Контрольная работа по теме «Лексика». (10 класс).

I вариант II вариант

1.Найдите слова с одинаковым лексическим значением. Как называются такие слова?

Бежала, Маша, летала, азбука, В море, красивый, свирепый, на

увидя, алфавит, земля. земле, грозный, люди, земля.

2.Определите, у каких из данных в предыдущем задании слов окончания имеют

одинаковое грамматическое задание?

3. Какое значение, прямое или переносное, служит для создания образных выразительных

средств языка?

Выпиши метафоры: Выпиши эпитеты:

сетка небосклона океан улыбок

шепчет шаловливо крапива шепчет

добыча металла металл в голосе

серебряные росы серебряные росы

4.Употреби в прямом и переносном значении слова, составляя с ними словосочетания:

Горький, ветер, море черный, хлебнуть, гроза

5. Как называются данные слова?

Ключевая ( вода) – ключевой (вопрос) Балка (брус)- балка (овраг)

6.Как называется прием нагнетания синонимов 6. Какой прием использовал Некрасов

в художественной литературе?…это обман в песне «Русь»: «Ты и убогая, ты и зрения, галлюцинация, мираж? Обильная, ты и могучая, ты и

бессильная, матушка – Русь»

7. Подбери антонимы к многозначным словам:

Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд) глубокий (сон, озеро, знания, след)

8.Убогая роскошь наряда, живой труп. Это…Приведи свои примеры.

9.Самолюбие- себялюбие, здравица – Адресат – адресант, наследие — наследство

здравница…Это… Это..

Определи разницу в лексических значениях слов.

10.Определи происхождение данных слов, ответ обоснуйте.

Жнец, берег, учитель, храм, Дочь, длань, мощь, жертва, благодать,

грехопадение, медальон флот

11.Подбери к заимствованным словам русские синонимы:

Абстрактный вульгарный

Пассивный игнорировать

Оригинальный актуальный

идеальный идеальный

12. Приведи примеры диалектизмов. 12. Приведите примеры неологизмов.

13. Напиши сочинение – миниатюру, используя фразеологизмы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here