Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №3
Центрального района Волгограда
Конкурсная работа
для участия в районном конкурсе
«Лучшая методическая разработка урока»
Логопедический урок(занятие) во 2-3классе
по теме «Предлоги»
Группа : Нарушение письма и чтения , обусловленное фонематическим недоразвитием.
Автор: Кошкина Светлана Сергеевна
учитель-логопед МОУ гимназии №3
высшей квалификационной категории,
стаж педагогической работы 19 лет,
логопедический 15 лет
Волгоград 2013
Цели
Обучающие
-
Уточнить представление о предлоге как самостоятельном слове, его роли- связывать слова в предложении
-
Формировать практический навык писать предлоги раздельно с другими словами в предложении ,используя алгоритм рассуждения умение доказывать правильность написания предлогов.
-
Предупреждать аграмматические ошибки в устной и письменной речи.
Развивающие
-
Развивать и формировать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
-
Развивать мыслительные операции через умение сравнивать, анализировать и делать выводы на материале предлогов.
-
Совершенствовать связное учебное высказывание через умение отвечать полным ответом на вопрос учителя
-
Умение ставить перед собой цели, разбивать их на задачи, планировать свою деятельность, анализировать результаты своей деятельности и товарищей.
Воспитывающие
-
Поддерживать интерес и положительное отношение к логопедическим занятиям с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.
-
Воспитывать трудолюбие, аккуратность ,самоконтроль, самооценку, взаимоуважение и взаимопомощь, интерес к поиску информации.
-
Развивать умение работать в группе, парах, согласуя свои действия и мнения.
-
Формировать коммуникативную функцию через умение слушать друг друга.
Оборудование
Индивидуальные карточки :
-
Схемы предлогов
-
массажные мячи
-
схемы оценивания.
-
Мультимедийная поддержка этапов занятий (презентация )
-
Тетради
-
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Ожидаемые результаты
1.Обучающиеся должны приобрести практический навык писать предлоги раздельно с другими словами в предложении ,используя алгоритм рассуждения умение доказывать правильность написания предлогов.
2.Правильно писать предлоги с разными частями речи и схематически обозначать их на письме.
3.Ориентироваться в тетради, быстро находить строчку, столбик, понимать и принимать инструкции логопеда.
4.Применять правила по изученным темам русского языка( предложение, правописание безударных гласных)
5.Предупреждать дисграфические ( аграмматические ) и орфографические ошибки.
6.Ставить перед собой учебные цели, намечать пути их реализации, решать учебные задачи, анализировать свою деятельность
Психолого-педагогические теории и педагогические технологии
1.Л.С.Выготский.Поло жение о двух уровнях умственного развития ребёнка.
2.Е.В.Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии
3.Технология игровой деятельности
4.Проблемное обучение.
5.Игровые технологии
6.Здоровье сберегающие технологии.
-
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
-
Аутотренинг
-
Позитивные аффирмации
7.Использование технических средств обучения и интерактивных возможностей информационного пространства разного уровня
Литература
I. Комплект пособий Мазановой Е.В по коррекции аграмматической дисграфии:
1. Е.В.Мазанова Коррекция по аграмматической дисграфии, рекомендовано Учёным советом Педагогического общества России,М,2006
2.И.Н.Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников,М.,Владос,1997
3. Л.Н.Ефименкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.-М,Владос,2001
II.Дополнительная литература
1.Л.Я.Гадасина, О.Г.Ивановская звуки на все руки, Санкт-Петербург, Детство-Пресс,1999
2.В.В.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь/ В.В.Цвынтарный .-СПб.:Лань,1997
3.М.Н.Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой,М,Метафора,2007
I I I. Интернет ресурсы
1.http://www.logolife.ru
2.№2— Вылетаю Москвы.
№3— Встречайте 7 часов вечера. №4— Жду вокзале. -№5- Продолжайте работать задачей.
Проблема Схема предлогов находится в правом верхнем углу парты.
Но как же пишутся предлоги? Слитно или раздельно со словами? Как это доказать? А поможет нам выполнить образец выполнения задания. Что такое образец? Слайд №5
А поможет нам ответить на этот вопрос –Толковый словарь и Учёная Сова.( 1ребёнок каждое занятие становится ведущим )
Вам нужно выполнить работу по данному образцу и сделать вывод. Слайд №6 Подумай. Докажи. Напиши. (в) воде в прозрачной воде в воде (через) трещину через …………… ……….. (на) небе (к) лесу (по) ступенькам Что заметили? Правильно. Вывод №2: между предлогом и словом к которому оно относится можно вставить слово, следовательно предлоги пишем отдельно. А слова можно вставлять разные, например, слова -признаки Моё слово –красивый, А вы можете вставлять свои слова -признаки
Упражнение «Космос». Цель:Снять напряжение с глаз , предупреждение снижения зрения у обучающихся, укрепление глазных мышц. — Глазки наши закрываются— всё чудесно расслабляется, дышится легко, ровно, глубоко… Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки. Слайд №7 Упражнение .« Лежащая восьмёрка»—3 мин. Музыка Чайковский П.И. « Времена года» или вальс Цветов. Цель :Активизировать точки мозга, правое и левое полушарие Вытягиваем руку, которой пишем и напишем ею в воздухе большие лежащие восьмёрки. Потом другой рукой, теперь двумя руками. Важно: место пересечения восьмёрки должно находиться перед тобой- -между глазами. Следить глазами за линией движения кончиков пальцев! Пальчиковая гимнастика Цель: Развитие пальцевого гнозиса и мелкой моторики,снятие напряжения Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся.
Вместе дело спорится.
Слайд №8 Работа над дыханием и правильным произнесением звука Цель: Автоматизация звука Рь в скороговорках Для следующего задания нам нужно определить последовательность между участниками нашего задания начала, кто будет в какой последовательности отвечать. Будем повторять скороговорку и установим последовательность.
Какой звук мы произносили правильно и чётко?
Слайд №9 Работа в тетрадях. Письменные упражнения. Цель: предупреждение аграмматических ошибок на письме
Составьте словосочетание по картинке. Ответьте на вопрос .Где находится Мишка. Назовите и покажите предлоги .
Работа в тетрадях — Запишим 5 словосочетанийв тетрадь. Как напишем предлог?
—Прочитать записанное предложение.
Работа у доски и в тетрадях Графический диктант. Слайд №10. Папа спешит работа. Какой предлог надо поставить вместо точек и как после этого изменится слово работа.
— Сравним: работа- работу; для связи слов в предложении служат не только предлоги, но и окончания слов..
Правильно, как вариант на работа не соответствует правилам согласования в русском языке Запишим предложения графически. Поочереди выходим к доске и записываем графически предложение, а предлог со словом записываем полностью. Папа спешит … работа. Папа спешит на работу. Карандаш лежит … (полка). Карандаш лежит на полке. Машина остановилась … (школа). Машина остановилась у школы.
Подведём итог нашему занятию. Что мы узнали о предлоге?
Обратная связь. Слайд №11 Упражнения . « Я так чувствую». На полях тетради нарисуйте небольшой кружок и поставьте в нём один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения. Слайд 7 Точка—всё было понятно. ?—осталось ощущение, что что-то непонятно. !—всё было непонятно, есть уверенность, что знания по теме твёрдые. …—тема кажется непонятной.
Спасибо за занятие!
Тетрадь, ручка, карандаш Произносим правильно все звуки, согласные 36 и гласные звуки, их 6 (АОУЭЫИ0 переводим в буквы и записываем в тетради 33 буквы
читают текст по заданию
за, под, на, в.
нет это не слова-предметы, слова-признаки, слова действия Приставки,суффиксы, корень, окончания Это маленькие слова,мы называли их в классе предлоги.
Рисуют в воздухе стрелочки, фигуры
из
на к парте в,около,у,на ,под,над.
Вопрос Что? Обозначают предмет –это существительные
Читают телеграмму №1 Приеду среду. Не хватает предлога в .
Предлоги нужны для связи слов в предложение
нужно вставить по смыслу предлоги.
Схема треугольников
Отдельно
Затрудняются ответить
Чтение значения Учёной Совы значения слова ОБРАЗЕЦ по толковому словарю Ожегова Образец-это правильное выполненное задание Образец по словарю Ожегова 1Показательное и пробное изделие 2.То,чему надо следовать, подражать 3.Способ устройства, вид форма.
Между предлогом и словом можно вставить слово Хороший добрый красный… Карточки с текстом
Массаж глаз
Сжатые пальчики разгибать по-одному
в соответствии с текстом.
Сжать пальцы в кулак и разжать и
разжать их.
Показывают и массируют пальцы
Считалка-скороговорка Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека — цап!
Звук Рь
Ответы детей. выходит из дома. идёт к дому,вышел из дома и т.д
Работа в тетрадях с комментированием
Папа спешит на работу.
После того, как вставили предлог на, появляется окончание –у,. Графическая запись _____ === на работу. Папа спешит на работу. _____ === на полке Карандаш лежит на полке _____ === у школы. _____ === _____ === рядом школы. _____ === возле школы. Машина остановилась у школы
1Предлоги относятся к словам существительным. 2.Пишутся отдельно. 3.Служат для связи слов в предложении
Приложение