Автор: Войлошникова Елена Брониславовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №20» г. Тулуна Иркутской области
Конспект урока русского языка в 6 классе
«Космическое путешествие»
(урок-игра)
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Используемые технологии: игровая, элементы технологии дифференцированного, проблемного, развивающего обучения, технология теста.
Форма организации учебной деятельности на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. Цели урока:
-
повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме
«Имя прилагательное»;
-
закрепить умение находить прилагательные в предложении и
словосочетании, определять их грамматические признаки; разряд по значению, степени сравнения, выражать свои мысли;
-
воспитывать интерес к изучению русского языка Оборудование:
-
аудиозапись композиции “Волшебный полёт” группы “Спейс”;
-
экран, мультимедийный проектор;
-
сигнальные карточки для индивидуальной работы
Ход урока:
Организационный момент
Слайд 1.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда — за работу!
Удачи желаю всем вам!
Активизация знаний учащихся. Формулирование темы и целей урока.
– Посмотрите за окно и скажите, какая сегодня погода? Чтобы охарактеризовать погоду, слова какой части речи вам понадобились?
Слайд № 2
— Сформулируйте тему нашего урока.
Слад № 3
-Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
Мы побываем на разных планетах, расположенных в Галактике «Имя прилагательное».
— Какова же цель нашего путешествия? (Итоговое повторение по теме «Имя прилагательное») Слад № 4
— Давайте посмотрим, а что же вы должны знать и уметь, отправляясь в путешествие?
— Вы должны будете преодолеть множество препятствий, которые встретятся на пути, и вернуться на нашу планету” Земля».
— Отправимся мы с вами в космическое путешествие на ракете «Альфа» Слад № 5
Подготовка к старту.
Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полету. Вам необходимо ответить на вопросы — правильный ответ и будет вашим разрешением на старт. Слад № 6
-
Дайте определение имени прилагательного
-
Имя прилагательное – это самостоятельная или служебная часть речи?
-
Какова роль прилагательных в речи?
— С поставленной задачей вы справились. Итак, мы отправляемся в космос.
А вот на пути и первая планета” Селена«. Царица этой планеты очень любит слушать рассказы гостей о том, откуда они прилетели, что видели, что знают. Если царице понравятся ваши рассказы, то она с радостью укажет нам путь к следующей планете.
Слад № 7. Перед вами известная картина И. Э. Грабаря, которую вы описывали в 5 классе.
— Как называется эта картина? Вы должны по данной картине составить и записать предложения, используя в них качественные и относительные прилагательные.
Заслушать ответы учащихся.
— Селена любит не только слушать гостей, но и сама охотно делится информацией.
Скоро наступит последний зимний месяц «февраль».
— А как произошло название этого месяца, кто-нибудь из вас знает?
Хозяйка планеты подготовила для нас историческую справку. Слайд №8
Слайд № 9 сигнал SOS
— Внимание! внимание! Перед нами неопознанный объект, он передает сигналы СОС!!! Планета просит помощи. В результате воин жители этой планеты забыли ее название и забыли, к какому разряду относятся прилагательные.
— Ваша задача – распределить прилагательные по разрядам, записать в тетрадь (1 ряд — качественные, 2 ряд – притяжательные, 3 ряд — относительные)
Слайд № 10 (проверка)
— Мне кажется, что теперь жители этой планеты вспомнили все о разрядах, но у них есть еще одна просьба: дайте название этой планете.
Слайд № 11
— Следующая планета, которая нас ждет – это планета” Степени сравнения». Вспомните, какие степени сравнения могут иметь прилагательные и расскажите, как они образуются (простая и составная сравнительная и простая и составная превосходная).
Записать в тетради и образовать:
1 ряд – простую сравнительную – удобный, хороший, плохой, старый.
2 ряд – превосходную простую – сильный, редкий, мелкий. высокий.
3 ряд – превосходную составную- богатый, смелый, звонкий.
Слайд № 12 Проверка
— А теперь мы отправляемся на планету, которая называется «Теоретическая» Слайд № 13
— Посмотрите на слайд и скажите, о каком правиле пойдет речь.
В русском языке – это одно из трудных правил.
— Что вам известно о правописании н и нн в прилагательных?
– Все ли отражено в данной таблице?
Слайд № 14
— Еще раз посмотрите на слайд и постарайтесь запомнить слова-исключения.
На теоретической станции мы побывали, а сейчас покажите, как вы на практике сможете применять данное правило.
Сигнальные карточки учащихся с буквами Н и НН
-
деревянный, кожаный, полотняный, целинный, мышиный,
-
песчаный, ледяной, общественный; чугунный, машинный
-
гусиный, ветреный, соломенный; комариный, масляный
-
стеклянный, огненный, безветренный; кожаный, звериный
-
свиной, юный, туманный; оловянный, румяный
— Мы прибываем на станцию “Практическая”. Слайд № 15
1. Дифференцированные задания – 3 мин.
— Здесь вы сможете проверить свои умения применять правила на письме.
Вам предлагается выбрать задание 1 или 2 уровня (по степени сложности) и выполнить его в тетради
— Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы. В тетрадях укажите только количество ошибок. Слайд № 16
Физкультминутка Слайд № 17
— Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу,
В сторону руки,
Плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем —
Крылья сложили назад.
— Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь
— Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.
Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
1. В пословице «Острый язык – дарование, а длинный – наказание» имеется прилагательное с НН – длинный.
2. В пословице «Старинная пословица не на ветер молвится» есть прилагательное с Н.
3. В пословице «Дома и глиняная чаша мила» имеется прилагательное с НН
Планета “Игровая”. Слайд № 18
— Правописание какой приставки у прилагательных вызывает сомнение?
– Объясните правописание не с прилагательными
-Устно раскройте скобки и найдите «четвёртое лишнее».
— Проверьте правильность выполнения задания Слайд № 19
— Прилагательные образуются не только приставочными или суффиксальными способами. Они могут быть образованы путем сложения основ. В этом случае получается сложное слово.
– Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис? Объясните правописание сложных прилагательных.
Планета «Правописание сложных прилагательных» Слайд № 20
Выполните тестовые задания
Мы приближаемся к планете ” Немесида». Слайд № 21
Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы найти обратный путь, необходимо справиться с заданием.
Исправь ошибки:
1) Мой друг добр и красивый.
2) Береза более красивее сосны.
3) Это характерные нашему климату растения.
4) Матрешка деревяная кукла, похожая на ваньку-встаньку.
5) Тетрадь ученика по рускому языку подписана акуратным и разборчивым почерком.
6) День выдался нехолодный а солнечный. Слайд № 22
— Успешно выполнив все задания, мы возвращаемся на Землю. Слайд № 23
— Давайте с помощью прилагательных подведём итог нашего путешествия. Слайд № 24
— А закончить урок мне бы хотелось сегодня словами известного русского писателя Н. М. Карамзина: «Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оныя». Слайд № 25
— Как вы понимаете эту фразу?
— Я надеюсь, что те правила, которые мы сегодня повторили, надолго сохранятся у вас в памяти, и вы успешно будете применять их на письме.
— А мне остается поблагодарить вас за работу и завершить урок оценкой, которую вы поставили себе сами. Слайд № 26