Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кыновская средняя общеобразовательная школа»
Лысьвенского района Пермского края
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Слово. Словосочетание. Предложение»
подготовила
учитель начальных классов
Деменёва Марина Леонидовна
п. Кын
2010
Урок русского языка в 4 классе.
Учебник «Русский язык 4 класс» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова.
Тема: «Слово. Словосочетание. Предложение»
Цели: 1.Закрепить умения находить словосочетания среди других сочетаний слов. Познакомить с отличительными признаками слова и словосочетания, словосочетания и предложения.
2. Развивать зрительное внимание, коммуникативные способности.
3. Приобщать к красоте народной речи.
Ход урока:
-
Организационный момент.
II. Проверка знаний изученного материала. Постановка целей урока.
1) Игра «Третий лишний».
Шумные ручьи, набухают почки, громко свистнул.
Тает на полях, весенний дни, любуется природой.
Зарубить на носу, точный как часы, увидел ласточку.
Прилетел засветло, на ясном небе, пахать землю.
Четвёртый месяц, танцует и поёт, шум и голоса.
2) Индивидуальная работа на карточках.
— Задайте вопрос от главного слова к зависимому слову.
Верные друзья, давно заметили, осыпаются в саду, стройный клён, достал пирог, ясное утро, читает книгу, тяжело дышал, лаяла на чужих, сок из моркови.
(друзья какие? верные, заметили когда? давно, осыпаются где? в саду, клён какой? стройный, достал что? пирог, утро какое? ясное, читает что? книгу, дышал как? тяжело, лаяла на кого? на чужих, сок из чего? из моркови)
3) Сообщение темы урока.
— Как вы думаете, какая тема урока? (словосочетание)
— Для чего нужно словосочетание? (делает речь более точной, яркой)
— Что такое словосочетание? (Словосочетание — соединение слов, связанное подчинительной связью. Словосочетанием не являются: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы)
III. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Самостоятельная работа (задания по выбору)
А) Составь словосочетания из слов: ранние, под солнцем, весна, расцвёл, бегут, цветы, ранняя, солнца, по земле, играет, лучи, дни, лучами, весенние.
(ранние дни, расцвёл под солнцем, ранняя весна, бегут по земле, весенние цветы, лучи солнца, играет лучами)
Б) Выпиши из предложений словосочетания:
Около села был большой овраг. Весной вода размывала склоны оврага. Дети высадили по склонам прутики вишни. Они прижились.
(был около села, большой овраг, размывала весной, размывала склоны, склоны оврага, высадили прутики, высадили по склонам, прутики вишни)
В) Проверка.
Физминутка для глаз.
Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз. Зажмурились, сосчитали до 10. Представьте большой круг, обведите его глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Закрыть глаза, представить большой белый экран. Мысленно раскрасьте жёлтым цветом, оранжевым, зелёным, синим, любимым. Раскрашивать без пробелов.
Физминутка для осанки.
Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, а теперь на пятках. Лучик котика коснулся, Котик сладко потянулся .
IV. Изучение нового материала.
1.Объяснение нового материала (по ходу рассказа выставляются карточки на доску, либо на слайдах; иллюстрация девушки-Весны)
— Пришла долгожданная весна
В народе её называли красная весна
Говорили: «Прилетела ласточка из заморья, принесла красную весну из неволья»
— Где здесь слова, словосочетания, предложения?
(Весна — слово,
Красная весна – словосочетание,
Прилетела ласточка из заморья, принесла красную весну из неволья — предложение)
— Давайте сравним, чем отличаются словосочетание от слова? (в словосочетании слова связаны по смыслу, точно называют предмет)
— Чтение правила с.84
По ходу изучения материала появляется схема из опорных слов «Словосочетание»
Соединение слов
Главное и зависимое слово
Подчинительная связь
Не выражает…
Не произносится…
Не имеет…
Точнее называет предмет, признак, действия
Не являются:
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
фразеологизмы
— Для чего ещё нужны словосочетания? (точно называют предмет, признак действия)
2. Работа в группах.
— Найдите в предложении словосочетания:
1 группа — точно называет предмет
В синем небе водит солнце белым вальсом хоровод.
2 группа — точно называет признак
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — к очень холодному лету.
3 группа — точно называет действия.
Солнышко с апрельской горки в лето катиться.
4 группа — точно называет действия
Весна отмыкает ключи и воды.
3.Проверка.
— Чем отличается предложение от словосочетания? (предложение выражает законченную мысль, можно определить по цели высказывания, определить интонацию, имеет грамматическую основу)
4. Чтение правила с. 85
V. Закрепление изученного материала.
1.Парная работа.
— Составьте словосочетания
1 пара: бабушка, гуляла, по саду, любовалась, гуляла, моя, вечером, гроздьями.
(моя бабушка, гуляла по саду, любовалась гроздьями, гуляла вечером)
2 пара: сирени, белой, пышными, сирени, тёплым, вечером, гроздьями, гроздьями.
(тёплым вечером, пышными гроздьями, белой сирени, гроздьями сирени)
2.Групповая работа.
— Составьте предложение.
(дети объединяются в группы их 4 человек, из составленных словосочетаний в парах группа составляет предложение)
(Тёплым вечером моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени)
3. Проверка.
Тёплым вечером моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени.
4.Разноуровневая самостоятельная работа (на карточках).
1 уровень. Составь и запиши словосочетания.
Друг ….., интересный…, слушать…. школа…, честный…, рисовал…
(например: друг единственный, интересный случай, слушать учителя, школа на окраине, честный человек, рисовал картину)
2 уровень. Запиши по группам: а) слова, б) словосочетания, в) предложения
Весеннее солнце, дует ветер, пробивалось сквозь ветки, за рекой, густые ветки, бежать и подпрыгивать, ветки деревьев, рос орешник.
(Слова: за рекой, бежать и подпрыгивать.
Словосочетания: весеннее солнце, пробивалось сквозь ветки, густые ветки, ветки деревьев.
Предложения: Дует ветер. Рос орешник.)
3 уровень. Составь предложения из словосочетаний 2 уровня.
(Например: Весеннее солнце пробивалось сквозь густые ветки деревьев. За рекой рос орешник.)
5. Проверка.
VI. Проверка усвоения материала. Тест.
1.Словосочетанием называется….
а) соединение слов связанное по смыслу сочинительной связью,
б) соединение слов связанное по смыслу подчинительной связью,
в) слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Найди словосочетания:
А) глубокое ущелье,
Б) перед поездкой,
В) прилетели грачи,
Г) сел в галошу.
3. Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
А) сижу и слушаю,
Б) пыль летит,
В) дальняя дорога,
Г) шумит в саду
4. Найди предложения:
А) заклеили конверт,
Б) мчится автомобиль,
В) сочиняю песню,
Г) шар полетел
5. Найди слова:
А) для друга,
Б) лежит на скатерти,
В) дописать рассказ,
Г) весной.
Взаимопроверка по ключу.
2 | 3 | 4 | 5 | |
б | а | а, б | б, г | а, г |
VII. Итог урока.
— Ещё про весну говорили так:
Красавица – весна под ясным солнцем прядёт золотыми веретёнцами.
— Перед вами предложения, что нужно сделать, чтобы данное предложение превратилось в словосочетания? (Убрать грамматическую основу)
— Почему? (предложение имеет грамматическую основу)
VIII. Домашнее задание.
c. 84, упражнение 1; дополнительно -словосочетания с числительными
Список использованной литературы
-
Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 4 класс. — М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2004.
-
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «ННН» «ЭКСМО – ПРЕСС», 2000.