Конспект урока
учителя начальных классов МОУ «СОШ № 280»
п. Оленья Губа Мурманской области
Бычихиной Ирины Ивановны
1 класс
Урок русского языка (в период обучения грамоте)
ТЕМА: Прописная буква М.
ЦЕЛИ: 1. Ознакомить учащихся с написанием прописной буквы М.
2. Вырабатывать навык связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах.
3. Учить детей правильно располагать буквы и слова на строке.
4. Обучать детей правилам списывания с письменного образца.
5. Обучать детей письму под диктовку и самостоятельной проверке написанного при
помощи сличения с текстом — образцом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Таблица письменных букв М м.
2. Буква – гармошка М.
3. Элементы буквы М на магнитах.
4. Таблица слова МОСКВА, иллюстрации с изображением города, медвежат.
5. Индивидуальные карточки с заданиями.
6. Индивидуальные пособия детей для выработки каллиграфического навыка письма (подкладной разлинованный лист для верного наклона, «рельсы» для проверки наклона букв).
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Куколка – Минутка обращается к детям:
— Внимание, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли у тебя в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки?
Куколка – Минутка «раздаёт» «маячки» на парты детей, чьи рабочие места в порядке.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
— Сегодня на уроке будем писать новую букву.
Она спряталась в волшебном мешочке (кто-то из детей достает объёмную пластмассовую букву, предварительно на ощупь узнав её).
— Какие звуки эта буква может обозначать?( тв. согл. М и мягк.согл. М’ )
— На уроке будем учиться писать заглавную букву М. Её на урок принесли гости – лесные
жители.
Кто они?
Кто в лесу живёт, неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу?
— В гостях у нас два медвежонка — два братца (картинка на доске).
— А почему именно они принесли нам новую букву? (Эта буква есть в их названии и в названии тех сладостей, которые они любят).
III. РИСОВАНИЕ УЗОРА «ЗВЕЗДЫ НА БАШНЕ».
1. Посадка – самоконтроль (1-2-3-4-5, проверили прямую спинку, положение тетради, наклон головы, расстояние от парты до тела ребёнка.)
2. Начнем работу (хором)
— Я тетрадочку открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою, карандаш вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
3. Красным карандашом обвести по точкам звезды. Закрасить их. Коричневым карандашом – башню.
Карандаши отложить, руки на место.
IV. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БУКВЫ М.
1.Посмотреть на букву – образец на странице «Прописи» — и сказать, из каких элементов она состоит. (Кто-то из детей называет все элементы).
2.Учтель на букве – гармошке показывает все элементы.
3.Один из учеников составляет букву из элементов на магнитной доске.
V. ПОКАЗ И ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
Начинаем писать букву снизу чуть выше нижней линии рабочей строки и т.д.
(!) высота и размер всех букв и их элементов одинаковые.
(!) правильное положение тетради, следить за линиями на подкладном разлинованном листе.
VI. ПИСЬМО БУКВЫ ДЕТЬМИ.
1.В воздухе (под счет и-1-и-2).
2. По точкам.
3. На полиэтилене обвести образец.
4. До конца строки самостоятельно.
5. Проверить «рельсами» наклон буквы.
VII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА « ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ М».
VIII.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ РУК.
— Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу.
В стороны руки — плавно помашем. Это к нам птицы летят.
Как они сядут — тоже покажем — крылья сложили назад.
IX.ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ.
-
Сейчас мы с вами напишем трудное слово. Прочитайте его губками самостоятельно;
(
МОСКВА
на доске карточка ) вслух, хором.
— Почему слово написано с заглавной буквы? Что это за город?
— В этом слове есть хитрая буква. Когда мы произносим слово, слышится звук а в первом слоге. А вот пишем мы не а, а о на этом месте в слове. Эту букву в слове надо запомнить.
2.Показ письма слова учителем на доске.
3. Письмо учащихся слова в «Прописях».
4. Поставить в слове ударение, подчеркнуть безударную гласную в слове.
5. На рисунке справа – изображение города Москвы – столицы нашей Родины.
6. Устно составить предложение со словом МОСКВА.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПОД МУЗЫКУ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»)
X. УПРАЖНЕНИЕ В ПИСЬМЕ СЛОГОВ — СЛИЯНИЙ МЫ – МИ.
— прочитать первый слог МЫ. Какие звуки в этом слоге? (это слияние тв.согл. М и гласного Ы ). Пишем верхним соединением 2 раза.
— прочитать первый слог МИ. Какие звуки в этом слоге?( М’ и И ). Каждый звук обозначим буквой, пишем верхним соединением 2 раза.
— Договорите слоги до слова. ( МЫ — ЛО, МИ — НА)
XI. УПРАЖНЕНИЕ В ПИСЬМЕ СЛОВА.
— Прочитайте слово в прописи МИР. Из как их звуков оно состоит? Начертим рядом на строке схему этого слова.
Каждый звук обозначаем буквой. Пишем: «МИ— гласный И — Р».
— Проверяем написание.
— Нужно ли ставить в этом слове знак ударения? Почему?
— Что значит слово «МИР»?
— Подберите к слову МИР родственные слова, обозначающие признак (мирный, мировой) и действие (помирить, мириться) предмета.
— Подберите к слову МИР слова, противоположные по значению (антонимы) (ссора, вражда, размолвка, перебранка, война).
XII. УПРАЖНЕНИЕ В ПИСЬМЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ «МИРУ – МИР!»
1.Что написано на следующей рабочей строке?
— Почему решили, что это предложение?
— Сколько слов в этом предложении?
— Начертим рядом на строке схему предложения, обозначим каждое слово .
Слова написаны через чёрточку. Нанесите её на схему. Нанесём на схему границы предложений.
— Какой знак стоит в конце предложения? Как следует читать такое предложение?
2. Прочитать предложение. Объяснить его смысл.
3. Комментированное письмо предложения на следующей рабочей строке. (Выбрать «буксирчик» из детей)
— Плыви за мной, плыви за мной,
Приказ такой, приказ такой,
Не отставай, не обгоняй,
Смелей команды подавай.
4. Проверка написанного.
ФИЗМИНУТКА С ДВИЖЕНИЯМИ ПО КЛАССУ.
— Погуляем с вами по лесу у наших друзей – медвежат.
— Только в лес мы вошли — появились комары.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем
Снова дальше мы идем, перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее,
1-2, 1-2, позади теперь вода.
— Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
дышим ровно, глубоко…
— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
— Зайка скачет быстро в поле. Очень весело на воле,
подражаем мы зайчишке, непоседы – шалунишки…
Но закончилась игра и учиться нам пора.
XIII. ПОДБОР СЛОВ К СХЕМЕ. ЗАПИСЬ ЭТИХ СЛОВ ПОД ДИКТОВКУ.
На доске схема . Придумать слова, подходящие к этой схеме. Записать их.
(КОТ, СОК, СОМ, РОТ, СОН)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
XIV. ЗАДАНИЕ ОТ МИШЕК — НАШИХ ГОСТЕЙ. (на карточках — яблочках)
— Рыдают буквы в каждой строчке: «От наших слов одни кусочки.
У каждого из нас своё начало, и, как на зло, оно пропало.
Но вы его, пожалуйста, найдите,
И нас к себе в тетради напишите.» ((Л)ук, (ре)па, (ка)пуста, (ук)роп, (са)лат).
Все слова — названия овощей.
— Разделите слова на слоги, обозначьте ударение. Разделите слова на группы, какие? (По количеству слогов, по ударному слогу (1 или 2-й), по первому (последнему) звуку в слове (гласный или согласный, согласный твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)).
— Мы с мишутками после урока вместе проверим ваши работы, в лучших тетрадях появятся «смайлики».
XV. ПИСЬМО ПО ОБРАЗЦУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ М, Л, А, И.
— Где употребляются заглавные буквы? (В начале предложения и в собственных именах.)
— Назовите слова, которые пишутся с этих букв.
XVI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
— Чему учились?
— Что понравилось, какие задания было интересно выполнять?
— За что хотелось бы похвалить себя, своих одноклассников?
— Что показалось трудным? Над чем ещё надо поработать?
XVII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНЕЦ УРОКА.
-
Сдача тетрадей.
-
Уборка рабочих мест. (Слово Куколке-Минутке.)
Скоро прозвенит звонок,
Собери в портфель, дружок,
Аккуратно, по порядку,
Книжки, ручки и тетрадки.
-
Выход из класса.