Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Бондарева Наталия Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОБУ СОШ№3 им Ю.А.Гагарина
г.Таганрога, Ростовской области
Тема урока: «Понятие о предлоге».
Понятие о предлоге.
Цели.
1. Обеспечить повторение знаний о предлоге, приобретенных на предыдущих этапах обучения; обеспечить усвоение понятия о предлоге как служебной части речи; совершенствовать навыки опознавания предлогов, дать понятие о производных и непроизводных предлогах.
2. Способствовать развитию логического мышления, творческой деятельности учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному языку, подчеркивая разнообразие его проявлений.
Ход урока.
-
Повторение.
-
Учащимся предлагается текст.
Знания о дв…жении з…мной коры пом…гают понять многие
пр…родные явления.Одно из самых грозных явлений –
з…млетр…сение.
В течение минуты оно превр…щает в груды развалин города.
В прибрежных районах з…млетр…сения сопровождают
г…гантские волны. Одной из первых в 1991 году была волна,
которая достигла 35 метров в высоту.
Учащиеся вставляют безударные гласные в корни слов,
объясняют их.
-
Объяснение нового материала.
-
Найдите в тексте предлоги, выделите их.
-
Выпишите словосочетания, в состав которых входят предлоги. Определите, зависимость каких частей речи от других слов выражают предлоги.
Знания о движении,
одно из явлений,
превращает в течение минуты,
сопровождают в районах,
одной из первых,
была в году,
достигла в высоту.
-
Добавьте к выписанным словосочетаниям свои примеры, где зависимым словом будет местоимение.
Подошел к ней,
многие из них.
Вывод учащихся: предлоги – это служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи в словосочетании и предложении.
-
Исследуйте текст. Определите, какие смысловые значения
выражают предлоги вместе с окончаниями служебных частей речи.
(Работа выполняется в группах по 4 человека).
Многие из них
Одной из первых
Сопровождают в районах
Была в году.
Если учащиеся затрудняются, обращаемся к толковому словарю для
определения значения предлога.
-
Подумайте, могут ли предлоги являться членами предложения?
Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав
членов предложения.
Перед костром сидело несколько человек.
-
Исследуйте, по каким признакам мы можем сгруппировать
предлоги из текста (работа выполняется в группах).
о в течение
из
в
а) по составу. Предлоги первой группы состоят из одного слова,
предлог второй – из двух;
б) по происхождению. Предлог второй группы произошел от
существительного течение.
Таким образом, предлоги делятся на производные
(произошедшие из других частей речи) и непроизводные.
-
Сделайте морфемный разбор слова производные. Объясните
его лексическое значение.
П р о и з в о д н ы е
-
Прочитайте параграф 146, составьте его план. Расскажите по
плану о делении предлогов на разряды по значению.
-
Закрепление.
-
Являются ли слова «класть полка» словосочетанием? Есть ли
них какой-нибудь смысл?
Не изменяя первого слова, постройте подчинительные
словосочетания, передающие значение движения в разных
направлениях.
Класть на полку,
класть под полку,
класть в полку,
класть вокруг полки,
класть вдоль полки,
класть мимо полки.
-
Запишите текст, раскройте скобки, вставьте буквы, отметьте
орфограммы.
(Не)пр…зирай выс…к…мерно истин, что пр…п…сными
горд…цы з..вут,ведь если ты пр…вдив и бе…корыст…н –
(не)об…шлось бе… проп…сей и тут.
Докажите, что в слове бескорыстен бес- — приставка, а в
словах без прописей без — предлог.
Какое значение выражает предлог без и к какому разряду
относится?
-
Сделайте самостоятельно морфологический разбор предлога.
-
Поставьте существительные в нужные падежи, употребив
предлоги из или с. Объясните правописание окончаний
существительных.
Возвратиться (Москва),
спуститься (крыша),
прийти (школа),
слезать (дерево),
выбежал (дом),
идет (деревня),
многие (они).
-
Работа с учебником. Упражнение № 317. Составьте
подчинительные словосочетания. Укажите падежи зависимых слов.
Какие это предлоги по происхождению?
-
Вывод. После проверки упражнения делаем вывод.
(Формулируем вопросы, исходя из цели урока).
-
Задание на дом.
Параграф № 146, упражнение № 315. Составить словосочетания, употребив в них данные имена существительные с предлогами на, у, к.
Список использованной литературы
1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык.Теория. М.:Дрофа, 2011.
2.Русский язык. Практика. М.:Дрофа, 2011 .