Урок разработан Кижапкиной Ириной Васильевной, учителем русского языка и Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа- интернат»
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Понятие о словах, обозначающих предметы
Цель: развитие умения находить слова, обозначающие предмет
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная.
К концу урока мои ученики будут знать: слова, обозначающие предметы;
будут уметь правильно задавать вопросы к существительному;
приобретут навыки находить слова, обозначающие предметы и правильно ставить к ним вопросы;
смогут поразмышлять о словах, обозначающих живые и неживые предметы.
2. Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико – синтетическую деятельность; развивать устную речь обучающихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
3. Коррекционно — воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире.
Понятия: слова, обозначающие предметы.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; аудиозапись.
Дидактические материалы к учебному занятию: карточка № 1 «Индивидуальная дифференцированная работа»; карточка № 2 «Деформированный текст»; картинки для задания № 2; план урока на стенах класса; опорные слова для проведения игры «Молчанка»; сигнальные карточки.
Характеристика обучающихся, воспитанников (возраст, класс, особенности) Урок разработан для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Возраст – 8-10 лет. В классе – 9 обучающихся. Согласно педагогической дифференциации В. В. Воронковой детей условно можно разделить на 3 группы:
1 гр. — 2 человека;
2 гр. — 3 человека;
3 гр. — 4 человека.
При подготовке к уроку учитывали личностную незрелость детей с нарушением развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, неравномерной работоспособности.
Ход учебного занятия.
Время |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оборудование | Технологии, методы, приёмы, формы | |
1. Начало урока: разогрев класса, включающий эмоциональную разминку.
2. Контрольно- подготовительный этап.
3. Этап сотрудничества: сведение воедино усилие всех участников.
4. Рефлексивный этап
| 1 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
2 мин.
| Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний.
Привлечь внимание, вызвать интерес к изучению темы урока.
Привлечение внимания обучающихся.
Создание ситуации успеха для обучающегося.
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие мотивации, поддержание ситуации успеха.
Учить применять знания в сходной ситуации
| 1. Психологическая и мотивационная установка на урок (создание ситуации успеха). Приветствие. — Доброе утро! Я рада приветствовать вас. 2. Постановка на уроке учебных задач. Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников.
На доске на карточках записано название темы урока. (обзначают , слова, предметы) — Домовёнок Кузька приготовил для вас интересные задания и игры, разгадав все загадки Кузьки, вы получите звание «Самый грамотный». Слова в предложении случайно рассыпались. Составьте предложение.
— Солнышко отправило нам звуковое письмо:
— Солнце – это жизнь. Это тепло, свет, радость. — Кто сможет назвать тему урока? (Учитель предлагает поставить слова так, чтобы получилось предложение и ставит заглавную букву в слове ПРЕДМЕТ).
— Я уверена, что наш урок обязательно будет успешным и в этом нам поможет Солнышко. Запишите тему урока в тетрадь.
3. «Разогрев» класса. — Домовёнок Кузька предлагает заняться спортом: найти конверт (запечатанный конверт прикреплен к нижней части стула). — Что внутри конверта? — Рассмотрите картинку. Учитель демонстрирует сюжетную картинку. — Назовите предметы, изображённые на картинке. — Поставьте вопросы к словам. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»
4. Пальчиковая гимнастика. 5. Предварительно информационная работа по введению в тему урока. — Слушайте первое задание. Кузенька решил навести порядок в квартире. Он взял пылесос и тут увидел, что на шланге пылесоса записаны буквы. Он просит вас найти 10 слов. Записать эти слова в тетрадь. — Прочтите, что вы записали. — На какой вопрос отвечают эти слова? Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите его. Учитель за правильные ответы раздаёт учащимся фишки. — Молодцы! Вы справились с первым заданием Кузьки.
Слушайте второе задание. 1 Утро ясное пришло. Кузенька решил поиграть с Наташей в прятки.
-Назовите предметы, изображённые на картинке. Поставьте вопрос к каждому слову. — Запишите слова, отвечающие на вопрос «Кто?». Прочтите, что записали. Что обозначают эти слова?
— Как иначе мы их назовем? — Запишите слова, отвечающие на вопрос «Что?». Прочтите, что записали. Что обозначают эти слова? (Неживые предметы.)
— Как иначе мы их назовем?
— Как вы думаете, сможет ли Наташа найти Кузьку? — Составьте предложение со словом НАТАША. — Запишите это предложение в тетрадь. — Поставь вопрос к словам в предложении
— Подчеркните ошибкоопасные места.
— Подчеркните одной линией слово-предмет, двумя линиями — слово-действие. — Молодцы! Фишки за правильные и точные ответы ( поощрение и похвала)
6. Кузенька очень любит читать. Он хочет стать умным и всезнающим. И вот однажды в детской книжке он нашёл рассказ о старинном празднике. Но, прочитав его, Кузенька ничего не смог понять — А Максим заранее получил задание: посмотреть в библиотеке, в словаре, что обозначает слово МАСЛЕНИЦА
Задание классу: — Внимательно выслушайте Максима, дополните.
7. Работа в тетрадях. Слово МАСЛЕНИЦА спишите с доски, а слово РУССКАЯ запишем под диктовку.
8. Работа с деформированным текстом. А теперь поработаем с текстом и поможем Кузеньке ещё больше узнать об этом празднике. — Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Масленица — старинный народный праздник встречи зимы с весной в этот день уходит … (зима) и наступает … (весна). В парке из последнего … (снега) лепят …. (снеговиков). Люди поют, веселятся и обязательно едят … (блины) с маслом. Особенно любят Масленицу … (дети). — Расскажите Кузьке, что вы узнали о празднике Масленица. А теперь вы — исследователи. Представьте, что вы находитесь в научной лаборатории и вам дано научное задание: Задание: Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «кто?» — Запишите слова в тетрадь через запятую. Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «что?» — Запишите слова в тетрадь через запятую. 8. Физкультминутка. Ну, а теперь настало время отдохнуть. Кузенька приготовил для вас игру, которая называется «Самый внимательный?» — Если вы услышите слово, отвечающее на вопрос «Кто?», вы приседаете. — Если услышите слово, отвечающее на вопрос «Что?» — топаете ногами. Машина, белка, снегирь, трактор, карандаш, корова, Кузенъка, метла, гитара, Наташа, заяц, линейка, телефон и т. д, Подведение итога физкультминутки. Раздача фишек. 9. Работа по учебнику. — А сейчас Кузенька хочет проверить, как вы умеете работать самостоятельно. Он предлагает выполнить задание на стр. 144 № 2.
Подчеркните слова, обозначающие предметы, прямой линией. предложения 10. Работа с текстом. — Кузьме пришло письмо. Он ничего не поймает. Какие – то точки. Думаю, вы ЕМУ поможете расшифровать его. Детям раздаётся текст на листочках. Наступила ранняя …. Светит яркое …. Тает рыхлый…. Побежали звонкие …. Учитель читает монотонно, удивлённо. — Попробуем расшифровать? — В классе развешаны слова, которые надо вставить вместо точек. — Придумайте название к тексту. (Весна. Пришла весна) — Решим проблему: благодаря каким словам предложения стали понятными, законченными?
— Кто приходил на урок? Что делали на уроке? — Назовите слова, отвечающие на вопрос «Кто?». — Назовите слова, обозначающие неживой предмет. — На какой вопрос отвечают эти слова? — Подсчитайте количество заработанных фишек. — Ребята, помогите мне и Кузеньке, скажите, кто сегодня «Самый грамотный»? Вы – молодцы! — Мне было с вами приятно работать. Спасибо всем. Выполняется под музыку. -Закройте глаза, опустите голову, расслабьте плечи. Вспомните, чем мы занимались на уроке? О чём говорили? Для чего используем в речи слова – предметы? -Где пригодятся в жизни знания по этой теме? -Попробуйте ответить для себя, что «понравилось — не понравилось» на уроке. Выставление и комментирование оценок за урок.
Дифференцированная домашняя работа: стр. 114 № 3, (1,2 группе – всё упражнение. 3 группе 10 слов).
. | Размещаются за свои рабочие места.
Учащимся предлагается осмыслить слова, записанные на доске и составить из них предложение. Подумать, как данное предложение может быть связано с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока.
Ответы детей
Слова, обозначающие предмет
Запись темы урока в тетради.
Учебный диалог. Дети достают конверты, рассматривают их. — сюжетная картинка
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением ёлки, будильника, медведя, мальчика.
(Лампа, мальчик, слон, сыр, река, картина, девочка, дуб, народ, кукла).
Дети называют предметы, ставят вопросы, записывают в тетрадях. Ответ детей — живые предметы. одушевленные
Дети составляют предложения, записывают в тетрадь.
Прочитайте то предложение, которое очень понравилось лично вам.
Ответ обучающегося: Из словаря С. И. Ожегова: «Масленица — старинный народный праздник встречи зимы с весной»
Запись в тетрадях слова: масленица
На стенах развешаны атрибуты (фотографии) масленицы. Учитель обращает внимание на фотографии, которые размещены
Дети читают предложения: про себя; в слух по «Цепочке»- 1ряд
Читать слова, которые приготовил Кузя будет Данил, у него в последнее время большие успехи в чтении. Давайте порадуемся за Данила и пусть он нам продемонстрирует свое мастерство.
1 группа- выписать название предметов 2 ряд – написать словосочетания с названиями предметов 3 ряд написать 3-х словосочетаний.
Работа обучающихся в индивидуальных карточках. Вписывают в текст пропущенные существительные. Проверка: дети читают предложения и сравнивают их с образцом, высвечиваемым на слайде.
Благодаря словам, обозначающим предметы.
Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам. | Магнитофон (включить музыку) Слайд 1.
Магнитофон
Слайд 2
Слайд 3. | Технологии: ТВУ (технология встречных усилий), здоровьесберегающие.
Приём игровой: «Составь предложение». Метод: эвристический.
Приём «Аудиоэффекта»
Методы: словесный, наглядный.
Приём: проблемная ситуации, «разогрев», смена динамических поз. Форма: фронтальная. Метод: наглядный
Форма: индивидуальная. Приём: опережающее задание.
Метод: объяснительно-иллюстративный с элементами монолога.
Приём: составление предложения.
Метод: объяснительно-иллюстративный. Форма: фронтальная Приём: зрительная гимнастика
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация
Опережающее задание
Прием многократного повторения
Дифференцированное задание.
Работа с письмом
Проблемная ситуация.
|