Контрольная работа по теме «Лексика». (10 класс).
I вариант II вариант
1.Найдите слова с одинаковым лексическим значением. Как называются такие слова?
Бежала, Маша, летала, азбука, В море, красивый, свирепый, на
увидя, алфавит, земля. земле, грозный, люди, земля.
2.Определите, у каких из данных в предыдущем задании слов окончания имеют
одинаковое грамматическое задание?
3. Какое значение, прямое или переносное, служит для создания образных выразительных
средств языка?
Выпиши метафоры: Выпиши эпитеты:
сетка небосклона океан улыбок
шепчет шаловливо крапива шепчет
добыча металла металл в голосе
серебряные росы серебряные росы
4.Употреби в прямом и переносном значении слова, составляя с ними словосочетания:
Горький, ветер, море черный, хлебнуть, гроза
5. Как называются данные слова?
Ключевая ( вода) – ключевой (вопрос) Балка (брус)- балка (овраг)
6.Как называется прием нагнетания синонимов 6. Какой прием использовал Некрасов
в художественной литературе?…это обман в песне «Русь»: «Ты и убогая, ты и зрения, галлюцинация, мираж? Обильная, ты и могучая, ты и
бессильная, матушка – Русь»
7. Подбери антонимы к многозначным словам:
Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд) глубокий (сон, озеро, знания, след)
8.Убогая роскошь наряда, живой труп. Это…Приведи свои примеры.
9.Самолюбие- себялюбие, здравица – Адресат – адресант, наследие — наследство
здравница…Это… Это..
Определи разницу в лексических значениях слов.
10.Определи происхождение данных слов, ответ обоснуйте.
Жнец, берег, учитель, храм, Дочь, длань, мощь, жертва, благодать,
грехопадение, медальон флот
11.Подбери к заимствованным словам русские синонимы:
Абстрактный вульгарный
Пассивный игнорировать
Оригинальный актуальный
идеальный идеальный
12. Приведи примеры диалектизмов. 12. Приведите примеры неологизмов.
13. Напиши сочинение – миниатюру, используя фразеологизмы.