Урок русского языка в 7 классе на тему «Правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях»
Составитель: Есмухамбетова К.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сеитовская ООШ» Астраханская область
|
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
Таблица « Правописание –н- и –нн- в прилагательных и причастиях»
Таблица « Алгоритм действия для различения отглагольных прилагательных и причастий»
Тесты (2 варианта).
Цель урока:
— обобщение знаний учащихся, связанных с правописанием –н- и –нн- в прилагательных и причастиях;
— совершенствование навыков аналитического разбора;
— развитие монологической речи учащихся.
Учащиеся должны знать:
— правописание суффиксов отыменных прилагательных;
-правописание –н – и –нн – в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях.
Учащиеся должны уметь:
— различать отглагольные прилагательные и страдательные причастия;
— мотивировать свой выбор при написании – н – и –нн – в прилагательных причастиях.
Структура урока.
-
Организация класса. (Сообщение учащимся темы, цели и задач урока)
-
Проверка домашнего задания.
-
Повторение ранее изученного материала по теме «Правописание – н –и – нн – в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
-
Работа со словами, записанными на доске столбиком.
Задание. Обозначить суффиксы прилагательных.
а) Ненастный, бедный
б) Сонный, туманный
в) Гусиный, пчелиный
г) Кожаный, глиняный
д) Станционный, вещественный
е) Оловянный, ветреный (искл.)
— В чем особенность этих прилагательных?
-
Учитель зачитывает имена прилагательные с – н – и –нн — . Учащиеся распределяют их по вышеназванным рядам.
Сезонный, дивизионный, кульминационный, бездонный, ястребиный, земляной, стеклянный, безветренный.
Сделайте вывод о правописании – н – и – нн – в отыменных прилагательных.
-
Переход к теме урока «Правописание – н – и – нн – в отглагольных прилагательных и причастиях».
-
Повторение теории. Работа с таблицей. (Ученик, пользуясь таблицей, комментирует правило).
-
Алгоритм действия при различении отглагольных прилагательных и причастий.
Грузить Выгрузить
(что делать?) (что сделать?)
глагол глагол
несов. вида соверш. вида
прилагательный причастие
(отглагольный)
груженый вагон выгруженный вагон
негруженый вагон незагруженный вагон
(не) грузить – несов. вида (не) загрузить – соверш. вида
не влияет груженный кирпичом
зависимое слово
-
Таблица « Н и НН в прилагательных и причастиях»
Алгоритм действия для разграничения кратких прилагательных и кратких причастий.
Лица были сосредоточенны Войска сосредоточены
(каковы?) (каковы?)
п.прил. гл.
сосредоточенные сосредоточились
Значит, кр. прилагательное Значит, это причастие
-
Тренировочные упражнения.
-
На доске запись с пропущенными буквами.
Задание: вставить пропущенные буквы, комментируя, определить часть речи.
Вареный картофель – сваренные щи, не вареный картофель, не сваренный картофель, варенные в кастрюле грибы, щи не сварены.
-
Орфоэпическая работа.
Задание: расставить ударения в словах, сделать вывод о роли ударения для различения отглагольных прилагательных и причастий.
несов. в
-
Мощеная улица ( от мостить), мощенная булыжником улица,
сов.в.
немощеная улица, немощеная дорога, вымощенная (от вымостить),
кр.прич.
улица не вымощена.
-
Лексическая работа: мощеная.
(Работа учащихся с толковым словарем)
прил.
-
Девочка упряма (упрямая) и избалованна (избалованная).
прич.
Девочка избалована (избаловала) матерью.
-
Выборочный диктант.
Задание: распределить предложения в столбика: с краткими прилагательными и краткими причастиями. Объяснить правописание – н – и – нн -.
Сегодня она рассеянна и невнимательна.-
Тучи рассеяны ветром. Неприятно, если твои собеседники плохо воспитаны. Они дерзки и невоспитанны. Собрание было взволновано тем, что произошло вчера.-
Ее выступление было взволнованно. Блюда были изысканны.-
Средства на покупку книг изысканы. Все детали операции были продуманны.-
Его ответы были точны и продуманны. Тема доклада была ограничена одной проблемой.-
Она была на редкость упряма и ограниченна.
Пока класс выполняет выборочный диктант, двое учащихся (сильные) работают по карточкам.
Карточка №1.
Задание: вставить пропущенные буква, обозначить суффикс.
Поездка организова(н, нн)а, речи проникнове(н, нн)ы и взволнова(н, нн)ы, девочка рассея(н, нн)а, войска рассея(н, нн)ы, было уделе(н, нн)о внимание, бойцы мужеств(н, нн)ы, движения медле(н, нн)ы.
Карточка №2.
Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы.
Девочка смуще(н, нн)а, эти недостатки вам свойстве(н, нн)ы, увере(н, нн)ы в победе, знания ограниче(н, нн)ы, все было тщательно провере(н, нн)о, солдаты содержа(н, нн)ы, бригада ограниче(н, нн)а во времени.
-
Словообразовательная работа. (Правописание – н – и – нн – в существительных на –ник, — ниц–а.)
Ученый → ученик, ученица;
Воспитанный → воспитанник, воспитанница.
Вывод: (Делают учащиеся): В именах существительных на –ник, -ниц – а пишется столько же н, сколько в отглагольных прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
Упражнения для закрепления:
-
№274 (вторая часть).
-
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание существительных.
Бесприда…ица, избра..ик, ставле..ик, труже..ик, утопле..ик, пута.. ик, муче..ик, свяще..ик, копче..ости, мороже..ое.
-
Работа с текстом. (Ксерокопии текстов розданы всем учащимся).
Задания: Прочитайте тексты. Что их сближает? Выпишите слова с пропущенными –н – и – нн -. Определите часть речи. Графически объясните свой выбор.
К какому типу речи относятся данные тексты?
Какое впечатление произвели на вас описание двух жилищ? Что вы можете сказать о хозяевах?
Согласны ли вы с тем, что лучше всего очеловеке рассказывают его дом, его вещи? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из литературы.
-
Тестирование по теме.
-
Подведение итогов урока.
-
Осмысление домашнего задания (дифференцированное)
Первая группа: опишите комнату (свою, друга и т.д.). Подумайте, какие «тайны» характера может приоткрыть интерьер.
Вторая группа: Упражнение 275 (I ч.)
Задание: Перепишите текст; найдите отглагольные прилагательные и причастия, обозначьте суффиксы.
Использованная литература:
-
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория.»
Москва, изд-во «Дрофа», 2010 год.
-
«Русский язык. Практика.» 7 класс, под ред. С.Н. Пименовой.
Москва, изд-во «Дрофа», 2010 год.
-
А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе.»
Москва, изд-во «Просвещение», 1984 год.
-
Л.А. Лазарева «Уроки русского языка в 7 классе.»
Москва, изд-во «Просвещение», 1984 год.
-
М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова «Русский язык. Справочные материалы.»
Москва, изд-во «Просвещение», 1988 год.