Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Урок развития речи «Здравствуй, зимушка – зима!». (5 класс)
Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Степанова Н. В.
Тип урока: развитие речи
Форма урока: . познавательно-творческий
Метод: комбинированный.
Цель урока:
развитие умений по применению знаний для составления текстов разных типов речи
Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
развить навыки работы с текстами;
-
формировать умение находить в текстах средства выразительности;
-
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические умения.
-
Развивающие:
-
осуществление системно-деятельностного подхода;
-
развитие критического мышления;
-
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения работы в парах.
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
-
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
«Планируемые результаты:
Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-повествование по алгоритму выполнения задания
Коммуникативные:
-
развивать умение слушать и понимать других;
-
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре;
-
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные:
-
развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
-
развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
-
прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план);
-
проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
-
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения;
-
выявляемые в ходе создания алгоритма.
Личностные:
-
формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности;
-
формирование умения выражать свои эмоции в группе.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группе.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
-
Физ. минутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: — Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1) |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока
РАЗМИНКА
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
|
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. И.С. Никитин
Слайд-ролик
Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
— Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? О чем будем говорить? — Да, верно. Наш сегодняшний урок посвящен приходу зимы. Это урок развития речи «Здравствуй, зимушка- зима!».
Запишите в тетрадях число, классная работа, тема урока.
Сегодня мы будем работать в группах, в парах, работать творчески, продуктивно, даже постараемся выполнить проектно исследовательскую работу и составить памятки по написанию сочинений.
— Начнем нашу работу с разминки
Составь пословицу о снеге ( разрезанные предложения). Хороший снежок урожай сбережёт. В зимний холод всякий молод. Снегу надует – хлеба прибудет. Много снегу — много хлеба Зима без снега — лето без хлеба. Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий. Снег холодный, а от стужи укрывает.
— Следующий этап нашей деятельности – это словарная работа . Поиграем в игру « Снежный ком».
Игра «Снежный ком» — Мы будем катить снежный ком из слов – родственников. — Какие слова называются родственными или однокоренными?
Поработаем в парах : Нужно парам подобрать однокоренные слова к предложенным и подобрать признаки предметов к этим словам (снег; зима) — Подберите родственные слова: Снег- снежок, снежинки, снеговик, снегирь, снегурочка, снежный, снегопад, снегокат, снегоход, снегоуборка, снегоочиститель.
Зима- зимушка, зимний, зимующие, озимые, зимовать, зимовье, зимник, зимовка, зимовщик. — Подберите признаки предметов к словам
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, пушистая, лютая, мягкая, суровая, беспощадная.
Снег (какой?) искристый, пушистый, колючий, белоснежный, тающий, сверкающий, мокрый, падающий, хрупкий, блестящий.
|
| УУД личностные: создание осмысленного связного высказывания, усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся
Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками |
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Физ. минутка
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
|
Проверим орфографическую зоркость Выполните предложенные задания
А
— Определить тему текста — О чем идет речь в тексте? — найдите средства выразительности
Вот такие у нас получились памятки- планы
Физкультминутка
Физкультминутка. Слушай внимательно, Отвечай «да» иль «нет»! (да –хлопаем 2 раза, нет – топаем 2 раза) В снежки играли вы с друзьями? (хлопают) Грибы в лесу собирали сами? (топают) Сгорки на санках катались? (хлопают) В деревне в речке купались? (топают) По лесу на лыжах бродили? (хлопают) А много цветов находили? (топают) В саду своём грядки копали? (топают) И с Дедом Морозом плясали? (хлопают) Друзья, не устали ещё отвечать? (топают) А через год зиму ждёте опять? (хлопают)
Б
Продолжим работу в творческой мастерской -восстановите тексты — составьте синквейны — работа по опорным словам (составьте небольшой рассказ)
ПОРОША – … ПОЗЕМКА — … МЕТЕЛЬ — … ВЬЮГА — … ПУРГА — … БУРАН — …
—Кк называются слова которые обозначают практически одно и то же, а пишутся по-разному?. Правильно, синонимы
В Составить миниатюры «Зима на картинах советских художников»
(рассмотреть репродукции и написать сочинения- миниатюры)
|
Коллективная работа.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физкультминутку
Коллективная работа.
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
ТВОРЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ
|
|
|
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Рефлексия деятельности.
| Подведение итогов работы. Продолжите фразу: сегодня на уроке мне… сегодня я понял, что
|
Продолжают фразу.
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
|
| Запись учащимися задания в дневники. |
|