Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида

Конспект урока русского языка во 2 классе

«Правописание сочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Составила: Н.В. Коптева,

учитель начальных классов

Минусинск

2014

План-конспект открытого урока русского языка,

проведенного в классе-комплекте 2-3

Учитель: Коптева Н.В.

Тема: Правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи:

— закрепить знания учащихся  о  правописании  сочетаний жи –  ши, ча – ща,  чу-щу;

— учить  применять  на   практике  правила  правописания  изученных  орфограмм;

— отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;

— учить умению составлять предложения, работать над развитием речи;

— развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление,  память;

— воспитывать    аккуратность,    чувство   коллективизма, самостоятельность, ответственность.

Тип урока: урок-закрепление.

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята! У нас сегодня необычный урок! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Будем говорить хорошо, соблюдать ударение.

Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (читаем хором)

Слайд 1. « Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу»

— Какой будет урок, скажи, Никита?/ Русского языка.

— Скажем вместе: Будет урок русского языка.

— Ребята, а вы любите играть? Я тоже люблю играть. Будем играть. А какая будет игра – нужно отгадать.

Задание.

Карина и Никита

Алеша

Настя

-составить картинку и сказать, кто там.

Что будете делать?

— составить из букв слово. Что будешь делать?

— отгадать загадку.

Что будешь делать?

(дети собирают из разрезных карточек картинку)

(складывает из букв слово)

(отгадывает загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

или

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.)

— Кто там?

— Какое слово составил?

— Что получилось? кошка и котята, котята, кошка. Слайд 2.

— Наденем маски. Подойдите к зеркалу. Скажите: « Я – котенок».

II. Минутка чистописания.

— Котятки-ребятки, садитесь за парту.

— Что будем делать сначала? Проводить минутку чистописания.

Слайд 3. Пальчиковая гимнастика

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Взяли ручки, записали.

— Откройте тетради, возьмите ручку и запишите число, классная работа.

— Ручку положите. Послушайте: КОШКА, Котята. Какой первый звук ? [к].

Что мы знаем про этот звук, скажи Настя. Слайд 4.

[к] – согласный, глухой, твердый, парный.

-Какой буквой обозначаем звук [к] ? буквой «ка».

— Будем писать красиво букву к.

1. Показ 2. Письмо в воздухе под счет 3. Письмо в тетради 4. Подчеркнуть самую красивую букву.

Слайд 5. — Назовите предметы. Подумайте, где слышится звук [к]: в начале, в середине или в конце? Напишите слова, подчеркните букву к. Что будете делать?

— Что мы делали? /проводили минутку чистописания.

III. Определение темы и цели урока.

— Что будем делать дальше? /узнавать тему и цель урока.

— Какая тема урока? / не знаю.

— В написанных словах какое заметили правило? (есть сочетание ши)

Слайд 6. — Какие еще сочетания вы знаете? (жи, ча, щу, ча, ща)

— Кто догадался, какая тема урока? Правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу.

— Какая цель урока? Учиться … правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Запишите тему урока в тетрадь.

— Что мы делали?

IV. Работа над темой урока.

1. Актуализация полученных знаний.

Вспомните правила правописания сочетаний.

Сочетания ……. пишутся с буквой …../ обратиться к стендам в классе.

2. Упражнения в умении применять полученные знания на практике.

а) — Котята, а вы любите гулять? Где гуляют кошки? (Кошки гуляют на улице.)

Кошки гуляют везде. / Рисую схему на доске.

— Мы пойдем на улицу. Выходите к доске. Ой, кто это? Слайд 7. Мыши заляпали грязью моё задание. Помогите его выполнить.

Задание.

— Вставить в слова сочетания жи-ши, записать слова в два столбика.

.повник, сне….нки, ….раф, ма …на, …. шки, лы…, кув….н, у …

шиповник, снежинки, жираф, машина, жизнь, шишки, лыжи, кувшин.

— Проверьте, что получилось?

— Алеша будет выполнять задание у доски, а вы в тетради.

б) — Молодцы! Идем гулять дальше. (шагаем на месте) Шли котята с кошкой, шли и в чащу лесную пришли. Куда мы пришли? (Мы пришли в лесную чащу.) Слайд 8.

— Что такое «чаща»? Где можно найти значение слова? / в словаре

Алеша и Настя.

Карина и Никита (со мной ищут в словаре)

Найдите слово «чаща» в словаре. Что оно обозначает?

Лесна́я ча́ща — густой, частый, труднопроходимый лес, заросль. 

Запишите предложение в тетрадь.

Лесная ч….. – густой, ч..стый л… .

в) — В чаще леса нас ждут … . Слайд 9. Нам нужно выполнить задание, чтобы выйти. Готовы, котята?

Задание.

Карина и Никита

Алеша

Настя

Вставить пропущенные слова в предложения.

Составить из слов предложения, записать.

Составить предложения по картинкам.

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …. (ножи).

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане жили … (мыши).

Принесла нам дождь плакучий,

Эта грозовая … (туча).

Записать второе предложение в тетрадь.

ш..пы, розы, У, колючие.

Рыж..к., ж..вет, У нас, собака.

трещ..т, Ч..сто, морозы, .лютые.

рощ.., рекой. дубовая, За.

V. Физминутка.

— Молодцы! Выбрались из лесной чащи. А впереди нас ждет Что? Слайд 10. река. Чтобы перейти на другой берег, надо пройти по мостику. Снимите обувь.

(идут по дорожке)

VI. Самостоятельная работа.

1. -Ой, кто это? щука! Посмотрите, у щуки есть задание.

Задание.

Исправить ошибки. Записать правильно предложения.

Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики. Для зеленого борщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы.

(дети выполняют задание самостоятельно. Подсказка: здесь 7 ошибок).

Проверьте себя. Слайд 11.

Луна освещала лесную чащу. В траве трещали кузнечики. Для зеленого борща нужен щавель. В чаще щебечут птицы.

Минутка для глаз.

— У кого верно? Молодцы! Глазки устали. Слайд 12.

2. — Вот на пути Слайд 13. Что это? Берёзовая роща

— Куда мы пришли? Мы пришли в берёзовую рощу.

— В роще нас ждет кто? отгадайте. Слайд 14. Лиса. Слайд 15. Лиса какая? хитрая. Она тоже решила вас проверить.

У меня на столе есть разные задания. Выберите себе одно и попробуйте выполнить самостоятельно.

3. -Ну что же, ребятки-котятки, нам пора возвращаться! Все задания вы выполнили. Кого встретили сначала? Потом, в конце?

Слова: мыши, ежи, щука, лиса. /записывают слова по цепочке.

— Какое слово лишнее? Почему?

VII. Закрепление усвоенных правил, обобщение.

— Какие правила мы сегодня повторяли? Слайд 16.

В сочетаньях жи  и  ши

Только  и  всегда  пиши!

В  сочетаньях  ча  и  ща

Пишем только букву  а.

В сочетаньях  чу  и  щу

Пишут только  букву  у.

VIII. Словарная работа.

— Кошка давала вам подарочки. Достаньте их из корзинки. Назовите, что это?

(Слова: молоко, капуста, малина, орехи, яблоко)

— какие это слова? словарные.

— Запомните картинки. Запишите слова по памяти. Проверьте себя. Слайд 17.

IX. Домашнее задание. Выбрать упражнение на карточке. выполнить его в тетради.

Х. Итог урока. Рефлексия.

Мы закончили игру. Снимите маски.

— Что мы делали? играли.

— Какой был урок?

— Чему учились на уроке?

Оцените свою работу. Выберите звездочку.

Я научился

Я не совсем хорошо научился, сомневаюсь

Мне было трудно, я не научился

— Как вы думаете, зачем мы учились писать сочетания?

— Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке. Всем спасибо. Урок окончен.

Использована литература:

  • 1.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  • 2.Волина В.В. Весёлая грамматика. — М.: Знание, 1995.

  • 3. Русский язык, 2 класс. Учеб. для общеобр. учреждений. В 2 ч./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова – М. : Просвещение, 2012

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here