Урок русского языка.
Тема: «Написание имен собственных и нарицательных».
Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах существительных.
Задачи урока:
1. Обобщить знания об именах существительных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Ход урока
Организационный момент.
— Здравствуйте. Ребята, садитесь. Какое у вас настроение?
— Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
1. Формула удачи.
Расшифруйте формулу удачи.
осанка улыбка настроение вера в себя результат
2. – Разотрите руки.
— Натяните улыбку.
— Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши.
— Дружба начинается с улыбки!
— Настроение каково? (Дети: «ВО!»)
3. Дыхательная гимнастика:
вдох через нос – выдох резко через рот
вдох – выдох со звуком «ха!»
вдох – выдох на счёт 1,2,3,4,5
вдох – выдох со звуком «ха!»
— Настроение каково? (Дети: «ВО!»)
— Ну, а если настроение «ВО!», то и работать будем «ВО!»
Словарная работа (работа с информационным полем).
— Я буду загадывать загадку, Вы её отгадываете, находите отгадку на карточке (работа с информационным полем), объясняете написание и записываете слово в тетрадь.
-
Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
м..дведь
-
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как его названье, дети?
к..ртоф..ль
-
Не живая, а идёт,
Не подвижна, а ведёт.
д..рога
-
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
за..ц
-
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
ул..ца
-
То он –блин, то он –клин,
Ночью на небе один.
мес..ц
-
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
с..бака
-
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
д..кабрь
— Какие буквы мы вставили в слова? (гласные)
— Назовите их. (Е А О Я И)
— Почему эти слова нам надо запомнить?
(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)
3. Минутка чистописания
— Давайте из этих букв создадим узор, например, вот такой:
На доске запись узора.
— Запишите этот узор у себя в тетрадях. Продолжите его.
— Ещё раз перечитайте слова из словаря, поставьте вопросы к словам и определите часть речи. Почему к одним словам ставили вопрос кто? а к другим что?
4. Работа над темой урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем расширять, и закреплять свои знания о грамматических признаках имени существительного.
Когда я утром пришла в школу, мне передали вот этот конверт:
улица мира |
от незнайки |
— Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что, исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.
— Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)
улица Мира |
от Незнайки |
— Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)
— Как вы думаете, почему имя существительное называется собственным?
(После ответов детей на доску вывешивается карточка (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ)
— Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)
— Да, у человека это имя. У города, реки, улицы — название. Назовите название города, улицы, реки.
— А как пишутся собственные имена существительные? (ответы детей)
— Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
— Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы. (На доске вывешивается карточка ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ)
— Какие существительные называются собственными? С какой буквы они пишутся?
Какие существительные называются нарицательными? С какой буквы они пишутся?
— А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).
Максим (Настя), когда у тебя День рождения?
А почему возникла пауза? (Два Максима, четыре Насти)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)
— Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
В нашей школе в одном классе учились два Чаптыковых Михаила и, причём, они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).
— Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
— Какое собственное или нарицательное имя вы записали?
А теперь запишите имя нарицательное.
— Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали? (ученик, мальчик, девочка, сын, дочь и т.д.)
5. Физкультминутка (массаж)
Учащиеся выполняют следующие задания:
Повернитесь направо
поглаживание руками по спине соседа | |
Подул ветерок | касательные движения пальцами рук по спине соседа |
Закапал дождик | лёгкое постукивание пальцами рук |
Пошёл град | сильное постукивание |
Появилась грязь | месим грязь, т.е. массируем спину |
Дождик закончился. Выглянуло солнышко. |
|
Тоже повернувшись налево.
6. Коллективная работа (устно).
Учитель: Объясните написание:
Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда
7. Физкультминутка. Упражнения для глаз.
Художники
Выполняется сидя за партами дети “рисуют” глазами круг, опустить глаза вниз, поднять глаза вверх крепко зажмурить глаза (3-5 сек.) поморгать глазами 3-5 сек. смотреть прямо перед собой поморгать глазами 3-5 сек. |
8. Работа в парах: игра «Лови ошибку».
Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки:
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. | |
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ. | У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ. |
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ. КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ. | ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ. КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ. |
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ. ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ. |
|
Проверка работы.
Обобщение.
9. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика
«Птички».
Птички полетели, Большой палец отогнуть в горизонтальное положение,
сверху присоединить сомкнутые прямые остальные
пальцы.
Крыльями махали Махи ладонями с широко расставленными пальцами.
На деревья сели Руки вверх, все пальцы широко расставить.
Вместе отдыхали. Большой палец отогнуть в горизонтальное положение,
сверху присоединить сомкнутые прямые остальные
пальцы.
10. Выборочное списывание.
— У вас на столах лежат листы с текстом упражнения, которое вы сейчас будете выполнять. Прочитайте текст.
«Мария приехала в город Нижневартовск с бабушкой Верой Васильевной. .Они,побывали на Нижневартовской ГРЭС. Очень хорошо отдохнули на Комсомольском озере. Совершили путешествие на катере по реке Обь. Перед отъездом они побывали в посёлке Излучинск.
— Подготовьтесь рассказать о том, с какой буквы пишутся имена собственные, с какой имена нарицательные.
— Мы не будем списывать весь текст, а выпишем только имена собственные вместе с именами нарицательными).
(Взаимопроверка)
11. Итог урока. Обобщение.
— Наш урок подошёл к концу.
— Чему научились на уроке? Что повторили?
Расскажите по схеме:
Дана схема:
| узнал, открыл для себя… |
научился, смог… |
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
12. Рефлексия.
— Ребята, я прошу Вас поставить отметку за урок классу, своему ряду, себе при помощи сердечек.
«5» это красное сердечко
«4» это зелёное сердечко
«3» это жёлтое сердечко
— Спасибо всем за урок.