Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока русскому языку

в 1 классе

«Правописание безударных гласных»

подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильев

г. Липецк

2014 г.

Задача.

Закрепить умения определять ударение в слове, учить писать слова с безударными гласными.

Цели.

  • Учить распознаванию проверяемых безударных гласных в корне слова, обоснованию выбора безударной гласной в корне слова.

  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

  • Воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения.

Оборудование: макет замка, мягкая игрушка Гном, маски лисы, зайца, петуха, Волшебный конверт с карточками.

Форма работы: групповая.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку. Для этого вы должны открыть ворота сказочного замка (на доске). Если вы справитесь с заданием, всех вас ждёт сюрприз. С нами вместе отправится в сказочную страну Гном (в руках у учителя мягкая игрушка). Гном просит вас выполнить упражнения в чистописании (показ безотрывного написания буквосочетаний).

2. Минутка чистописания.

Ии

ис ис иц иц

Гном подводит итог работы.

3. Формулирование темы урока.

Учитель.

— Гном пригласил в наше путешествие героев сказок.

На доске записаны слова: п. тух, л. сица, м. дведь, м. двежата, за. ц, л.са.

Учащиеся читают слова и отвечают на вопросы:

— Кто такие медвежата?

— Что объединяет записанные слова? (Дети называют сказки, которые объединяют эти герои, а также выделяют грамматические признаки записанных слов: обозначают предметы, отвечают на вопрос: кто?)

Выясняется также лексическое значение слов: лисица и лиса, их многозначность.

— Когда о человеке говорят, что он «лиса»?

Дети записывают слова, вставляют пропущенные буквы, графически доказывают написание, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные. Гном помогает при помощи карточек проверить у учащихся самостоятельную работу, подводит итоги. Учитель выставляет карточку-эталон на доске.

петух, лисица, медведь, заяц, лиса

Учитель.

— Какое слово из записанных оказывается лишним по одному признаку? Какому?

(Лишнее слово лиса, так как в нём безударная гласная, проверяемая ударением).

Дети под руководством учителя определяют тему урока. (На доске прикрепляется карточка: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ).

4. Физминутка.

Здравствуй лес, здравствуй лес,

Полный сказок и чудес,

С соснами и елями, с бурыми медведями.

5. Закрепление.

Учитель.

— Путешествие в сказки продолжается.

— Из какой сказки эти герои? (Лиса, заяц, петух).

— Чтобы попасть в эту сказку, нужно выполнить задание Гнома:

1. На доске слова: прог.няет, уб.жала, кр.чит. Учащиеся узнают задание Гнома, доказывают, что нужно сделать, затем самостоятельно выполняют работу. Гном помогает проверить работу.

Учащиеся подбирают к слову «убежала» слова, близкие по значению (бежать, гнаться, нестись…).

Учитель.

— Герои, какой сказки пришли к нам сегодня? (Герои русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»). Дети вспоминают сказку.

2. Гном просит прочитать предложение, записанное на доске.

В.сной .избушка у л.сы растаяла.

Учащиеся угадывают задание Гнома, обосновывают написание. Учитель вставляет безударные гласные. Дети читают записанное на доске предложение, а затем пишут его под диктовку учителя с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

3. Дети отвечают на вопрос.

— Кто прогнал зайчика?

Составляют предложение. (Лисица прогнала зайчика).

Записывают и вспоминают, что было дальше с зайчиком в сказке. Учитель предлагает детям придумать свою сказку об этих героях. Начало написано в тетради, а конец нужно придумать свой.

Далее Гном предлагает составить предложение о героях сказки из слов в Волшебном конверте. Дети из Волшебного конверта достают слова, записанные на разноцветных полосках, рассказывают их. Гном им помогает, предлагает сверху положить жёлтую полоску, ниже зелёную, ещё ниже белую:

Пришли, медведь, на помощь, и, петух, зайке

убежала, плутовка, Рыжая

Дружно, звери, и, весело, живут

Дети читают слова каждого предложения, составляют их так, чтобы получился текст. Текст списывают и дополняют любым предложением, подходящим по смыслу. (Предложения на доске).

Проверка выполненной работы. Обоснование выбора последнего предложения. Учащиеся называют слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

6. Подведение итогов урока.

Учащиеся рассказывают Гному, чему они научились на уроке. Гном подводит итог работы детей и показывает ключ со словом ЗАМОК. Дети читают слово, ставят ударение (замок – замок), выясняют смысл, открывают двери замка, где находятся наборы сказок, которые дети получают в качестве подарка.

Список использованной литературы

1.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э., Занимательно о русском языке. — Л.: Просвещение. 1990.

2. Рыков А.К. Активные формы учебной деятельности в школе. – М., 1987.

3. Володина В.Н. Дидактические игры по русскому языку. НИИ содержания

и методов обучения. – М., 1989.

4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. — М.: Прсвещение.1971

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here