Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Я.Першина г. Благовещенска республики Башкортостан
Конспект урока русского языка в 3 классе
«Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
подготовила
учитель начальных классов
Михайлова Елена Алексеевна
г. Благовещенск 2014
Список использованной литературы
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина Русский язык учебник 3 класс часть 2Москва Баллас 2013
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
14. http://sitename.ru
Тема: Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Цель:
Формировать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Задачи:
образовательные: формировать представление об образовании имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
воспитательные: воспитывать внимание, доброжелательность, взаимовыручку;
социальные: формировать умение работать в парах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием.
Категория детей: 3 класс
Ожидаемый результат:
— формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
— закрепление знаний о способах образования слов, состав слова;
— повышение активности на уроках;
— формирование умения высказывать собственное суждение;
— улучшение результатов обучения.
№ п/п
Содержание урока | УУД |
1.Организационный момент 2. Актуализация знаний Чистописание. Словарная работа | Друзья мои, сердечно приглашаю В мой тихий, добрый и уютный класс! Садитесь же за парты, точно знаю! Сегодня всё получится у нас! — Здравствуйте, мои хорошие. Меня зовут Елена Алексеевна. Я очень рада видеть вас снова.. Когда-то, когда вы были первоклассниками, я приходила к вам в гости на открытый урок. Мне очень понравились. Сейчас вы стали гораздо старше. Ваша учительница Ирина Сергеевна многому вас научила. Разрешите и мне передать вам частичку своих умений. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите мне, а я вам свою. Я думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения — Итак, начнём наш урок русского языка с разминки для пальчиков. «Перчатки» В декабре, в феврале Будет холод на дворе. И тогда мы все, ребятки, Будем надевать перчатки. Будем так их надевать. А потом вот так снимать. -Молодцы, согрели ваши ручки, подготовили к письму. А теперь откройте тетради, запишите число 5 февраля, классная работа. Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями Что значит исследовать? -
— доволен своей работой, всё получилось — доволен своей работой, но были ошибки . — не доволен своей работой, было много ошибок — Какими должны быть исследователи? — Чтобы начинать исследовать новое, мы должны повторить прошлый материал. — Я предлагаю вам это сделать при помощи карточки – сорбонки. НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ) -Сигналом для окончания работы будет звук колокольчика. Карточка – сорбонка Тест |
Вставьте пропущенные буквы. Какое слово лишнее: А ш…фёр Б в…кзал В м…роз Г в…гон Д с…сед
Г
Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? А существительное Б прилагательное В глагол
А
Назовите часть слова без окончания: А основа Б суффикс В корень Г окончание Д приставка
А
— Проверим, обратите внимание на слайд, исправьте ошибки. — Для чего мы выполняли это задание? — Что повторили? -Оцените себя на листе самооценки. -Молодцы! Замечательно у вас получилось. Продолжаем работу.
Постановка проблемы. Целеполагание. Откройте тетради, запишите число 5 февраля, классная работа. Обратите внимание на посадку и на правильное соединение букв.
-Перед вами на слайде стихотворение прочитайте его. Давайте его исследуем.
Ели надели белые шапки, Спрятали в варежки белые лапы. Скачет под ёлками белый заяц, Белый заяц в лёгком пальто. Ни рукавиц у косого, ни шапки, Греют его только быстрые лапки.
— Вам нравится как звучит стихотворение? Почему? — Что в нём нужно изменить, чтобы оно звучало мягче? Какие слова нужно изменить? -Давайте выпишем эти слова в столбик и через тире запишем слово в изменённом виде.
Лапы- лапки Заяц – зайчишка Пальто- пальтишко
-Чем отличаются слова этих двух столбиков? -Что помогло сделать слова ласковыми, -Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? -Сегодня имена существительные с ласковым значением станут предметом нашего исследования. Это первая тема нашего нового раздела «Словообразование имён существительных» -Что интересного в слове «Словообразование» Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? …. Мы с вами составили информационную карту урока
Тема Вопросы Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением
Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением? Какие суффиксы помогают? Когда мы употребляем в речи такие слова
Оцените этот этап работы на листе самооценки
Физминутка
Открытие нового знания. Продолжим наше исследование Вернёмся к записи на доске. Понаблюдаем, как образовались слова Как образовались слова второго столбика. Давайте обозначим это графически. — Как образовались эти слова? От основы существительного при помощи суффиксов – оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк. Какое значение придают словам выделенные суффиксы? Сделаем вывод. Как образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением? Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением образуются от основ имен существительных при помощи суффиксов –оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк. Сравним наш вывод с выводом учебника с. 44. Прочитайте вопрос, который записан после правила, Как бы вы на него ответили? (Люди используют ласковые слова в речи, показывая доброе отношение, любовь друг к другу или чему-либо) Оцените свою работу на листе самооценки
Работа в парах. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Давайте применим полученные при исследовании знания на практике. Выполнив упр. 266 на стр. 44. Прочитайте задание. Выполнять его будем по вариантам: 1в. – работает только со словами ед. числа, 2 в. – со словами мн.ч. Самопроверка , опираясь на слайд Оцените свою работу на листе самооценки — Молодцы, ребята! У кого были ошибки, не огорчайтесь, в следующий раз обязательно получится.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности
Вернёмся к информационной карте урока
1.Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением? 2.Какие суффиксы помогают? 3.Когда мы употребляем в речи такие слова
Перед вами лежат модельки человечков. Сейчас вы возьмете своего человечка и расположите его на лестнице успеха» («Лестница успеха» на магнитной доске) Если со всеми заданиями вы справлялись самостоятельно и без ошибок вы ставите своего человечка на верхнюю зелёную ступеньку, если справлялись, но иногда испытывали затруднения – то на среднюю желтую ступеньку, а если вам нужно ещё повторить и позаниматься – то на красную нижнюю ступеньку.
— Из вас получились хорошие исследователи! Молодцы!
Личностные УУД