Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Общеобразовательная школа№3»
Конспект занятия по элективному курсу
«Приёмы создания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»
в 10-11 классах
Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения
Автор: Марчевская Надежда Абдлязисовна, учитель русского языка и литературы
Предмет: элективный курс по русскому языку
Класс: 10-11
г. Нягань
2012г.
Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения
Цели:
обучающая: рассмотреть основные способы моделирования вступления к сочинению-рассуждению на ЕГЭ (частьС); развивать навыки работы с текстом;
развивающая: стимулировать мыслительную деятельность учащихся, творческие способности;
роспитывающая: способствовать духовному становлению личности.
Оборудование: мультимедийная установка, тексты.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение темы, цели.
2. Моделирование вступления к сочинению — рассуждению.
Педагог знакомит учащихся со способами моделирования вступления, представленными на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).
• Именительный темы
Схема приема:
• Запишите ключевое слово.
• Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
• Сделайте переход к теме исходного текста.
Примеры выполнения:
1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому.
а) упрощенный вариант:
Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.
Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…
б) усложненный вариант:
Ф.М. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.
2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.
Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…
Вопросы-стимулы
Схема приема:
1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.
2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.
Картина
Схема приема:
1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
2) Сделайте переход к исходному тексту.
Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…
Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит…
3. Название. Схема приема:
1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.
2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
«Ключи от счастья» — так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться!
4. Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения в группах.
Работа по тексту.
Текст №1. Прочитайте текст.
(1) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тяжело раненный немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны на такое? (9) Оставить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек всё-таки. (11) Каково слушать его предсмертные стоны? (12) В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он — таки через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16) Каждое существо, которому помогаешь, не вольно и неизбежно привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нарочно не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода. (По В. Солоухину)
Текст №2. Прочитайте текст.
(1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.
(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.
(10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.
(По С. Михалкову)
Задания к текстам
• Укажите стиль текста.
• Определите тип текста.
• Определите тип речи.
• Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
• Определите позицию автора (к данным текстам вернемся)
Учащиеся выполняют работу в группах (создают вступление к сочинению-рассуждению) по текстам В.Солоухина, С.Михалкова, затем проходит обсуждение написанного, отмечаются достоинства и недостатки работ, проводится редактирование. Группам даются памятки.
Памятка
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …
В данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание: написать вступление к сочинению – рассуждению по тексту (вариант №4 «Практикум» 2011 Г.Т. Егораева ).
Литература
-
Айзерман Л.С.Сочинение о сочинениях.- М.:Просвещение,1986
-
Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск; Взгляд, 2004.
-
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
-
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.
-
Грекова Е. Алгоритм сочинения.- М.: Звонница МГ,1995
-
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; Экзамен, 2006.
-
Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. М.: Просвещение, 2004.
-
Лазаренко Г.П.Школьное сочинение как литературный жанр.-М.:1990
-
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Школьная роман – газета. М.: Издательский дом Карл Гиберт,1997
-
Обернихина Г.А. Как писать сочинение.-М.: Издательство РИПКРО,1989.
-
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005;