Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
I вариант.
-
Продолжите высказывание.
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется
-
Морфология; 2) пунктуация; 3) синтаксис; 4) словообразование.
-
Продолжите высказывание.
Предложения, в которых нет второстепенных членов предложения, называются
-
нераспространенными; 2) сложными; 3) простыми; 4) распространенными.
-
Какой второстепенный член предложения обозначает предмет, с которым связано действие, зависит чаще всего от глагола, выражается существительным или местоимением в косвенном падеже?
-
определение; 2) сказуемое; 3) обстоятельство; 4) дополнение.
-
В каком ряду во всех терминах пропущена одна и та же буква?
-
словосоч…тание, пр…мая речь, воскл…цательное предложение
-
знаки пр…пинания, опр…деление, интонация переч…сления
-
одн..родные члены, об…бщающее слово, в…просительное предложение
-
д…алог, подл…жащее, невоскл…цательное предложение.
-
Укажите грамматическую основу приведенного ниже предложения
Что-то в её голосе меня встревожило.
-
меня встревожило; 2) что-то встревожило; 3) встревожило в голосе; 4) что-то в голосе.
-
Укажите предложение, в котором есть однородные члены.
-
Как и всякая страна, Швамбрания должна была иметь географию, климат, флору, фауну и население.
-
Первую карту Швамбрании начертил Оська.
-
Перед тем как закончить карту Швамбрании, Оська со значительным видом повёл меня за ворота нашего двора.
-
Мы играли в Швамбранию с братишкой несколько лет подряд.
-
Укажите правильное объяснение пунктуации на месте скобки в приведённом ниже предложении.
Мы играли с братишкой в Швамбранию (…) и привыкли к ней, как ко второму отечеству.
-
Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
-
Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
-
Сложное предложение, запятая перед союзом И не нужна.
-
Сложное предложение, запятая перед союзом И нужна.
-
Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены.)
-
Одичавшая домашняя лошадь называется мустангом.
-
Мустанг это одичавшая домашняя лошадь.
-
Мустанги являются потомками лошадей, которых привезли в Америку из Европы в шестнадцатом веке.
-
Численность мустангов сократилась из-за беспощадной охоты на них.
-
Укажите предложение, в котором необходимо поставить двоеточие. (Знаки препинания не расставлены.)
-
В учебнике русского языка есть репродукции картин И. Грабаря, Ф. Решетникова, А. Пластова.
-
На уроках музыки мы слушали произведения русских композиторов Д. Шостаковича, А. Бородина, П. Чайковского.
-
На уроках литературы мы знакомимся с произведениями А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева.
-
Скоро мы будем изучать физику химию биологию.
-
Укажите предложение, в котором нет обращения.
-
«Не спеши, Торопыжка, отдохни, а я тележку отвезу»-, предложил Незнайка.
-
Незнайке стало скучно подметать, и он сказал: «Знаешь, несерьезная это работа для сильного малыша».
-
«Винтик! Ты уже устал с утра работать. Давай я тебя сменю» -, произнёс Незнайка.
-
«Молчун, ты чего так медленно едешь?» — строго спросил Незнайка.
-
Какой знак препинания отсутствует на месте скобки в приведенном ниже предложении?
«Слово – это поступок», (…) писал Лев Толстой.
-
Тире; 2) запятая; 3) двоеточие; 4) кавычки.
Почитайте текст.
(1) Сегодня Цветочный город проснулся рано. (2) Вчера жители узнали, что лес на другом берегу Огурцовой реки полон грибов: белых и лисичек, волнушек и маслят, опят и груздей. (3) Наступило время грибы собирать. (4) Хотя делать это коротышкам было нелегко. (5) Ведь приходилось пилить грибы на части. (6) Коротышки тащили их по кусочкам.
(7) Но дружных малышей и малышек ничто не пугало. (8) Они, как муравьи в муравейнике, собирались все вместе и справлялись с любым делом. (9) К тому же Знайка, Винтик и Шпунтик все время придумывали какие-нибудь усовершенствования для сбора грибов. (10) Сначала применяли работавшие на газированной воде автомобильчики и подъемные краны. (11) А однажды осуществили грандиозный проект, слава о котором достигла Змеевки и Солнечного города. (12) Они наладили доставку грибов по грибопроводу.
(13) — Знайка, а как же заставить грибы двигаться по трубе? – спросил Винтик.
(14) – Используем воздушный шар, — ответил ему Знайка.
(По Н. Носову)
-
Выпишите из предложения 6 все словосочетания, в каждом из них укажите главное и зависимое слово.
-
Укажите вид предложения 2 по количеству грамматических основ.
-
Среди предложений 9 – 12 укажите предложение, в котором нет однородных членов.
-
Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
-
Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово. Составьте схему однородных членов.
-
Укажите номер предложения с обращением.
-
Укажите номер предложения, которое содержит реплику Знайки. Запишите это предложение в виде прямой речи.
-
Укажите среди предложений 1 – 8 номер предложения, в котором постановка знаков препинания объясняется следующим правилом: «Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой».
-
Произведите синтаксический разбор предложения 6.
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
IIвариант.
-
Продолжите высказывание.
Знаки препинания и способы их употребления изучает
-
морфология; 2) пунктуация; 3) синтаксис; 4) словообразование.
-
Продолжите высказывание.
Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения, называются
-
нераспространенными; 2) сложными; 3) распространенными; 4) простыми.
-
Какой второстепенный член предложения обозначает признак предмета или лица, зависит от существительного, выражается чаще всего прилагательным?
-
определение; 2) обстоятельство; 3) дополнение; 4) сказуемое.
-
В каком ряду во всех терминах пропущена одна и та же буква?
-
пр…мая речь, словосоч…тание, подл…жащее
-
знаки пр…пинания, опр…деление, невоскл…цательные предложения
-
обр…щение, одн…родные члены, вопр…сительное предложение
-
д…алог, интонация переч…сления, воскл…цательное предложение
-
Укажите грамматическую основу приведенного ниже предложения
Сегодня меня все слушали внимательно.
-
сегодня слушали; 2) меня слушали; 3) все слушали; 4) слушали внимательно.
-
Укажите предложение, в котором есть однородные члены
-
Том вышел на улицу с ведром известки.
-
Он окинул одним взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души.
-
Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился.
-
В отчаянии Том опустился на землю под деревом.
-
Укажите правильное объяснение пунктуации на месте скобки в приведённом ниже предложении.
Том начал бродить по вечерам вокруг дома Бекки (…) и чувствовал себя очень несчастным.
-
Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
-
Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
-
Сложное предложение, запятая перед союзом И не нужна.
-
Сложное предложение, запятая перед союзом И нужна.
-
Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены.)
-
Самым крупным сухопутным хищником является белый медведь.
-
Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова.
-
Основной добычей белого медведя являются морские животные нерпы моржи морские зайцы.
-
Белый медведь самый крупный сухопутный хищник.
-
Укажите предложение, в котором не ставится двоеточие. (Знаки препинания не расставлены.)
-
На уроках музыки мы слушали произведения зарубежных композиторов И.-С. Баха, Ф. Шуберта, А. Вивальди.
-
В учебнике русского языка есть репродукции картин И. Грабаря, Ф. Решетникова, А. Пластова.
-
На уроках литературы нас ждет знакомство с произведениями Н. Гоголя, В. Короленко, В. Распутина.
-
Скоро мы будем изучать новые для нас предметы физику химию биологию.
-
Укажите предложение, в котором нет обращения.
-
«Всё ты выдумал, Незнайка!» — строго произнес Пунька.
-
Гунька покачал головой и произнес: «Незнайка, ну ты и фантазер!»
-
«Эй, Гунька, что с тобой?» — насторожился Незнайка.
-
«Слушай, все говорят, что я съедаю землянику, которую нахожу»-, сказал Незнайке Гунька.
-
Какой знак препинания отсутствует на месте скобки в приведенном ниже предложении?
Древний мудрец Аристотель говорил (…) «Хочешь узнать человека – заговори с ним.»
-
тире; 2) запятая; 3) двоеточие; 4) кавычки.
Прочитайте текст.
(1) В одном сказочном городе жили коротышки. (2) Все называли их коротышками, потому что они были очень маленькие. (3) Каждый коротышка был с небольшой огурец. (4) В городе у них было очень красиво. (5) Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. (6) Сам город назывался Цветочным городом. (7) Он стоял на берегу прозрачного ручья. (8) «Наш город – это наша родина!» — с гордостью говорили коротышки.
(9) За рекой был лес. (10) Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за грибами, за ягодами, за орехами. (11) Собирать ягоды было трудно, потому что коротышки были ведь очень крошечные. (12) Грибы пилили пилой. (13) Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и несут по кусочкам домой.
(По Н. Носову)
-
Выпишите из предложения 7 все словосочетания, в каждом из них укажите главное и зависимое слово.
-
Укажите вид предложения 2 по количеству грамматических основ.
-
Среди предложений 6– 10 укажите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
-
Выпишите грамматическую основу из предложения 1.
-
Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово. Составьте схему однородных членов.
-
Укажите, какие члены предложения являются однородными в предложении 13.
-
Укажите номер предложения с прямой речью. Запишите схему этого предложения.
-
Укажите среди предложений 9 – 12 номер предложения, в котором постановка знаков препинания объясняется следующим правилом: «Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой».
-
Произведите синтаксический разбор предложения 7.
Материал взят из сборника «Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И. П. Цыбулько» М. Национальное образование, 2012