ФИО автора: Кузнецова Наталья Николаевна

Место работы: МБОУ «СОШ № 31» г. Кемерово

Должность: учитель начальных классов

Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Задачи: 1) Формировать умение записывать цитаты в виде предложения с прямой речью. Познакомить с новым словарным словом – цитатой.

2) Развивать умение применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.

3) Воспитывать трудолюбие, умение слушать и понимать других.

Познавательные УУД

Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия

 Развивать умение высказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Чистописание

Слайд 1

Ц ц Ц ц Ц ц Цц

ци ци ци ит ит ит

  1. Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа.

— Составь и запиши схемы предложений. (Карточка 1)

— Фонетический разбор слова: цитата (Карточка 2)

2. Работа в парах. Оформите предложения.

— Прочитайте предложения.

Дядя Федор спрашивает Как тебя зовут?

Кот говорит И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. Я хочу фамилию иметь.

А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Федор. 

Мне нравится такая фамилия соглашается кот.

— Кто вспомнил название произведения? Автора?

Слайд 2

— Расставьте знаки препинания.

Слайд 3

— Проверим правильность выполнения.

— Как называются такие предложения?

В каких случаях мы используем предложения с прямой речью? (Когда передаём речь другого человека)

Проверка первого индивидуальное задание.

— Правильно ли составлены схемы предложений?

— На какие две группы можно разделить предложения?

Что показывают слова автора? (Кому принадлежит речь)

— Что такое прямая речь? ( Слова, переданные от имени говорящего)

  1. Постановка проблемы

Слайд 4

— Прочитайте высказывание А. П. Чехова о языке.

«Язык должен быть прост и изящен». (А.П.Чехов)

Можно ли сказать, что у меня тоже записано предложение с прямой речью?

— Попробуйте доказать своё мнение. (Есть прямая речь, известно, кому принадлежат слова)

— Чем это предложение отличается от записанных ранее? (Оформлением)

— Какой возникает вопрос? (Как называются такие предложения?)

— А может быть, кто-нибудь знает ответ на этот вопрос? С данным определением вы знакомились на уроках литературного чтения в 3 классе по книге «В одном счастливом детстве». Обсудите в парах.

V. Словарная работа

— Цитирование мыслей, высказываний других людей…

ЦИТАТА – это словарное слово.

— Найдите это слово в толковом словаре. Прочитайте его значение.

— Проверим второе индивидуальное задание.

— Запишите слово. Отметьте непроверяемую орфограмму. Подберите однокоренные слова (цитатка цитатный цитировать)

— Так что же за предложение написано на доске? (цитата)

-Как вы думаете, можем ли мы это предложение записать в виде предложения с прямой речью?

— Это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, какова же тема урока?

Слайд 5

(Запись цитаты в виде предложения с прямой речью)

VI. Поиск решения

— Попробуйте это сделать.

— Кто-нибудь может записать его иначе?

— Как записать цитату в виде предложения с прямой речью?

Вывод: Чтобы записать цитату в виде предложения с прямой речью, прямую речь можно поставить и до, и после слов автора.

Слайд 6

  1. Первичное закрепление.

— Используя свои новые знания, выполним упр.95.

— Прочитайте задание про себя.

— Какая нам предстоит работа? (записать цитаты в виде предложений с прямой речью)

— Где будет стоять прямая речь относительно слов автора?

— Какие глаголы вам предлагают использовать в словах автора? (говорил, писал, утверждал, считал)

— Запишем первое предложение по вариантам. Первый вариант – слова автора перед прямой речью, второй вариант – после прямой речи.

— Самостоятельно запишите второе предложение, чтобы слова автора были перед прямой речью.

  1. Итог урока.

— С чем познакомились на уроке?
— Как должна оформляться цитата на письме?

  1. Домашнее задание. Упр.96

Дядя Федор спрашивает Как тебя зовут?

Кот говорит И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. Я хочу фамилию иметь.

А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Федор. 

Мне нравится такая фамилия соглашается кот.

Дядя Федор спрашивает Как тебя зовут?

Кот говорит И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. Я хочу фамилию иметь.

А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Федор. 

Мне нравится такая фамилия соглашается кот.

Дядя Федор спрашивает Как тебя зовут?

Кот говорит И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. Я хочу фамилию иметь.

А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Федор. 

Мне нравится такая фамилия соглашается кот.

Дядя Федор спрашивает Как тебя зовут?

Кот говорит И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. Я хочу фамилию иметь.

А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Федор. 

Мне нравится такая фамилия соглашается кот.

Дядя Федор спрашивает Как тебя зовут?

Кот говорит И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. Я хочу фамилию иметь.

А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Федор. 

Мне нравится такая фамилия соглашается кот.

Составь и запиши схемы предложений.

Дядя Федор спрашивает: « Как тебя зовут?»

Кот говорит: « И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. Я хочу фамилию иметь».

«А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин», — говорит дядя Федор. 

«Мне нравится такая фамилия», — соглашается кот.

Выполни фонетический разбор слова: цитата

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here