Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья

ст. Новолеушковской Краснодарского края

Конспект урока в 7 классе

«Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода»

Учитель

Мизильская Наталья Николаевна

Тема урока. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Цели урока. Совершенствование и расширение знаний об имени прилагательном.

Задачи урока.

  1. Углубить знания детей о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода.

  2. Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, к которому оно относится.

  3. Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления, развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, орфографическую зоркость, внимание.

  4. Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплочённости, культуру общения и поведения.

Оборудование: ИД, проектор, ноутбук, презентация, карточки, учебники, школьные принадлежности.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Тихо мы за парты встали

И друг другу покивали

Всем гостям сказали:

«Здравствуйте».

Улыбнулись, поклонились…

И на место повернулись.

— Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня плодотворной работы и хорошего настроения.

  1. Вступительная беседа учителя

— О чем мы будем говорить на уроке, вы отгадаете, прослушав стихотворение.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— О чём мы будем говорить на уроке? (Мы будем говорить об имени прилагательном)

— Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени прилагательного.

— Ребята, вспомните, какая часть речи называется имя прилагательное? (Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

— С чем согласуется имя прилагательное? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным)

  1. Индивидуальное задание

2 человека работают по карточкам у доски:

1) Вставь пропущенные окончания прилагательных

Холодн__, прозрачн__, ключев__ вода.

Пасмурн__, дождлив__ день.

Ярк__, ласков__ солнце.

2) Найди нужное слово, а помогут тебе прилагательные, вставь пропущенные окончания.

Рыжая, хитрая, ловкая …

Косой, серенький, трусливый …

Большой, косолапый, неуклюжий …

Зелёная, колючая, пушистая…

— Послушайте пословицу:

Хорошую речь приятно и слушать.

— А какую речь мы называем хорошей? (Когда слова красивые, яркие, выразительные)

— Имена прилагательные делают речь яркой и выразительной. Послушайте, как звучат имена прилагательные в стихотворении Константина Бальмонта:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

— Ребята, а какая снежинка? (Белая, пушистая, холодная) Обратите внимание, что снежинка может быть не только светлой, белой, пушистой, но и чистой, и ещё смелой. Снежинка смелая – это образное выражение. Если спросить у вас: трава какая? Вы ответите – зеленая, ночь – какая? – темная. Снег — какой? – белый. Ребята, а всегда ли снег белый? На закате он красный, а может серебристый. Снег бывает тёмно-голубой, а ещё пушистый, рассыпчатый. А если потрогать, то холодный, мокрый, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных участвует в описании снега. Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво подбирать прилагательные, тогда наша речь станет ярче и выразительней.

— Итак, ребята сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного.

Проверка индивидуальных заданий.

— Ребята выполнили задание. Давайте проверим.

— Молодцы, ребята.

— А сейчас давайте вспомним, что нужно было сделать в домашнем задании? (Подобрать к именам существительным прилагательные. Указать род, и число)

  1. Проверка домашнего задания

1. Взаимопроверка.

(Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнюю работу своего товарища. О найденных ошибках сообщается учителю, и вместе с ним на основании правил правописания ошибки исправляются)

2. Запись даты: Семнадцатое декабря. Классная работа.

— Проверьте, правильно ли вы записали подчеркнутые орфограммы.

  1. Объяснение нового материала

— Продолжим, ребята работать с именем прилагательным.

— Тема нашего урока: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода». Откройте учебник на стр. 113. спишите тему урока с учебника. (Запись темы в тетрадь). Обратите внимание на орфограммы в словах.

1. Работа с картиной о зиме.

— Ребята, художник нарисовал картину. Что изображено на этой картине? (Зимний лес)

— Какими красками пользовался художник?

— Ребята, я нашла красивое описание картины, но снежинки закрыли некоторые слова. Наша с вами задача восстановить текст.

Зимний лес.

Чудесен, сказочен (зимний) лес. (Пушистый) снег повис на ветках. Сквозь (мохнатые) шапки видно (голубое) небо.

2. Работа с предложением.

Пушистый снег повис на ветках.

— Дайте характеристику предложению. (Простое, распространенное)

— Найдите в предложении имя прилагательное. (Пушистый).

— К какому существительному оно относится? (Снег)

— Какое словосочетание получилось? (пушистый снег)

3. Работа с существительным

1) — Измените по падежам существительное снег.

И.п. снег (какой?) пушистый

Р.п. снега (какого?) пушистого

Д.п. снегу (какому?) пушистому

В.п. снег (какой?) пушистый

Т.п. снегом (каким?) пушистым

П.п. о снеге (каком?) пушистом

— Что мы сделали с существительным? (Просклоняли)

2) – Ставьте вопрос от существительного к прилагательному, и измените прилагательное.

— Выделите окончания.

— Изменилось ли прилагательное? (Изменилось)

— Согласовано ли прилагательное с существительным в разных падежах? (Да)

— Ребята, обратите внимание, что окончания в вопросе и в прилагательном одинаковые. Окончание прилагательного проверяем вопросом.

3) Вывод: — Ребята, имена прилагательные изменяются по падежам, т.е. склоняются. Падеж прилагательного можно определить по падежу существительного. Прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

4. Работа с учебником.

а) чтение школьниками правила по учебнику (стр. 113)

б) упражнение № 144, стр. 113

— Прочитайте задание к упражнению.

— Что нужно сделать. (Списать предложения. Подчеркнуть словосочетания густой лес, чистое поле с предлогами. Определить род и падеж существительных, выделить окончание прилагательных)

— 1 предложение разберем на доске коллективно.

м.р., Д.п. ср.р., Д.п

Ездил богатырь по густому лесу, по чистому полю, защищал Русь от врагов.

Самостоятельно 3 предложение записывает – 1 ряд, 4 предложение – 2 ряд.

Физминутка

Снег лучистый, серебристый, устали наши глаза. Чтобы они отдохнули, закройте их ладошками на несколько секунд. Вам, наверно, захотелось потрогать снег руками, дотянитесь до самой высокой ветки. Снег посыпался вам на плечи, на лицо, потрите уши, щёки, стряхните его. Пусть снег красивый, но очень холодный. Наденьте перчатки на каждый пальчик. Согрелись? Продолжаем наш путь.

  1. Закрепление нового материала

Работа с деформированным текстом.

Согласовать прилагательное с существительным, определить падеж.

Что значит согласовать? (поставить имя прилагательное в том же падеже и числе, что и существительное)

Снег укрыл землю (пушистый) одеялом.

В (белый) инее стоят деревья.

Мы любуемся (зимний) лесом.

Повтор правила: «Прилагательные изменяются по числам, родам и падежам. Падеж прилагательного определяется по падежу существительного».

  1. Игра «Доскажи словечко»

Мы с тобою посидим

И вопросы повторим.

К прилагательным вдвоем

Все вопросы подберем

Я отвечу – золотого, если спросишь ты -__________ (какого?)

Я отвечу заводским, если спросишь ты — __________ (каким?)

Я отвечу удалому, если спросишь ты — ___________ (какому?)

Я отвечу неплохой, если спросишь ты — __________ (какой?)

Расскажу я о смешном, если спросишь — о ________ (каком?)

  1. Итог урока

— Чем занимались на уроке?

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного? (Задать вопрос от существительного к прилагательному)

— Как определить род имени прилагательного? (Род имени прилагательного надо определить по вопросу или по существительному, к которому относится имя прилагательное)

— Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного)

Выставление оценок.

  1. Задание на дом

Правило стр. 113, упражнение 144 (5, 6 предложение), стр. 113.

Резерв

Напиши прилагательные, согласованные с данными существительными. Укажи род.

С белого неба слетают снежинки.

Белым платочком накрылись осинки.

В инее белом у солнца ресницы.

Белый сад, как в сказке, искрится.

Белому лесу приснилась весна.

Белый ковер расстелила зима.

С неба (какого?) белого (Р.п., ср.р.)

Платочком (каким?) белым (Т.п., м.р.)

В инее (каком?) белом (П.п., м.р.)

Сад (какой?) белый (И.п., ср.р.)

Лесу (какому?) белому (Д.п., м.р.)

Ковер (какой?) белый (В.п., м.р.)

«Доскажи словечко»

Мягко светятся иголки

Хвойный дух идет от (елки).

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки

(Белые) снежинки.

На дворе снежок идет

Скоро праздник (Новый год)

Назовите в этих строках имена прилагательные (хвойные, легкие, белые, Новый).

Что является главным украшением Новогоднего праздника? (елка)

Опишите ее. Елка (какая?) вечнозеленая, стройная, пушистая, колючая, нарядная.

Резерв.

Игра «Ты – писатель». (Устно.)

Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи их падеж.

Зимний лес.

Чудесен, сказочен _________ лес. ___________, __________ снег

повис на ветвях. Под тяжестью снега согнулись ___________ берёзы. Дремлют вокруг ___________ ёлочки. Сквозь _________ ,_________

шапки видно__________ небо. Тихо пищат ___________ синицы. С широких

ветвей посыпалась __________ пыль.

Самостоятельная работа.

(Задания дифференцированы)

— А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас. (у каждого ребёнка карточка на парте)

Карточка для учащихся высокого уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Ёлка.

… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.

П

Карточка для учащихся среднего уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Ёлка.

… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.

Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.

роверка: учитель.

Проверка: самоконтроль. (слайд )

Карточка для учащихся низкого уровня:

1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания.

Ёлка.

Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.

Проверка: самоконтроль (по ключу)

Укажи падежи выделенных существительных и поставь вопрос к прилагательным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here