Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
подготовила
учитель начальных классов
Полянская Наталья Михайловна
г. Кинель
2014
Тема урока. Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.
Цели.
Обучающие: — повторить написание ъ и ь;
— познакомить с написанием разделительного ъ знака в сложных словах.
Развивающие:— развивать умение находить ошибки и обосновывать правильное написание разделительных ъ и ь.
Воспитательные:— воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
— опорные схемы;
— дифференцированные карточки;
— экран, проектор, ноутбук.
ХОД УРОКА.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы работы | |
1. Этап самоопределения к деятельности. | — У нас сегодня необычный урок, Выявить надо кто в классе знаток. Я предлагаю провести урок и ради эксперимента узнать, кто лучше всех усвоил тему. А вот какую тему? Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться. А для этого прочитайте и запишите в тетрадь девиз нашего урока. (На доске: Друзья, ученье нас объединяет!) — Кто же тему отгадает? — А как вы догадались? — Молодцы. | Дети читают и записывают в тетрадь девиз урока.
Ответы учащихся. — Разделительный ъ и ь знаки. — При списывании выделяли орфограммы. |
Ф |
2. Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности. | — Ребята, на доске даны опорные схемы. Внимательно посмотрите на них. — Когда пишется разделительный ъ? — Когда пишется разделительный ь знак? — Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак?
— Прочитайте слова. Кто может объяснить причину ошибок в словах каждой группы? | Ответы детей на вопросы.
Учащимся предлагается обсудить варианты ответов в парах. | Ф
ППС
|
3. Этап получения новых знаний. | — Ребята, откройте учебники на с.45 и прочитайте материал рубрики «Тайны языка». — Что нового вы узнали? — Приведите свои примеры. |
Ответы учащихся. — Разделительный ъ знак пишется перед буквами е, ё, ю, я в сложных словах с первой частью двух-, трех-, четырех-. | С
Ф |
4. Этап первичного закрепления. | — Выполняем упражнение 3 с.45. | Учащиеся выполняют задание дифференцированно: девочки выписывают слова с разделительным ь знаком, а мальчики – с разделительным ъ. Двое учащихся работают на интерактивной доске. Осуществляется взаимопроверка. |
ППС |
5. Этап дифференцированной работы. | — Выполните задания по карточке, предварительно выбрав уровень сложности. Помните, у вас есть «Право одного вопроса».
| Учащиеся выполняют задания разного уровня сложности (3 уровня сложности). Трое учащихся работают на скрытой части доски. Каждый самостоятельно оценивает свою работу. Карточки. Уровень 1. Запишите слова в два столбика. Об…ём, бел…е, крыл…я, под…ехал, ладон…ю, с…ёжились, площад…ю, в…езжать, пред…юбилейный, заяч…и. Уровень 2. Найдите ошибки и запишите правильно. Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, сьемка обезъяны, падъехал к падьезду. Уровень 3. Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с разделительными ъ и ь. С одним из слов составьте предложение. Растолковать, сделать понятным. Полоса земли вдоль берега моря, озера. Впрыскивание лекарства, укол. Снежная буря, метель. Идущий в пищу, пригодный для еды. Сжаться. Ягоды, сваренные в сахаре.
| И |
6. Физминутка.
| Дождик Капля первая упала – кап! И вторая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели, Капельки «кап-кап» запели, Намочили лица, Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем. От дождя мы убежим, Под кусточком посидим.
|
(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли). (Смотрят вверх.)
(Вытирают лицо руками.)
(Показывают руками вниз и смотрят.) (Движения плечами.)
(Приседают) |
|
7. Этап самостоятельной работы. | — Выполняем упражнение 4 с. 46. | Дети выполняют упражнение самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
| ППС |
8. Рефлексия деятельности. | На листочках «Проверь себя», где дети выставляли себе оценки, находится среднее арифметическое.
— Вы выполнили все задания. Действительно ученье нас объединяет, вы все очень дружно работали. Мне кажется, что каждый достоин звания «Знаток темы». Напомните, какой? — А что они разделяют? — Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак? — А есть у них что-нибудь общее? Замечательно. Всем ребятам нужно знать, где разделительный ъ, а где разделительный ь знак писать. | Дети выставляют себе оценки и сдают тетради. |
Ф |
9. Этап домашнего задания. | — Дома вы можете выполнить упражнение 1 или 2 на с.45. — Выберите задание, предварительно оценив уровень полученных знаний в ходе сегодняшнего урока.
| Домашнее задание дети выполняют дифференцированно. |
|
Условные обозначения:
Ф – фронтальная работа;
И – индивидуальная работа;
С – самостоятельная работа;
ППС – работа в парах постоянного состава.
Список использованной литературы:
-
Беседы с учителем: Методика обучения: 4 класс/ Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005
-
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
-
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. 1 – 5 класс / Пособие для начальной и средней школы. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2000.