Конспект урока

учителя начальных классов МОУ «СОШ № 280»

п. Оленья Губа Мурманской области

Бычихиной Ирины Ивановны

1 класс

Урок русского языка (в период обучения грамоте)

ТЕМА: Прописная буква М.

ЦЕЛИ: 1. Ознакомить учащихся с написанием прописной буквы М.

2. Вырабатывать навык связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах.

3. Учить детей правильно располагать буквы и слова на строке.

4. Обучать детей правилам списывания с письменного образца.

5. Обучать детей письму под диктовку и самостоятельной проверке написанного при

помощи сличения с текстом — образцом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Таблица письменных букв М м.

2. Буква – гармошка М.

3. Элементы буквы М на магнитах.

4. Таблица слова МОСКВА, иллюстрации с изображением города, медвежат.

5. Индивидуальные карточки с заданиями.

6. Индивидуальные пособия детей для выработки каллиграфического навыка письма (подкладной разлинованный лист для верного наклона, «рельсы» для проверки наклона букв).

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Куколка – Минутка обращается к детям:

— Внимание, проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли у тебя в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки?

Куколка – Минутка «раздаёт» «маячки» на парты детей, чьи рабочие места в порядке.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

— Сегодня на уроке будем писать новую букву.

Она спряталась в волшебном мешочке (кто-то из детей достает объёмную пластмассовую букву, предварительно на ощупь узнав её).

— Какие звуки эта буква может обозначать?( тв. согл. М и мягк.согл. М )

— На уроке будем учиться писать заглавную букву М. Её на урок принесли гости – лесные

жители.

Кто они?

Кто в лесу живёт, неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу?

— В гостях у нас два медвежонка — два братца (картинка на доске).

— А почему именно они принесли нам новую букву? (Эта буква есть в их названии и в названии тех сладостей, которые они любят).

III. РИСОВАНИЕ УЗОРА «ЗВЕЗДЫ НА БАШНЕ».

1. Посадка – самоконтроль (1-2-3-4-5, проверили прямую спинку, положение тетради, наклон головы, расстояние от парты до тела ребёнка.)

2. Начнем работу (хором)

— Я тетрадочку открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою, карандаш вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

3. Красным карандашом обвести по точкам звезды. Закрасить их. Коричневым карандашом – башню.

Карандаши отложить, руки на место.

IV. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БУКВЫ М.

1.Посмотреть на букву – образец на странице «Прописи» — и сказать, из каких элементов она состоит. (Кто-то из детей называет все элементы).

2.Учтель на букве – гармошке показывает все элементы.

3.Один из учеников составляет букву из элементов на магнитной доске.

V. ПОКАЗ И ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Начинаем писать букву снизу чуть выше нижней линии рабочей строки и т.д.

(!) высота и размер всех букв и их элементов одинаковые.

(!) правильное положение тетради, следить за линиями на подкладном разлинованном листе.

VI. ПИСЬМО БУКВЫ ДЕТЬМИ.

1.В воздухе (под счет и-1-и-2).

2. По точкам.

3. На полиэтилене обвести образец.

4. До конца строки самостоятельно.

5. Проверить «рельсами» наклон буквы.

VII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА « ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ М».

VIII.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ РУК.

— Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу.

В стороны руки — плавно помашем. Это к нам птицы летят.

Как они сядут — тоже покажем — крылья сложили назад.

IX.ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ.

  1. Сейчас мы с вами напишем трудное слово. Прочитайте его губками самостоятельно;

(

МОСКВА

на доске карточка ) вслух, хором.

— Почему слово написано с заглавной буквы? Что это за город?

— В этом слове есть хитрая буква. Когда мы произносим слово, слышится звук а в первом слоге. А вот пишем мы не а, а о на этом месте в слове. Эту букву в слове надо запомнить.

2.Показ письма слова учителем на доске.

3. Письмо учащихся слова в «Прописях».

4. Поставить в слове ударение, подчеркнуть безударную гласную в слове.

5. На рисунке справа – изображение города Москвы – столицы нашей Родины.

6. Устно составить предложение со словом МОСКВА.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПОД МУЗЫКУ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»)

X. УПРАЖНЕНИЕ В ПИСЬМЕ СЛОГОВ — СЛИЯНИЙ МЫ – МИ.

— прочитать первый слог МЫ. Какие звуки в этом слоге? (это слияние тв.согл. М и гласного Ы ). Пишем верхним соединением 2 раза.

— прочитать первый слог МИ. Какие звуки в этом слоге?( М’ и И ). Каждый звук обозначим буквой, пишем верхним соединением 2 раза.

— Договорите слоги до слова. ( МЫ — ЛО, МИ — НА)

XI. УПРАЖНЕНИЕ В ПИСЬМЕ СЛОВА.

— Прочитайте слово в прописи МИР. Из как их звуков оно состоит? Начертим рядом на строке схему этого слова.

Каждый звук обозначаем буквой. Пишем: «МИ— гласный ИР».

— Проверяем написание.

— Нужно ли ставить в этом слове знак ударения? Почему?

— Что значит слово «МИР»?

— Подберите к слову МИР родственные слова, обозначающие признак (мирный, мировой) и действие (помирить, мириться) предмета.

— Подберите к слову МИР слова, противоположные по значению (антонимы) (ссора, вражда, размолвка, перебранка, война).

XII. УПРАЖНЕНИЕ В ПИСЬМЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ «МИРУ – МИР!»

1.Что написано на следующей рабочей строке?

— Почему решили, что это предложение?

— Сколько слов в этом предложении?

— Начертим рядом на строке схему предложения, обозначим каждое слово .

Слова написаны через чёрточку. Нанесите её на схему. Нанесём на схему границы предложений.

— Какой знак стоит в конце предложения? Как следует читать такое предложение?

2. Прочитать предложение. Объяснить его смысл.

3. Комментированное письмо предложения на следующей рабочей строке. (Выбрать «буксирчик» из детей)

— Плыви за мной, плыви за мной,

Приказ такой, приказ такой,

Не отставай, не обгоняй,

Смелей команды подавай.

4. Проверка написанного.

ФИЗМИНУТКА С ДВИЖЕНИЯМИ ПО КЛАССУ.

— Погуляем с вами по лесу у наших друзей – медвежат.

— Только в лес мы вошли — появились комары.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем

Снова дальше мы идем, перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее,

1-2, 1-2, позади теперь вода.

— Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

дышим ровно, глубоко…

— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.

— Зайка скачет быстро в поле. Очень весело на воле,

подражаем мы зайчишке, непоседы – шалунишки…

Но закончилась игра и учиться нам пора.

XIII. ПОДБОР СЛОВ К СХЕМЕ. ЗАПИСЬ ЭТИХ СЛОВ ПОД ДИКТОВКУ.

На доске схема . Придумать слова, подходящие к этой схеме. Записать их.

(КОТ, СОК, СОМ, РОТ, СОН)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

XIV. ЗАДАНИЕ ОТ МИШЕК — НАШИХ ГОСТЕЙ. (на карточках — яблочках)

— Рыдают буквы в каждой строчке: «От наших слов одни кусочки.

У каждого из нас своё начало, и, как на зло, оно пропало.

Но вы его, пожалуйста, найдите,

И нас к себе в тетради напишите.» ((Л)ук, (ре)па, (ка)пуста, (ук)роп, (са)лат).

Все слова — названия овощей.

— Разделите слова на слоги, обозначьте ударение. Разделите слова на группы, какие? (По количеству слогов, по ударному слогу (1 или 2-й), по первому (последнему) звуку в слове (гласный или согласный, согласный твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)).

— Мы с мишутками после урока вместе проверим ваши работы, в лучших тетрадях появятся «смайлики».

XV. ПИСЬМО ПО ОБРАЗЦУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ М, Л, А, И.

Где употребляются заглавные буквы? (В начале предложения и в собственных именах.)

— Назовите слова, которые пишутся с этих букв.

XVI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

— Чему учились?

— Что понравилось, какие задания было интересно выполнять?

— За что хотелось бы похвалить себя, своих одноклассников?

— Что показалось трудным? Над чем ещё надо поработать?

XVII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНЕЦ УРОКА.

  1. Сдача тетрадей.

  2. Уборка рабочих мест. (Слово Куколке-Минутке.)

Скоро прозвенит звонок,

Собери в портфель, дружок,

Аккуратно, по порядку,

Книжки, ручки и тетрадки.

  1. Выход из класса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here