Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 256

ЗАТО город Фокино»

Приморский край

Конспект урока в 5 классе

«Служебные части речи. Предлог»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Балакирева Татьяна Анатольевна

г. Фокино

2010

Конспект урока по теме:

«Служебные части речи. Предлог» (Слайд № 1)

Цель: учить опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных, различать предлоги и приставки, писать предлоги отдельно от самостоятельных слов.

Ход урока:

  1. Работа у доски.

1 уч-ся:

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.

Лермонтов.

— Сделать разбор предложений по членам. Указать части речи.

— Какие из них самостоятельные, а какие служебные? Как вы догадались?

2 уч-ся:

— Выпишите из предложения все словосочетания, укажите главное и зависимое слово.

— Какая часть речи помогла связать слова в словосочетания и предложение?

2. Словарная работа (Слайд № 2)

Предлог – в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения)

  1. (Слайд № 3) Прочитайте предложения из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Укажите предлоги и самостоятельные слова, которые они соединяют.

    1. «Мне ужасно хочется посмотреть кукольный театр! – сквозь слезы сказал Буратино.- Купите у меня за четыре сольдо мою чудесную курточку».

    2. Буратино сел в первом ряду и с восторгом глядел на опущенный занавес.

    3. Из-за картинного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами.

  2. Это интересно! (Слайд № 4)

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение НА ДОРОГЕ звучит так:

ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» ( туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, которому они относятся:

Будапештбен – «в Будапеште» (бен – предлог «в»)

— Возможны ли такие случаи в русском языке?

5. Запишите пословицы. С каким падежом существительного употребляется предлог?

1) Дерево узнают по плодам, а человека по делам.

2) Человек в деле познается.

3) Как птица сотворена для полета, так человек – для работы.

4) Один с сошкой – семеро с ложкой.

5) Он был еще в пеленках, а лень уже – с теленка.

6) За мухой не с обухом.

7) Откладывай веселье до праздника.

8) У ленивой Федорки на все отговорки.

9) Заработал кошке на молоко.

10) Овес к лошади не ходит.

6. Грамматическая задача. (Слайд № 5)

Миша читает приключенческую повесть.

Ему встретилось такое место в книге:

«Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей».

— Откуда же там взялись кости?- думает Миша. Потом он сообразил, что во всем виноват корректор, который пропустил в тексте ошибку.

Вы догадались, какую?

7. Как пишутся предлоги со словами?

Как отличить предлог от приставки?

Обозначение орфограммы – стр. 47.

Упр. 146

8. Самостоятельная работа. Упр. 141.

9. Итог урока (Слайд № 6)

  • Какую роль выполняют предлоги?

  • С какими частями речи употребляются предлоги?

  • Как они пишутся со словами?

  • Как отличить приставку от предлога?

  • Какие части речи называются служебными?

10. Домашнее задание. ( Слайд № 7)

  • §10, упр.143

11.Используемая литература:

  • Русский язык.Практика. 5класс: учеб. Для общеобразват. учреждений)/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; — 16 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010

  • Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here