску, дети делают вывод, что названия городов тоже пишутся с заглавной буквы.

2. Выполнение упр.240.

—Прочитайте. Какие слова произносятся одинаково? ( С поля — Поля, серёжка-Серёжка.)

—Почему они написаны по-разному? (Имеют разные значения.)

—Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы? ( Это имена.)

3. Физкультминутка. Ученики (хором).

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

И за дело я возьмусь.

4. Запись слов с комментированием.

—Отгадайте загадки. Напишите слова-отгадки.

В два ряда дома стоят—

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. ( Улица.)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. ( Собака.)

Крупный населённый пункт, промышленный и культурный центр. (Город.)

Главный город страны. (Москва.)

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножками.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля.)

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней. ( Человек.)

Зимой спит, а летом шумит. ( Река.)

5. Игра « Лишнее слово». ( Лишнее слово—Москва, потому что пишется с заглавной буквы.)

6.Продолжение записи:

— Напишите название улицы, в которой находится наша школа (Набережная.)

— Напишите имя соседа по парте.

— Напишите кличку собаки.

— Напишите название реки, которая течёт вблизи нашей территории (Вятка.)

— Напишите своё имя, фамилию, отчество.

—Поставьте в словах ударение.

—Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы.

—Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Вывод самих учащихся.)

6. Рифмованные упражнения. (Слайд 7.)

Таня, Ваня. Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей

И Серёжа, и Андрей!

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте!

6.Словарно-орфографическая работа.

(Слайд 8.) Угадай, какое слово?

—Отгадайте слово в ребусе и узнаете с каким словом сегодня ознакомимся. ( Это корова.)

—Какое значение имеет это слово? (Домашнее животное, которое даёт молоко.)

—Вспомните выражения с этим словом.

(Чья бы корова мычала, а чья бы молчала. Пословица о том, кому следует посмотреть на себя со стороны, прежде чем осуждать других.

Как корова языком слизнула. О том, что куда-то делось.)

—Это слово из орфографического словаря. Написание этого слова вы должны запомнить.

—Поставьте ударение.

—Сделайте звуко-буквенный анализ слова корова.

—Подберите для этого животного клички. (Ночка, Рыжик, Зорька, Пеструха.)

—Составьте предложения с этим словом. Напишите эти предложения.

7.Физкультминутка.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули

Отдохнули?

Отдохнули!

8. Закрепление изученного материала.

(Слайд 9.)

1.—Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

—Кто придумал этот город? (Н. Носов.)

—Какие рассказы Николая Носова вы читали?

—Книги Носова – энциклопедия детской жизни. Полны юмора и увлекательны «Приключения Незнайки и его друзей», «Клякса», «Дружок», «Весёлая семейка» и др. Читая их, кто-то из вас, ребята, возможно, и задумается: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

—Вернёмся к рисунку.

—Почему город называется Цветочным?

—Прочитайте названия улиц, аллеи, реки.

—Кто нарисован картинке? Напишите все эти слова.

(Слайд 10.)

—Прочитайте слова, которые выписали.

—С какой буквы их написали? Почему?

— А ещё что вы знаете про жителей этого городка? Незнайка хочет проверить ваши знания о его лучших друзьях. (Слайд 11.)

—Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)

—Музыкант из Цветочного города? (Гусля.)

— Узнай имена: художник (Тюбик.)

милиционер (Свистулькин.)

архитектор (Кубик.)

охотник (Пулька.)

врач (Компрессик.)

сладкоежка (Пончик.)

любит воду с сиропом (Сиропчик.)

ворчливый. (Ворчун)

молчаливый, неразговорчивый (Молчун.)

всегда торопится (Торопыжка.)

часто теряет вещи (Растеряйка.)

Да, Н.Носов человек очень наблюдательный и имена своим героям давал по тому, как герой себя вел, по характеру, по профессии. Эти имена тоже пишутся (Дети отвечают хором:) с заглавной буквы.

2.Работа над правилом.

—Прочитайте правило. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры.

3. Игра «Хлопки».

Учитель читает слова. При чтении имён собственных дети делают хлопки.

( Рекс, деревня, озеро, Волга, Володя, дядя, Мурка, Чуковский, художник, кот, Казань.)

9. Итог урока.

Учитель. Вот и заканчивается наш урок. Давайте подведём итог. О чём мы сегодня говорили? Чему научились? (Ответы учащихся.)

Правильно ли это? Проверим себя.

Пишутся с заглавной буквы: Игра «Да или нет»

Имена √

Фамилии √

Отчества √

Названия животных

Названия городов √

Клички животных √

Названия птиц

Названия улиц √

Названия рек √

Названия деревьев

Названия деревень√

(Слайд 12.)

(Слайд 13.)

10. Домашнее задание:

1. Написать по 5 названий городов, рек России.

2. Учить правило.

Использованная литература.

  1. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс—Москва. ВАКО , 2006.

  2. Русский язык. Рамзаева Т.Г. – Москва. Дрофа. 2008.

  3. Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н.

Шагабиева Нурия Миннахметовна , учительница  МОУ НОШ деревни Трыш Кукморского района Республики Татарстан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here