Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Илимская общеобразовательная средняя школа»
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме:
«Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — — рос-»
Выполнила:
Обедина Евгения Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ Усть-Илимской СОШ
Усть-Илимск
2013
ТЕМА УРОКА: «Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — — рос-»
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛИ:
1. познакомить учащихся с правилом написания корня -раст-(-ращ-) — рос-.;
2. совершенствовать навык написания слов с чередованием;
3. развивать орфографическую зоркость;
4. формировать способность к самостоятельному построению новых способов действия;
5 тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
6. развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
ХОД УРОКА
Содержание урока | |
| -Давай те улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке. — Запишите число, классная работа… -А начать я предлагаю наш урок словами русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке». — Как вы их понимаете ? — Почему этими словами мы начинаем наш урок? |
| -Перед вами слова Сл..гаемое, предл..жение, р..стение, распол..житься, прил..гательное, выр..сли, ср..щение -Разделите эти слова на группы. |
| — На сколько групп разделили слова? -По какому принципу делили? с р..стение выр..сли ср..щение
лагаемое предложение расположиться прилагательное -Какой корень вы предлагаете выделить в первой группе слов? — Озвучьте правило чередования о-а в корне – лаг- — -лож-. -Вызвало ли у вас что-нибудь затруднение? -Какая проблема перед нами встала? -Сформулируйте тему урока. -Определите цели урока. Познакомиться… Упражняться… Научиться… -Запишите тему нашего урока. |
| -Где и как мы можем узнать информацию по теме? Каким способом? — Сегодня я предлагаю вам самим вывести правило, а поможет вам в этом текст. — Внимание на доску. Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде. — Прочитаем текст. — Узнали ли вы героя и произведение? (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями») В каком предложении заключена основная мысль текста? — Как вы понимаете эту фразу?
|
5. Реализация построенного проекта
Работа с учебником | -Сейчас работаем в группах (класс садится по группам и каждая группа получает задание на листе; самостоятельная работа групп). -Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы. –Когда же пишется а в корне, а когда о? (каждая группа высказывается). -Каким образом мы можем проверить, кто из групп прав? — Верно, мы можем сравнить свой вывод с выводом из учебника (чтение правила на стр. 70). — Попробуйте самостоятельно представить новое правило в виде схемы (представитель каждой группы записывает схему на доске). — Какую схему вы считаете более удачной. -Занеси запись себе в тетрадь. — -рОс— -рАщ— — А сейчас давайте еще раз вернемся к тексту. -Какое слово с изучаемой нами орфограммой не соответствует правилу? (ростки) — Как называется такое слово? (слово-исключение) -Таких слов у нас пять, найдите и прочитайте слова-исключения в параграфе (показ презентации «Словарь трудных слов») -Запишите слова в тетрадь. Росток, Ростов, Ростислав, отрасль¸ ростовщик. -Вернемся к нашим словам. Объясните выбор гласных в записанных в начале урока словах. р..стение выр..сли ср..щение
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи работа в парах работа у доски и в тетрадях
дифференцированная работа
| 1. Предлагаю поработать в парах, проговорите правило еще раз друг другу.
2.А теперь потренируемся в написании слова с корнем -раст-(-ращ-) — — рос- — упражнение 575 стр. 168
На доске: [о, …]. [ ], и [ ]. Составить предложения по схемам со словами из упражнения. 3. «Верно-неверно» (хлопок при верном утверждении) 1) Верно ли, что перед ст и щ пишется а? 2) Верно ли , что в слове вырос пишется а? 3) Верно ли, что к словам-исключениям относятся росток, отрасли, поросль? 4) Верно ли, что перед с пишется о?
|
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | Буквенный диктант
На доске: 1 о 2 о 3 а 4 о 5 а 6о 7 а 8 а 9 а 10 о — А тепе6рь сравните, как сделали вы и как это у меня. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Обсуждение результатов. «5» — -ошибок «4» — 1-2 ошибки «3» — 3-4 ошибки «2» — 5 ошибок |
8. Домашнее задание | Параграф 47 упражнение 577 Выучить правило, слова-исключения. Дополнительно (по желанию): сочинение на свободную тему с использованием слов на новое правило.
|
9. Рефлексивная деятельность | -Какую учебную задачу мы поставили? -Смогли ли мы ее достичь? -Что было интересно? -Что трудно? -Довольны ли вы вашей работой? — Чему научились? |
Приложение
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел вырасти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные заросли водорослей, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических растений. И только когда в душе мальчика появились ростки добра, он вырос и стал таким, как прежде.
Задание:
-
Выпишите слова с корнем –раст- (-ращ-) – рос.
-
Пронаблюдайте, определите, когда пишется А, а когда О в корне с чередованием.
-
Сделайте вывод.
Подсказка:
Это однокоренные слова?
Есть ли тут чередование согласных?
Используемая литература:
-
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: учебник для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1993.
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2009;
-
Купалова А.Ю., Еремеева А.П. , Лидман-Орлова Г.К. Русский язык. Практика. 5 класс. – М.: Дрофа. 2007.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
-
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/vidy-slovarnyh-diktantov