Конспект урока русского языка в 5 классе «Морфология как раздел грамматики. Части речи самостоятельные и служебные»
Учитель русского языка и литературы МОУ — сош №3 Краснокутского района Ражабова Любовь Игоревна.
Тема: «Морфология как раздел грамматики. Части речи самостоятельные и служебные»
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с терминами «грамматика» и «морфология»;
повторить с учащимися понятия самостоятельные и служебные части речи; сформировать умение классифицировать все части речи на самостоятельные и служебные; совершенствовать орфографические
умения и навыки.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя. Беседа с классом.
Сегодня мы начинаем изучение раздела под названием «Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в нашем русском языке. ( Это высказывание можно адресовать классу как вопрос. Также учитель может сам перечислить все части речи, записывая их на доску.)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение. Учитель знакомит учащихся с принципами распределения слов по частям речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки), используя рисунок на с. 93 учебника «Русский язык. Теория».
На доске записано предложение:
Вчера шёл снег, а сегодня выглянуло ласковое тёплое солнце.
К доске вызывается один учащийся. Он должен над всеми словами в этом предложении написать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.
После того, как задание выполнено, учитель задаёт вопрос классу: встретились ли в предложении слова, которые не отвечают ни на один вопрос? ( Встретились, это союз «а».)
Нам непонятно значение этого слова отдельно от предложения. Значит, оно не несёт на себе никакого лексического значения, а роль его в предложении – только связь слов между собой.
Такие части речи называют служебными. Остальные, которые могут употребляться вне предложения, которые имеют лексическое значение, называются самостоятельными частями речи.
-
Закрепление изученного материала.
1.Запись текста под диктовку.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица, —
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир»
Приготовила б я пир».
« Кабы я была царица, —
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря».
Учащиеся должны самостоятельно заполнить таблицу. (Таблица начерчена на доске для наглядности).
Имя прилагательное | Имя числительное | Местоимение | Глагол | Наречие | Предлог | Союз | Частица | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В пустые графы таблицы учащиеся должны вписать примеры из текста.
Задание выполняется самостоятельно, письменно, затем- коллективная проверка вместе с учителем.
2. Игра «Кто быстрее?».
Задание. Определите часть речи. Укажите их общее ( грамматическое) значение, морфологические и синтаксические признаки.
Труба – трубит, человек – человеческий, зелень – зелёный, тёмный – темнеет.
-
Физкультминутка.
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
О так сходно с калачом
По нашим наблюденьям.
В окончаньях пишем О
Всегда под удареньем.
-
Тренировочные упражнения.
-
Поговорим … об общем (грамматическом) значении части речи.
Работа с таблицей (упражнение 863)
Задание. Заполните таблицу 2-3 примерами из стихотворения Ю.Яковлева
Расскажите об общем (грамматическом) значении слов каждой части речи.
Пример | Вопрос | Общее значение | |
Глагол |
|
| Обозначает действие |
Имя существительное |
|
| Обозначает предмет |
Имя прилагательное |
|
| Обозначает признак предмета |
Наречие |
|
| Обозначает признак действия |
Местоимение |
|
| Указывает на предметы, признаки |
-
Поговорим … о морфологических признаках частей речи.
Выполнение учащимися упражнения 864.
Задание: Определите известные вам морфологические признаки слова барабан, забарабанит, лежачий стихотворения Ю.Яковлева. Какая морфема в слове выражает его морфологические признаки? Оформите запись по образцу.
Сам барабан Чтоб она текла –
Не забарабанит, Камень сдвинь руками
Медная труба
Сама Делай,
Трубить Делай
Не станет! Дело
Не течёт вода Всё цвело, и пело,
Под лежачий камень, И пенилось вокруг.
Ю. Яковлев.
3. Поговорим … о синтаксических признаках частей речи.
Выполнение учащимися упражнения 865.
Задание. Подчеркните члены предложения. Какими частями речи они выражены?
Долгожданная весна пришла в город.
Какие части речи не являются членами предложения?
-
Итог урока.
Фронтальный опрос по теме урока
Домашнее задание: с. 95 (учебник «Русский язык. Теория») – прочитать; упражнение 867