Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Общеобразовательная школа№3»

Конспект занятия по элективному курсу
«Приёмы создания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»

в 10-11 классах

Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения

Автор: Марчевская Надежда Абдлязисовна, учитель русского языка и литературы

Предмет: элективный курс по русскому языку

Класс: 10-11

г. Нягань

2012г.

Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения

Цели:

обучающая: рассмотреть основные способы моделирования вступления к сочинению-рассуждению на ЕГЭ (частьС); развивать навыки работы с текстом;

развивающая: стимулировать мыслительную деятельность учащихся, творческие способности;

роспитывающая: способствовать духовному становлению личности.

Оборудование: мультимедийная установка, тексты.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Сообщение темы, цели.

2. Моделирование вступления к сочинению — рассуждению.

Педагог знакомит учащихся со способами моделирования вступления, представленными на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

Именительный темы

Схема приема:

Запишите ключевое слово.

Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

Сделайте переход к теме исходного текста.

Примеры выполнения:

1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому.

а) упрощенный вариант:

Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.

Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…

б) усложненный вариант:

Ф.М. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.

2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.

Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

Вопросы-стимулы

Схема приема:

1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.

2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

Картина

Схема приема:

1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

2) Сделайте переход к исходному тексту.

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит…

3. Название. Схема приема:

1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

«Ключи от счастья» — так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться!

4. Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения в группах.

Работа по тексту.

Текст №1. Прочитайте текст.

(1) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тяжело раненный немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны на такое? (9) Оставить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек всё-таки. (11) Каково слушать его предсмертные стоны? (12) В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он — таки через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16) Каждое существо, которому помогаешь, не вольно и неизбежно привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нарочно не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода. (По В. Солоухину)

Текст №2. Прочитайте текст.

(1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.

(10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.

(По С. Михалкову)

Задания к текстам

Укажите стиль текста.

Определите тип текста.

Определите тип речи.

Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

Определите позицию автора (к данным текстам вернемся)

Учащиеся выполняют работу в группах (создают вступление к сочинению-рассуждению) по текстам В.Солоухина, С.Михалкова, затем проходит обсуждение написанного, отмечаются достоинства и недостатки работ, проводится редактирование. Группам даются памятки.

Памятка

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …

В данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание: написать вступление к сочинению – рассуждению по тексту (вариант №4 «Практикум» 2011 Г.Т. Егораева ).

Литература

  1. Айзерман Л.С.Сочинение о сочинениях.- М.:Просвещение,1986

  2. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск; Взгляд, 2004.

  3. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;

  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

  7. Грекова Е. Алгоритм сочинения.- М.: Звонница МГ,1995

  8. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; Экзамен, 2006.

  9. Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. М.: Просвещение, 2004.

  10. Лазаренко Г.П.Школьное сочинение как литературный жанр.-М.:1990

  11. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Школьная роман – газета. М.: Издательский дом Карл Гиберт,1997

  12. Обернихина Г.А. Как писать сочинение.-М.: Издательство РИПКРО,1989.

  13. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005;

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here