Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида
Конспект урока русского языка во 2 классе
«Правописание сочетаний
жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Составила: Н.В. Коптева,
учитель начальных классов
Минусинск
2014
План-конспект открытого урока русского языка,
проведенного в классе-комплекте 2-3
Учитель: Коптева Н.В.
Тема: Правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Задачи:
— закрепить знания учащихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу-щу;
— учить применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
— отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
— учить умению составлять предложения, работать над развитием речи;
— развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
— воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность.
Тип урока: урок-закрепление.
Ход урока:
I. Организационный момент.
— Доброе утро, ребята! У нас сегодня необычный урок! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Будем говорить хорошо, соблюдать ударение.
— Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (читаем хором)
Слайд 1. « Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу»
— Какой будет урок, скажи, Никита?/ Русского языка.
— Скажем вместе: Будет урок русского языка.
— Ребята, а вы любите играть? Я тоже люблю играть. Будем играть. А какая будет игра – нужно отгадать.
Задание.
Алеша | Настя | |
-составить картинку и сказать, кто там. Что будете делать? | — составить из букв слово. Что будешь делать? | — отгадать загадку. Что будешь делать? |
(дети собирают из разрезных карточек картинку) | (складывает из букв слово) | (отгадывает загадку: Мордочка усатая, или У порога плачет, коготки прячет, |
— Кто там? | — Какое слово составил? |
|
— Что получилось? кошка и котята, котята, кошка. Слайд 2.
— Наденем маски. Подойдите к зеркалу. Скажите: « Я – котенок».
II. Минутка чистописания.
— Котятки-ребятки, садитесь за парту.
— Что будем делать сначала? Проводить минутку чистописания.
Слайд 3. Пальчиковая гимнастика
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Взяли ручки, записали.
— Откройте тетради, возьмите ручку и запишите число, классная работа.
— Ручку положите. Послушайте: КОШКА, Котята. Какой первый звук ? [к].
– Что мы знаем про этот звук, скажи Настя. Слайд 4.
[к] – согласный, глухой, твердый, парный.
-Какой буквой обозначаем звук [к] ? буквой «ка».
— Будем писать красиво букву к.
1. Показ 2. Письмо в воздухе под счет 3. Письмо в тетради 4. Подчеркнуть самую красивую букву.
Слайд 5. — Назовите предметы. Подумайте, где слышится звук [к]: в начале, в середине или в конце? Напишите слова, подчеркните букву к. Что будете делать?
— Что мы делали? /проводили минутку чистописания.
III. Определение темы и цели урока.
— Что будем делать дальше? /узнавать тему и цель урока.
— Какая тема урока? / не знаю.
— В написанных словах какое заметили правило? (есть сочетание ши)
Слайд 6. — Какие еще сочетания вы знаете? (жи, ча, щу, ча, ща)
— Кто догадался, какая тема урока? Правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу.
— Какая цель урока? Учиться … правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Запишите тему урока в тетрадь.
— Что мы делали?
IV. Работа над темой урока.
1. Актуализация полученных знаний.
Вспомните правила правописания сочетаний.
Сочетания ……. пишутся с буквой …../ обратиться к стендам в классе.
2. Упражнения в умении применять полученные знания на практике.
а) — Котята, а вы любите гулять? Где гуляют кошки? (Кошки гуляют на улице.)
Кошки гуляют везде. / Рисую схему на доске.
— Мы пойдем на улицу. Выходите к доске. Ой, кто это? Слайд 7. Мыши заляпали грязью моё задание. Помогите его выполнить.
Задание.
б) — Молодцы! Идем гулять дальше. (шагаем на месте) Шли котята с кошкой, шли и в чащу лесную пришли. Куда мы пришли? (Мы пришли в лесную чащу.) Слайд 8.
— Что такое «чаща»? Где можно найти значение слова? / в словаре
Карина и Никита (со мной ищут в словаре) | |
Найдите слово «чаща» в словаре. Что оно обозначает? | Лесна́я ча́ща — густой, частый, труднопроходимый лес, заросль. |
Запишите предложение в тетрадь.
Лесная ч….. – густой, ч..стый л… .
в) — В чаще леса нас ждут … . Слайд 9. Нам нужно выполнить задание, чтобы выйти. Готовы, котята?
Задание.
Алеша | Настя | |
Вставить пропущенные слова в предложения. | Составить из слов предложения, записать. | Составить предложения по картинкам. |
Ты к обеду положи Ложки, вилки и …. (ножи). Кот живет у нас на крыше, А в чулане жили … (мыши). Принесла нам дождь плакучий, Эта грозовая … (туча).
Записать второе предложение в тетрадь. | ш..пы, розы, У, колючие. Рыж..к., ж..вет, У нас, собака. трещ..т, Ч..сто, морозы, .лютые. рощ.., рекой. дубовая, За. |
|
V. Физминутка.
— Молодцы! Выбрались из лесной чащи. А впереди нас ждет Что? Слайд 10. река. Чтобы перейти на другой берег, надо пройти по мостику. Снимите обувь.
(идут по дорожке)
VI. Самостоятельная работа.
1. -Ой, кто это? щука! Посмотрите, у щуки есть задание.
Задание.
Исправить ошибки. Записать правильно предложения.
Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики. Для зеленого борщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы.
(дети выполняют задание самостоятельно. Подсказка: здесь 7 ошибок).
Проверьте себя. Слайд 11.
Луна освещала лесную чащу. В траве трещали кузнечики. Для зеленого борща нужен щавель. В чаще щебечут птицы.
Минутка для глаз.
— У кого верно? Молодцы! Глазки устали. Слайд 12.
2. — Вот на пути Слайд 13. Что это? Берёзовая роща
— Куда мы пришли? Мы пришли в берёзовую рощу.
— В роще нас ждет кто? отгадайте. Слайд 14. Лиса. Слайд 15. Лиса какая? хитрая. Она тоже решила вас проверить.
У меня на столе есть разные задания. Выберите себе одно и попробуйте выполнить самостоятельно.
3. -Ну что же, ребятки-котятки, нам пора возвращаться! Все задания вы выполнили. Кого встретили сначала? Потом, в конце?
Слова: мыши, ежи, щука, лиса. /записывают слова по цепочке.
— Какое слово лишнее? Почему?
VII. Закрепление усвоенных правил, обобщение.
— Какие правила мы сегодня повторяли? Слайд 16.
В сочетаньях жи и ши
Только и всегда пиши!
В сочетаньях ча и ща
Пишем только букву а.
В сочетаньях чу и щу
Пишут только букву у.
VIII. Словарная работа.
— Кошка давала вам подарочки. Достаньте их из корзинки. Назовите, что это?
(Слова: молоко, капуста, малина, орехи, яблоко)
— какие это слова? словарные.
— Запомните картинки. Запишите слова по памяти. Проверьте себя. Слайд 17.
IX. Домашнее задание. Выбрать упражнение на карточке. выполнить его в тетради.
Х. Итог урока. Рефлексия.
Мы закончили игру. Снимите маски.
— Что мы делали? играли.
— Какой был урок?
— Чему учились на уроке?
Оцените свою работу. Выберите звездочку.
Я научился
Я не совсем хорошо научился, сомневаюсь
Мне было трудно, я не научился
— Как вы думаете, зачем мы учились писать сочетания?
— Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке. Всем спасибо. Урок окончен.
Использована литература:
-
1.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
-
2.Волина В.В. Весёлая грамматика. — М.: Знание, 1995.
-
3. Русский язык, 2 класс. Учеб. для общеобр. учреждений. В 2 ч./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова – М. : Просвещение, 2012