Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Бондарева Наталия Петровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОБУ СОШ№3 им Ю.А.Гагарина
г.Таганрога, Ростовской области

Тема урока: «Понятие о предлоге».

Понятие о предлоге.

Цели.

1. Обеспечить повторение знаний о предлоге, приобретенных на предыдущих этапах обучения; обеспечить усвоение понятия о предлоге как служебной части речи; совершенствовать навыки опознавания предлогов, дать понятие о производных и непроизводных предлогах.

2. Способствовать развитию логического мышления, творческой деятельности учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному языку, подчеркивая разнообразие его проявлений.

Ход урока.

  1. Повторение.

  1. Учащимся предлагается текст.

Знания о дв…жении з…мной коры пом…гают понять многие

пр…родные явления.Одно из самых грозных явлений –

з…млетр…сение.

В течение минуты оно превр…щает в груды развалин города.

В прибрежных районах з…млетр…сения сопровождают

г…гантские волны. Одной из первых в 1991 году была волна,

которая достигла 35 метров в высоту.

Учащиеся вставляют безударные гласные в корни слов,

объясняют их.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Найдите в тексте предлоги, выделите их.

  2. Выпишите словосочетания, в состав которых входят предлоги. Определите, зависимость каких частей речи от других слов выражают предлоги.

Знания о движении,

одно из явлений,

превращает в течение минуты,

сопровождают в районах,

одной из первых,

была в году,

достигла в высоту.

  1. Добавьте к выписанным словосочетаниям свои примеры, где зависимым словом будет местоимение.

Подошел к ней,

многие из них.

Вывод учащихся: предлоги – это служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи в словосочетании и предложении.

  1. Исследуйте текст. Определите, какие смысловые значения

выражают предлоги вместе с окончаниями служебных частей речи.

(Работа выполняется в группах по 4 человека).

Многие из них

Одной из первых

Сопровождают в районах

Была в году.

Если учащиеся затрудняются, обращаемся к толковому словарю для

определения значения предлога.

  1. Подумайте, могут ли предлоги являться членами предложения?

Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав

членов предложения.

Перед костром сидело несколько человек.

  1. Исследуйте, по каким признакам мы можем сгруппировать

предлоги из текста (работа выполняется в группах).

о в течение

из

в

а) по составу. Предлоги первой группы состоят из одного слова,

предлог второй – из двух;

б) по происхождению. Предлог второй группы произошел от

существительного течение.

Таким образом, предлоги делятся на производные

(произошедшие из других частей речи) и непроизводные.

  1. Сделайте морфемный разбор слова производные. Объясните

его лексическое значение.

П р о и з в о д н ы е

  1. Прочитайте параграф 146, составьте его план. Расскажите по

плану о делении предлогов на разряды по значению.

  1. Закрепление.

  1. Являются ли слова «класть полка» словосочетанием? Есть ли

них какой-нибудь смысл?

Не изменяя первого слова, постройте подчинительные

словосочетания, передающие значение движения в разных

направлениях.

Класть на полку,

класть под полку,

класть в полку,

класть вокруг полки,

класть вдоль полки,

класть мимо полки.

  1. Запишите текст, раскройте скобки, вставьте буквы, отметьте

орфограммы.

(Не)пр…зирай выс…к…мерно истин, что пр…п…сными

горд…цы з..вут,ведь если ты пр…вдив и бе…корыст…н –

(не)об…шлось бе… проп…сей и тут.

Докажите, что в слове бескорыстен бес- — приставка, а в

словах без прописей без — предлог.

Какое значение выражает предлог без и к какому разряду

относится?

  1. Сделайте самостоятельно морфологический разбор предлога.

  2. Поставьте существительные в нужные падежи, употребив

предлоги из или с. Объясните правописание окончаний

существительных.

Возвратиться (Москва),

спуститься (крыша),

прийти (школа),

слезать (дерево),

выбежал (дом),

идет (деревня),

многие (они).

  1. Работа с учебником. Упражнение № 317. Составьте

подчинительные словосочетания. Укажите падежи зависимых слов.

Какие это предлоги по происхождению?

  1. Вывод. После проверки упражнения делаем вывод.

(Формулируем вопросы, исходя из цели урока).

  1. Задание на дом.

Параграф № 146, упражнение № 315. Составить словосочетания, употребив в них данные имена существительные с предлогами на, у, к.

Список использованной литературы

1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык.Теория. М.:Дрофа, 2011.

2.Русский язык. Практика. М.:Дрофа, 2011 .


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here