МБОУ Тогучинского района Горновская начальная

общеобразовательная школа Новосибирской области

Конспект урока русского языка в 3 классе

по программе «Перспектива»

Евдокимова Ирина Николаевна

Учитель начальных классов

2012 г.

Тема: Написание слов с непроизносимыми согласными

Цели: 1. Вспомнить правило написания непроизносимых согласных, формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными, умение подбирать однокоренные проверочные слова; 2. Развивать речь учащихся, внимание, умение анализировать, фонематический слух, орфографическую зоркость; 3. Воспитывать уважение к мнению товарищей.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

  2. Актуализация знаний учащихся.

    1. Словарная работа

— Отгадать загадку и записать отгадку в тетрадь:

А) Красный нос в землю врос

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный хвост (Морковь)

Б) Не тигр, а полосатый,

Не морж, а усатый;

Не мёд, а сладкий;

Не мяч, а каткий (Арбуз)

В) Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином (Автобус)

— Замените предложения одним словом:

Г) Участок земли для выращивания овощей (Огород)

Д) Обувь с высоким голенищем (Сапог)

Е) Веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу (Праздник)

Ж) Приём пищи в середине дня (Обед)

З) Край земли около воды (Берег)

— Какое из записанных слов является лишним? Объясните свой выбор.

(Лишним является слово праздник, т.к. во всех словах орфограмма – парный согласный звук, требующий проверки, а в этом слове другая орфограмма – непроизносимый согласный)

— Записать слово праздник в траскрипции. Назвать согласные звуки.

([п], [р], [з], [н’],[к]).

— Сгруппировать их по 3 звука так, чтобы 4-й оказался лишним. Объяснить свой выбор.

(Лишним является [н’], т.к. он мягкий, а остальные звуки твёрдые)

— Какой буквой на письме обозначается [н’]?

2) Минутка чистописания:

Н // Н// н/н/

— Объяснить выражения со словом праздник:

Будет и на нашей улице праздник

У ленивого всегда праздник

3) Записать под диктовку предложение. Подчеркнуть главные члены предложения. Указать части речи.

Скоро наступит любимый праздник детворы.

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке будем упражняться в написании слов с непроизносимым согласным.

4. Закрепление изученного материала

А) – Прочитайте словосочетания. Замените выделенное слово синонимом с непроизносимым согласным в корне слова.

Яркое светило, знаменитый художник, шумное торжество, печальное стихотворение, весёлый народ, хмурые дни.

— Как проверить в слове непроизносимый согласный звук?

(Дети называют правило)

Б) Физминутка.

В) — Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

(Учащиеся приводят примеры слов с данной орфограммой)

Г) Игра «Подбери антоним»

— Записать антоним к данному слову с непроизносимым согласным звуком. Объяснить написание слов, подобрав проверочное слово.

Иногородний (местный)

Рано (поздно)

Будни (праздник)

Лживый (честный)

Ужасный (прелестный)

Весёлый (грустный)

5. Итог урока: — В каких случаях надо проверять, есть ли в слове непроизносимый согласный звук? Как его надо проверять?

Список использованной литературы:

  1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления /сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: Астрель: АСТ, 2008.-222,[2]с.- ил.

  2. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл.: Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк.-3-е изд.,- М.: Просвещение, 1992.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here