Конспект урока русского языка для 6 класса

«Корни с чередованием гласных в корне е-и, о-а»

Класс: 6

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

Цели:

— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

— применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

— знать корни с чередованием;

— уметь правильно писать корни с чередованием;

— выстраивать композицию рассуждения.

Оборудование:

— презентация, раздаточный материал.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления.

Коммуникативные: умеют видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с людьми иных позиций.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

— Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока

2.Вступление в урок. Интрига.

Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

— Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

— Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

(Без корня).

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

3. Актуализация ранее изученного материала.

— Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о буквах Е-И в корнях с чередованием. Будьте внимательны – эта орфограмма встречается в заданиях ГИА части А.

— Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?

(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)

— Какие корни с чередованием изучили?

— От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- — -лож-?

А -раст (ращ)- — -рос?

— Сегодня вам предстоит узнать, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием е//и, о//а

— Давайте подумаем, какова цель урока?

-А что мы должны уметь в конце урока?

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.

Оценивают друг друга.

Формулируют цели урока.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель:

воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;

прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);

учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

4. Наблюдение

СобИрать-собЕру

ЗапИрать-запЕреть

ОтдИрать-отдЕру

ЗамИрать-замЕреть

БлИстать-блЕстеть

ЗастИлать-застЕлить

-Прочтем слова, назовем корни и чередующиеся в них гласные.

-Сделаем вывод о написании корней с чередованием.

Запись правила – шутки

— А теперь я хотела бы вам предложить шутливое правило для лучшего запоминания.

Если после корня –А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? ВытИрай!

— Запишем в тетрадь.

Учатся читать и понимать лингвистический текст.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

4.Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Лингвистическая физминутка.

«Хлопок». Слово с И – хлопок.

  • Смелый умирает один раз, а трус каждый день.

  • Смерть чинов не разбирает.

  • Солдат службы не выбирает.

  • Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.

  • Кто детям потакает, сам слезы вытирает.

  • Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

  • Не силой дерутся – умением.

  • Не задирай нос высоко – споткнешься.

— Что за предложения прочла? Кто создает пословицы? К какому жанру литературы относятся пословицы?

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения

заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Запись под диктовку.

Натирать пол,

Убирать квартиру,

Запереть дверь,

Вытереть посуду,

Замер от ужаса,

Протирать глаза,

Уберешь посуду,

Вытирать окна,

Собирать грибы,

Запирать на замок.

-Проверим.

4.Выборочный диктант.

— Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, кто автор этих строк.

На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.

Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь

Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.

Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает.

Фарлаф с боязнию глядит; в тумане ведьма исчезает, в нем сердце замерло, дрожит.

Конь упирается, дрожит…

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Работа с текстом.

— Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма «Буквы Е-И в корнях с чередованием». Теперь перейдем к тексту и поработаем со всеми корнями с чередованием, которые уже знаем.

— Прослушайте текст.

Над городом разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко бл…стая, прикоснулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Город, озаренный утренним светом, представлял собой удивительное соч…тание красок. При взгляде на родной город душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

— О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.

— Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?

(Патриотизм)

-Словарная статья из словаря С. И. Ожегова

Патриотизм

Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение.

— Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

Запишите в тетрадь эти два слова: патриотизм, патриот

— Определим тип и стиль текста.

— Докажите, что это текст художественного стиля.

— Выпишите предложения, в которых есть слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы, подчеркните их, выделите корень.

Проверим, что у вас получилось.

6.Творческая работа.

— Следующее задание – ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Составить словосочетания на тему:
«Родной город»,
используя слова с чередованием гласных в корне.
Определи тип связи в словосочетании

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

Распределяют слова

в зависимости от орфограммы в два столбика.

Анализируют текст.

(О красоте родного города)

Патриотизм.

Работают со словарем.

Записывают слова в тетрадь.

Составляют словосочетания, определяют тип связи.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

6.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Домашнее задание.

параграф 21, упр. 159

Записывают домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here