Урок разработан Кижапкиной Ириной Васильевной, учителем русского языка и Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа- интернат»

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Понятие о словах, обозначающих предметы

Цель: развитие умения находить слова, обозначающие предмет

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная.

К концу урока мои ученики будут знать: слова, обозначающие предметы;

будут уметь правильно задавать вопросы к существительному;

приобретут навыки находить слова, обозначающие предметы и правильно ставить к ним вопросы;

смогут поразмышлять о словах, обозначающих живые и неживые предметы.

2. Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико – синтетическую деятельность; развивать устную речь обучающихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.

3. Коррекционно — воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире.

Понятия: слова, обозначающие предметы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; аудиозапись.

Дидактические материалы к учебному занятию: карточка № 1 «Индивидуальная дифференцированная работа»; карточка № 2 «Деформированный текст»; картинки для задания № 2; план урока на стенах класса; опорные слова для проведения игры «Молчанка»; сигнальные карточки.

Характеристика обучающихся, воспитанников (возраст, класс, особенности) Урок разработан для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Возраст – 8-10 лет. В классе – 9 обучающихся. Согласно педагогической дифференциации В. В. Воронковой детей условно можно разделить на 3 группы:

1 гр. — 2 человека;

2 гр. — 3 человека;

3 гр. — 4 человека.

При подготовке к уроку учитывали личностную незрелость детей с нарушением развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, неравномерной работоспособности.

Ход учебного занятия.

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование

Технологии, методы, приёмы,

формы

1. Начало урока:

разогрев класса, включающий эмоциональную разминку.

2. Контрольно- подготовительный этап.

3. Этап сотрудничества: сведение воедино усилие всех участников.

4. Рефлексивный этап

1 мин.

2 мин.

2

мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний.

Привлечь внимание, вызвать интерес к изучению темы урока.

Привлечение внимания обучающихся.

Создание ситуации успеха для обучающегося.

Развитие орфографической зоркости

Развитие орфографической зоркости

Развитие мотивации, поддержание ситуации успеха.

Учить применять знания в сходной ситуации

1. Психологическая и мотивационная установка на урок (создание ситуации успеха).

Приветствие.

— Доброе утро! Я рада приветствовать вас.

2. Постановка на уроке учебных задач.

Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников.

На доске на карточках записано название темы урока.

(обзначают , слова, предметы)

— Домовёнок Кузька приготовил для вас интересные задания и игры, разгадав все загадки Кузьки, вы получите звание «Самый грамотный».

Слова в предложении случайно рассыпались. Составьте предложение.

— Солнышко отправило нам звуковое письмо:

Солнце – это жизнь. Это тепло, свет, радость.

— Кто сможет назвать тему урока?

(Учитель предлагает поставить слова так, чтобы получилось предложение и ставит заглавную букву в слове ПРЕДМЕТ).

— Я уверена, что наш урок обязательно будет успешным и в этом нам поможет Солнышко.

Запишите тему урока в тетрадь.

3. «Разогрев» класса.

— Домовёнок Кузька предлагает заняться спортом: найти конверт (запечатанный конверт прикреплен к нижней части стула).

— Что внутри конверта?

— Рассмотрите картинку. Учитель демонстрирует сюжетную картинку.

— Назовите предметы, изображённые на картинке.

— Поставьте вопросы к словам.

Что обозначают слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Предварительно информационная работа по введению в тему урока.

Слушайте первое задание.

Кузенька решил навести порядок в квартире. Он взял пылесос и тут увидел, что на шланге пылесоса записаны буквы. Он просит вас найти 10 слов. Записать эти слова в тетрадь.
Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением пылесоса и слов —

— Прочтите, что вы записали.

— На какой вопрос отвечают эти слова? Составьте предложение с любым из данных слов. Запиши­те его.

Учитель за правильные ответы раздаёт учащимся фишки.

— Молодцы! Вы справились с первым заданием Кузьки.

Слушайте второе задание.

1 Утро ясное пришло. Кузенька решил поиграть с Наташей в прятки.
Учитель демонстрирует картинку.

-Назовите предметы, изображённые на картинке. Поставьте вопрос к каждому слову.

— Запишите слова, отвечающие на вопрос «Кто?». Прочтите, что записали. Что обозначают эти слова?

Как иначе мы их назовем?

— Запишите слова, отвечающие на вопрос «Что?». Прочтите, что записали. Что обозначают эти слова? (Неживые предметы.)

Как иначе мы их назовем?

— Как вы думаете, сможет ли Наташа найти Кузьку?

— Составьте предложение со словом НАТАША.

— Запишите это предложение в тетрадь.

— Поставь вопрос к словам в предложении

— Подчеркните ошибкоопасные места.

— Подчеркните одной линией слово-предмет, двумя линия­ми — слово-действие.

— Молодцы!

Фишки за правильные и точные ответы

( поощрение и похвала)

6. Кузенька очень любит читать. Он хочет стать умным и всезнающим. И вот однажды в детской книжке он нашёл рассказ о старинном празднике. Но, прочитав его, Кузенька ничего не смог понять

— А Максим заранее получил задание: посмотреть в библиотеке, в словаре, что обозначает слово МАСЛЕНИЦА

Задание классу:

— Внимательно выслушайте Максима, дополните.

7. Работа в тетрадях.

Слово МАСЛЕНИЦА

спишите с доски, а слово РУССКАЯ запишем под диктовку.

8. Работа с деформированным текстом.

А теперь поработаем с текстом и поможем Кузеньке ещё больше узнать об этом празднике.

— Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.

Масленица — старинный народный праздник встречи зимы с весной в этот день уходит … (зима) и наступает … (весна). В парке из последнего … (снега) лепят …. (снеговиков). Люди поют, веселятся и обязательно едят … (блины) с маслом. Особенно любят Масленицу … (дети).

Расскажите Кузьке, что вы узнали о празднике Масленица.

А теперь вы исследователи. Представьте, что вы находитесь в научной лаборатории и вам дано научное задание:

Задание: Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «кто?»

— Запишите слова в тетрадь через запятую.

Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «что

— Запишите слова в тетрадь через запятую.
Молодцы!

8. Физкультминутка.

Ну, а теперь настало время отдохнуть. Кузенька приготовил для вас игру, которая называется «Самый внимательный?»

— Если вы услышите слово, отвечающее на вопрос «Кто?», вы приседаете.

— Если услышите слово, отвечающее на вопрос «Что?» — топаете ногами.

Машина, белка, снегирь, трактор, карандаш, корова, Кузенъка, метла, гитара, Наташа, заяц, линейка, телефон и т. д,

Подведение итога физкультминутки. Раздача фишек.

9. Работа по учебнику.

— А сейчас Кузенька хочет проверить, как вы умеете работать самостоятельно.

Он предлагает выполнить задание на стр. 144 № 2.

Подчеркните слова, обозначающие предметы, прямой линией.

предложения

10. Работа с текстом.

— Кузьме пришло письмо. Он ничего не поймает. Какие – то точки. Думаю, вы ЕМУ поможете расшифровать его. Детям раздаётся текст на листочках.

Наступила ранняя …. Светит яркое …. Тает рыхлый…. Побежали звонкие ….

Учитель читает монотонно, удивлённо.

— Попробуем расшифровать?

— В классе развешаны слова, которые надо вставить вместо точек.

— Придумайте название к тексту. (Весна. Пришла весна)

— Решим проблему: благодаря каким словам предложения стали понятными, законченными?

— Кто приходил на урок? Что делали на уроке?

— Назовите слова, отвечающие на вопрос «Кто?».

— Назовите слова, обозначающие неживой предмет.

— На какой вопрос отвечают эти слова?

— Подсчитайте количество заработанных фишек.

— Ребята, помогите мне и Кузеньке, скажите, кто сегодня «Самый грамотный»? Вы – молодцы!

Мне было с вами приятно работать. Спасибо всем.

Выполняется под музыку.

-Закройте глаза, опустите голову, расслабьте плечи. Вспомните, чем мы занимались на уроке? О чём говорили? Для чего используем в речи слова – предметы?

-Где пригодятся в жизни знания по этой теме?

-Попробуйте ответить для себя, что «понравилось — не понравилось» на уроке. Выставление и комментирование оценок за урок.

Дифференцированная домашняя работа:

стр. 114 № 3, (1,2 группе – всё упражнение. 3 группе 10 слов).

.

Размещаются за свои рабочие места.

Учащимся предлагается осмыслить слова, записанные на доске и составить из них предложение. Подумать, как данное предложение может быть связано с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока.

Ответы детей

Слова, обозначающие предмет

Запись темы урока в тетради.

Учебный диалог.

Дети достают конверты, рассматривают их.

— сюжетная картинка

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением ёлки, будильника, медведя, мальчика.

(Лампа, мальчик, слон, сыр, река, картина, девочка, дуб, народ, кукла).

Дети называют предметы, ставят вопросы, записывают в тетрадях.

Ответ детей — живые предметы.

одушевленные

Дети составляют предложения, записывают в тетрадь.

Прочитайте то предложение, которое очень понравилось лично вам.

Ответ обучающегося:

Из словаря С. И. Ожегова:

«Масленицастаринный народный праздник встречи зимы с весной»

Запись в тетрадях слова: масленица

На стенах развешаны атрибуты (фотографии) масленицы.

Учитель обращает внимание на фотографии, которые размещены

Дети читают предложения:

про себя;

в слух по «Цепочке»- 1ряд

Читать слова, которые приготовил Кузя будет Данил, у него в последнее время большие успехи в чтении. Давайте порадуемся за Данила и пусть он нам продемонстрирует свое мастерство.

1 группа- выписать название предметов

2 ряд – написать словосочетания с названиями предметов

3 ряд написать 3-х словосочетаний.

Работа обучающихся в индивидуальных карточках. Вписывают в текст пропущенные существительные.

Проверка: дети читают предложения и сравнивают их с образцом, высвечиваемым на слайде.

Благодаря словам, обозначающим предметы.

Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам.

Магнитофон

(включить музыку)

Слайд 1.

Магнитофон

Слайд 2

Слайд 3.

Технологии: ТВУ (технология встречных усилий),

здоровьесберегающие.

Приём игровой: «Составь предложение».

Метод: эвристический.

Приём «Аудиоэффекта»

Методы: словесный, наглядный.

Приём:

проблемная ситуации, «разогрев», смена динамических поз.

Форма: фронтальная.

Метод: наглядный

Форма: индивидуальная.

Приём: опережающее задание.

Метод: объяснительно-иллюстративный с элементами монолога.

Приём: составление предложения.

Метод:

объяснительно-иллюстративный. Форма: фронтальная

Приём: зрительная гимнастика

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Опережающее задание

Прием многократного повторения

Дифференцированное задание.

Работа с письмом

Проблемная ситуация.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here