Автор: Лутынская Инна Юрьевна, I квалификационная категория
Место проживания: Краснодарский край, Кущёвский район, с. Ильинское, ул. Мира, д. 108
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Дисциплина: русский язык
Учебник «Русский язык 3 кл», автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 г (УМК «Школа России»);
Конспект урока русского языка для 3 класса «Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными»
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными».
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формирование умения взаимодействовать в парах, группах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— систематизировать знания по теме «Орфограммы корня»; закреплять умение выполнять алгоритм действий по решению орфографических задач; развивать орфографическую зоркость формирование умения осуществлять орфографический контроль, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Средства (оборудование):
1)учебник по русскому языку 3 кл, автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 г (УМК «Школа России»);
2) словари С.И.Ожегова (на партах);
3) карточки с текстом для домашнего задания.
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |
1. | Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми. | Учитель рассказывает: (Слайд 1 – заставочный, дети его не видят) Ну-ка, дети, встаньте в ряд. Готов работать мой отряд?
Урок русского языка. (Слайд 2) — Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в парк. — Ребята, а что делают в парке? — Наш парк необычный. (Слайд 3) — Прочитайте, как он называется? — Кто догадался, чем мы будем заниматься во время прогулки? — В какой части слова? — А какие орфограммы корня вы уже знаете?
Организует беседу, выявляющую знания детей по теме. При необходимости корректирует результаты ответов.
Учитель спрашивает: -Мы отправляемся в парк всем классом. Что нам надо вспомнить перед прогулкой?
— Но сначала разомнёмся. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Ответы детей.
Выдвигают предположения об учебных задачах урока. Повторять орфограммы. В корне. Аргументируют свои ответы: в парке орфограмм мы будем повторять правила проверки орфограмм корня, тренироваться в написании слов с данными орфограммами, развивать орфографическую зоркость.
Отвечают на вопрос учителя и повторяют правила поведения в общественных местах и правила друзей.
| Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Коммуникативные: —умение слушать и слышать друг друга; — высказывать свои мысли.
Регулятивные: — нацеливание на успешную работу. — выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. |
|
| Минутка чистописания. Запись даты и названия работы в рабочих тетрадях. — Начинаем подготовку наших пальчиков для красивого и грамотного письма.
Учитель читает строки: -Пальчик к пальчику приставим, А потом на них надавим, Крепко пальчики стоят Стать сильней они хотят.
— С какого звука начинается слово «парк»? — Дайте характеристику звуку [п]. — Какой буквой обозначается звук [п]? Запись буквы П п. Запись слов-синонимов к слову «прогулка».
Учитель показывает запись на доске. Проверьте. |
Ученики выполняют разминку пальчиков.
Выделяют звук. Дают характеристику звуку. Выделяют нужные буквы. Записывают соединения букв и слов-синонимов.
Учащиеся сравнивают с эталоном. |
Познавательные: — выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
Регулятивные: — оценивать результаты своей работы. |
2.
| Организация взаимодействия с учащимися по теме урока.
| Игра «Перейди речку». (Слайд 4). — Ребята! Мы не сможем пройти в парк. -А как же нам попасть на другой берег?
-Давайте попробуем и поиграем в игру «Перейди речку». — На дощечках записаны слова с изученной орфограммой. Назовите её и попробуйте догадаться какую задачу мы должны выполнить.
-Если буква выбрана верно, то появляется следующая дощечка, если нет – то ход переходит к другому игроку. -Какие правила написания коней необходимы нам?
Организует беседу, выявляющую знания детей по теме. При необходимости корректирует результаты ответов.
ЭОР Выбор букв для написания корня слова.
— Молодцы! Мы подошли к парку. (Слайд 5). Давайте войдем туда! Что же мы видим?
— Гуляя по парку, вы будете выполнять различные задания.
Словарная работа. (Слайд 6). — Начнём нашу прогулку с карусели словарных слов. Запишите названия предметов, которые вы видите на карусели. Все слова должны быть словарными.
Учитель проверяет умение учеников работать со словарём.
— Давайте проверим написание слов в словаре С.И.Ожегова.
— Какое слово лишнее? — Почему? — Какая ещё орфограмма корня встретилась в словах? -Можно ли её проверить? Как?
ЭОР Песня «Карусель»
|
-Если мы правильно выполним задания, то сможем попасть на тот берег.
Учащиеся называют: Орфограммы корня. Высказывают свои предположения и формулируют задачу: из двух букв надо выбрать верную и вставить её в слово.
Зачитывают определения в учебнике и сравнивают со своими высказываниями.
Работают у доски две команды: команда мальчиков и команда девочек.
Учащиеся зачитывают: Карусель словарных слов, фонтан безударных гласных, аллею парных согласных, озеро непроизносимых согласных.
Записывают словарные слова в словарик.
Ученики проверяют написания слов по словарю (на партах): собака, корова, медведь, петух, лисица, заяц, девочка, ребята, карандаш, солнце. Ученики работают в парах.
Солнце. Высказывают свои мысли Парная согласная (карандаш, медведь). Вспоминают правило.
| Регулятивные: —анализировать собственную работу. — принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний; — осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные: — уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.
Коммуникативные: — аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
Личностные: — проявлять заботливое отношение к друзьям.
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. |
|
| Проверка слов с безударными гласными. (Слайд 7). — А сейчас пройдём к фонтану безударных гласных. — Кто догадался, какое задание нужно выполнить у фонтана?
ЭОР Слова с безударными гласными 1 ученик у интерактивной доски. Организует проверку работ.
Организует оценивание с использованием «светофорика».
|
Вставить безударные гласные и подобрать проверочные слова. Уточняют свои знания по теме.
Работают самостоятельно.
Ученики показывают карточку соответствующего цвета. | Регулятивные — уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: — выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.
Регулятивные: — уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Регулятивные: — осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. |
|
| Физминутка. (Слайд 8).
ЭОР Музыка Счастья
| Слушают и выполняют движения, импровизируя танец.
| Регулятивная: — планировать свои действия, самоконтроль
|
|
| Проверка парной согласной в корне. (Слайд 9). — А сейчас прогуляемся по аллее парных согласных. Запишите слова с парными согласными и проверьте. (Самостоятельно).
ЭОР Проверка парной согласной в корне
Организует проверку работ. |
Выходят к доске и вставляют парную согласную, доказывая свой выбор. | Регулятивные: — контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками. — выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
|
| Правописание слов с непроизносимой согласной. (Слайд 10). -Мы подошли к озеру непроизносимых согласных. -Прочитайте слова, которые плавают на поверхности озера. — Что записано в квадратных скобках? — Запишите слова в два столбика: 1 столбик – слова с непроизносимыми согласными, 2 столбик – слова, в которых нет непроизносимой согласной. Звукосочетания замените буквосочетаниями.
Организует групповую работу.
ЭОР Правописание слов с непроизносимой согласной
Организует проверку.
|
Зачитывают слова.
Звукосочетания.
Ученики работают в группах, записывают слова в два столбика. Уточняют свои знания по теме.
Дети подходят к доске, выбирают слово, подбирают проверочное и отправляют в выбранный столбик. | Коммуникативные: — умение заслушивать выступления других. — при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. — строить высказывания, понятные для других.
Личностные: —знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. |
|
| Творческая работа. — Наша прогулка подходит к концу. Ребята, вам понравилось гулять по парку? А что именно понравилось? — Давайте на прощание, используя слова, которые вы писали на уроке, составим небольшой рассказ о нашем путешествии.
Организует проверку.
|
Ответы детей.
Ученики составляют и записывают несколько предложений.
Проводят проверку работ партнера. Несколько текстов зачитываются. Участвуют в беседе. | Коммуникативная: — понимать на слух текст и ответы одноклассников. — участвовать в обсуждении содержания данного текста.
Личностные: — проявлять заботливое отношение к друзьям. |
3.
| Домашнее задание
| Объясняет сущность домашнего задания. (Слайд 11.) -Выполняя домашнее задание, вы продолжите путешествие по парку, но только, весеннему. Каждый получит карточку с тестом: -текст списать, вставить пропущенные орфограммы; — в библиотеке взять книги, почитать о парках. |
|
Личностные: — демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки. |
4.
| Подведение итогов в личностном академическом плане.
| Организует самооценку учебной деятельности — Чему учились на уроке? — Как проверить безударный гласный в корне? — Как проверить парный согласный в корне? — Как проверить непроизносимый согласный?
|
Ответы детей. | Регулятивные: — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
|
5. | Рефлексия. | — Ребята, вам понравилась прогулка в парк? — Вы всё знаете и умеете? — У меня на столе лежат картинки: солнышко, тучка и дождливая тучка. Кому было легко выполнять все задания, кто быстро подбирал проверочные слова – возьмите солнышко и прикрепите его к доске. Кто немного затруднялся при выполнении заданий — выберите тучку. А кому было очень трудно – повесьте дождливую тучку. | Ответы детей.
Ученики выбирают картинку, и прикрепляют к доске.
| Регулятивные: — осуществлять пошаговый и итоговый контроль — уметь оценивать правильность выполнения действий.
|