Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Понятие о глаголе. Значение глагола. Роль глагола в речи.

Цель: знакомство с глаголом как частью речи, его значением, ролью в речи.

Задачи:

1. находить глаголы в тексте в устной и письменной речи, учить ставить к ним вопросы;

2. формировать умение правильно определять роль глагола в предложении;

3. развивать орфографическую зоркость;

4. воспитывать интерес к языку;

5. способствовать формированию навыков самоанализа и самоконтроля.

Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, опорные таблицы по глаголу, записи на доске.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Друзья мои! Внушайте людям веру!

И чаще говорите: «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей!

— Как ещё можно приветствовать знакомых утром, днём, вечером?

— Назовите глаголы, которые выражают просьбу, совет.

II. Чистописание.

Раскрыть скобки, объяснить правописание приставок и предлогов:

Язык (до) Киева (до)ведёт.

Хорошее слово (до) сердца (до)йдёт.

(С) горы (с)бежал поток проворный.

— Что пишется с глаголами: предлог или приставка? Как пишется приставка?

III. Сообщение цели урока.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

— Назовите слова, которые обозначают действия.

— Как называются такие слова?

— Для чего нужны глаголы в речи?

(сообщение учителя о происхождении, образовании глаголов, их значении, роли в речи)

IV. Работа по теме урока.

— Читаю текст без глаголов.

Я страшное дело, какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи (решаю), на скрипке (играю),

Сынишку соседки в коляске (катаю).

Я пряжу (мотаю) и хлеб (покупаю),

И на стадионе голы (забиваю).

Укроп (поливаю), кусты (подстригаю),

И чисто-пречисто весь двор (подметаю).

Дорожки в саду я песком (посыпаю),

А после работы в тени (отдыхаю).

— Можно ли назвать это текстом? Почему?

— Что передают глаголы? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них в жизни?

— Вставьте глаголы в нужной форме из списка на доске.

Решать, играть, катать, мотать, покупать, забивать, поливать, подстригать, подметать, посыпать, отдыхать.

V. Закрепление изученного.

  • Допиши пословицы. Для этого к выделенным глаголам подбери противоположные по значению (работа на карточках, взаимопроверка)

1. Думай, где надо сказать, а где про___________________________________

2. По одёжке встречают, по уму про_____________________________________

3. Дело спорится: что сошьётся, то и рас__________________________________

4. Когда голова работает, язык от_______________________________________

5. Добро помни, а зло за_______________________________________________

6. Ласточка день начинает, а соловей за__________________________________

Подумай и запиши в скобках тему каждой пословицы: прощение; народная

примета; что в человеке важнее; вред поспешности; польза раздумья; культура поведения.

VI. Самостоятельная работа в парах (карточки).

— Соедините стрелками глаголы, близкие по значению:

Прыгал спешил

Торопился скакал

Достал промолвил

Сказал вытащил

Спал мчался

Бежал дремал

VII. Итог урока. Оценки.

— Выразите своё отношение к уроку при помощи следующих глаголов:

узнал выучил научился услышал заинтересовался потрудился познакомился (не) понял

VIII. Задание на дом.

С. 116-117, № 150.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here